Рабочая дополнительная образовательная программа Я живу в России


муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МОУ СШ № 25
_____________/Ю.А.Сидорина/
ФИО
«__»____________20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ С Ш № 25
_____________/_О.А.Сурская_/
ФИО
«__»__________20_ г.

РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Я живу в России»

Учитель: Волкова Надежда Николаевна
Ι квалификационная категория

2015– 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного
и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я живу в России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Я живу в России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я живу в России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Беседы
Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
Классный час
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)

Возраст обучающихсяОбразовательная программа дополнительного образования кружка « Я живу в России» предназначена для детей в возрасте 12-17 лет, желающих заниматься данным видом деятельности. Так как наша школа малочисленная, то одновременно в кружке занимаются дети разного возраста.
Сроки реализации программы и режим занятий
Занятия проводятся с группой учащихся в 8-10 человек 1 раз в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; - родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Тематическое планирование
№ п/пРаздел, темы занятий
Количество часов
1 «Я и я»
Вводный инструктаж ИОТ-016-2014 г. 3 часа
2 «Я и моя семья» 5 часов
3 «Я и школа» 5 часов
4 «Я и культура» 5 часов
5 «Я и мое Отечество» 13 часов
6 «Я и планета» 3 часа
Итого: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
№ занятия
п/п№ занятия в теме Дата Тема занятия Примечание
«Я и я» (3 часа)
Формирование гражданского отношения к себе
1 1 Вводный инструктаж ИОТ -016-2014 г. Беседа «Кто я? Какой я» Откуда я родом» 2 2 Письмо самому себе 3 3 Обсуждение мира моих интересов « Я и моя семья» (5 часов)
Формирование гражданского отношения к своей семье
4 1 Прослушивание песен наших мам и бабушек. 5 2 Забота о родителях – долг совести каждого 6 3 Фотовыставка «Я и моя семья» 7 4 Обсуждение наших отношений с младшими братьями и сестрами. 8 5 Мои семейные обязанности « Я и школа» (5 часов)
Формирование гражданского отношения к школе
9 1 Изучение школьного Устава 10 2 Десант чистоты и порядка на школьном дворе 11 3 Я и мой класс 12 4 Мой лучший школьный друг 13 5 Зачем нужно учиться в школе? «Я и культура» (5 часов)
Формирование отношения к искусству
14 1 Знаменитые писатели и поэты 15 2 Образ русской женщины
в произведениях писателей и поэтов 16 3 Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию» 17 4 Как встречают Новый год в разных странах 18 5 Проведение масленицы в селе Малёвка19 1 Геральдика – наука о гербах. Символика России 20 2 Символы нашего края 21 3 Государственные праздники 22 4 Наши права и обязанности 23 5 Путешествие в страну Законию24 6 Основной закон жизни нашего государства 25 7 Дискуссия «Я – гражданин России» 26 8 Герои России 27 9 Беседа «Есть такая профессия – Родину защищать» 28 10 Беседа « О подвигах женщин в военное время» 29 11 Победа деда – моя победа 30 12 Герои Великой Отечественной войны 31 13 Города - герои « Я и планета» (3 часа)
Формирование гражданского отношения к планете Земля
32 1 В ответе за тех, кого приручили 33 2 Мастерская кормушек. Покормите птиц зимой 34 3 Я – житель планеты Земля.
Берегите природу.