Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по предмету «Социально-бытовое ориентирование» 6 класс (VIII вид)


Филиал МОУ «Средняя школа №5»
Утверждаю
Руководитель Филиала
МОУ «Средняя школа №5»
_________ /Смирнова Л.П./
Адаптированная основная общеобразовательная
рабочая программа
по предмету «Социально-бытовое ориентирование»
6 класс
Учитель Сорокина Лилия Владимировна

г. Кимры
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Цели и задачи: Формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.
В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:
Систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;
Организовать и использовать бригадные формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях, межпредметных связях;
Учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, подходить к учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
«Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приёмами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др. Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда, воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду, развития обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям. В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Транспорт» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии на автовокзал, во время которой учащиеся получат представление вокзала, его основных службах, расписании автобусов. В данном разделе экскурсия на железнодорожный вокзал не предусматривается в рабочей программе, так как наша школа находится в сельской местности и таковой вид транспорта отсутствует. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала.
Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится урок-экскурсия на почту с цель. Расширения и закрепления знаний детей о различных почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков , и формировании новых.
На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (напр., «Квартплата», «Оформление на работу» и т.п.) отводится время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учётом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.
Умение ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу не вырабатывается у умственно отсталого ребёнка автоматически и поэтому на уроках СБО, также как и на уроках трудового обучения его надо целенаправленно формировать.
Одной из важнейших задач курса СБО является коррекция и формирование социальных норм поведения умственно отсталого обучающегося. Культура поведения, взаимоотношений не может рассматриваться как отдельно взятый раздел, хотя некоторые темы изучаются самостоятельно. Задача формирования правильного поведения должно решаться в той или иной степени при изучении любой темы. Это может быть и культура взаимоотношений при выполнении бригадных работ, культура общения при совершении покупок, культура речи в ходе телефонного разговора.
Уровни социально-бытовой подготовленности:
Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи.
Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается со стороны.
Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо критических обстоятельствах.
Формы организации образовательного процесса: коллективные, групповые.
Технология обучения: вводный урок, урок формирования(сообщения) новых знаний, урок формирования и закрепления умений и навыков обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, контрольный урок, комбинированный урок.
Текущий контроль: устный, письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый и выборочный, по пройденному материалу, по новому материалу.Таким образом, контроль усвоения материала по теме должен состоять из трёх частей:
итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний);
контроль уровня сформированности умений (контроль умений);
итоговый контроль свернутой деятельности (контроль навыков).

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
В течении десяти лет обучения в школе учащихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:
в сфере организации питания:
- различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия; - определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жаренном виде) разных продуктов питания;
- различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
- размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
- обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;
- готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);
- правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);
- сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);
- убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;
- соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;
в сфере ухода за телом;
- выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
- мыть тело;
- мыть и расчёсывать волосы;
- чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
- пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;
- пользоваться дезодорантом;
- оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.
в сфере ухода за одеждой и обувью:
- пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);
- складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);
- чистить одежду щёткой;
- стирать одежду вручную и в стиральной машине;
- гладить одежду;
- выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву);
- зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;
- чистить обувь;
- сушить мокрую обувь;
в сфере ухода за жилищем:
- наводить порядок в помещении;
- застилать постель;
- удалять пыль с мебели, зеркал и др.;
- подметать и мыть, пол;
- пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;
- пользоваться пылесосом;
- выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);
- ухаживать за комнатными растениям(поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;
Начиная с первого класса учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
- ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая), связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека), культуры (библиотека, кинотеатр, музей); - различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
- ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
- осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.
- ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;
- обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;
- правильно вести себя в учреждениях культуры;
- пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
- ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;
- пользоваться деньгами, осуществлять платежи.
Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задачи посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр) и местами отдыха (парк). У детей формируются:
- представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.);
- умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.
Начиная с 6 класса учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни. Семья – это микросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:
- называть себя (фамилию, имя. Отчество, возраст), адрес; - называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;
- определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);
- ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;
- планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;
- называть правила ухода за маленькими детьми в семье;
- приглашать и принимать гостей;
- поздравлять с праздником;
- называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.
- называть основные документы гражданина РФ.
- называть документы, предоставляемые при поступлении в профессиональное училище, при устройстве на работу;
- оформлять документы (заявление, анкета);
- ориентироваться в ситуациях: заключения трудового договора, перехода с одной работы на другую, начисления трудового стажа, оформления больничного листа.
Итак, основными содержательными линиями в области социально-бытовой ориентировки школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью является следующие:
- бытовая трудовая деятельность: умения в сфере организации питания, ухода за телом, одеждой, обувью, жилищем, комнатными растениями и другими предметами обихода;
- предприятия и учреждения сферы обслуживания населения:
Ориентировка в услугах предприятий и учреждений сферы обслуживания населения (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта), практические умения пользоваться ими;
- семья: представления о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи;
- трудоустройство: представления о возможностях и порядке трудоустройства, об организационных аспектах профессиональной трудовой деятельности;
- организация досуга; места и способы проведения досуга.

СБО 6 класс
1. Личная гигиена – __ часов
2. Культура поведения - __ часов
3. Питание - __ часов
4. Средства связи – __ часов
5. Медицинская помощь - __ часов
6. Семья – __ часа
7. Жилище – __ часов
8. Одежда – __ часов
9. Транспорт – __ часов
10.Торговля – __ часов
Практические
Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук; варка макарон, картофеля, оформление готовых блюд; написание адреса и индекса на конвертах, составление телеграмм , заполнение телеграфных бланков; сухая и влажная уборка помещений, пользование пылесосом и уход за ним; пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на одежду, стирка и утюжка изделий из хлопчато-бумажных и шелковых тканей.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
1. Правила закаливание организма, правила обтирания, правила соблюдения личной гигиены во время физических упражнений, походов, правила ухода за ногами.
2. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий.
3. Способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами, определение качества и сроков хранения продуктов, правила хранения продуктов в холодильнике и без него, различные меню ужина.
4. Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг при отправлении писем, виды телеграфных услуг.
5. Виды медицинской помощи, функции основных врачей-специалистов.
6. Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место работы и должность родителей, правила поведения в семье.
7. Гигиенические требования к жилому помещению, правила организации рабочего места школьника, правила и последовательности проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение комнатных растения, уход и допустимое количество их в квартире.
8. Правила стирки изделий, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами.
9. Основные транспортные средства, виды междугороднего транспорта, стоимость проезда во всех видах транспорта, порядок приобретения билетов и талонов.
10. Основные виды продовольственных магазинов, их отделы, виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров, порядок приобретения товаров.

Учащиеся должны уметь:
1. Мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за ногами.
2. Культурно вести себя в театре, музее, читальном зале, правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий.
3. Отваривать макаронные изделия, варить кашу на воде и молоке, отваривать картофель и готовить пюре, готовить запеканки из овощей и творога, оформлять готовые блюда, сервировать стол.
4. Находить по справочнику индекс предприятий связи, записывать адреса с индексом на конвертах, составлять различные тексты телеграмм, заполнять телеграфные бланки.
5. Записываться на прием к врачу, вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке.
6. Проводить сухую и влажную уборку помещения, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
7. Пришивать пуговицы, крючки, кнопки, зашивать одежду, подшивать платья, брюки, рукава, подбирать моющие средства для стирки, стирать и гладить изделия.8. Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании движения транспорта, определять направление и зоны, пользоваться кассой-автоматом при покупке билетов на пригородные поезда.
9. Подбирать продукты к ужину с учетом меню, обращаться к продавцу, кассиру.

СБО. 6 класс, 1 четверть - 16 часов

П/п Тема Кол-во часов Дата планируемая Дата фактическая Примечание
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА 1. Уход за кожей рук, ногтями и ногами 1 2. Косметические средства 1 3. Правила по ТБО при работе с ножницами , пилочками, щипчиками 1 4. Значение закаливания организма 1 5. Физические упражнения для закаливания организма 1 6. Регулярное занятие спортом 1 7. Правила и приемы ухода за органами зрения 1 8. Способы сохранения зрения 1 9. Губительное влияние наркотиков на организм человека 2 КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ 10. Правила поведения в школе, в гостях, в общественных местах 1 11. С.Р.И. «Поездка в общественном транспорте» 1 12. Способы ведения разговора со старшими и сверстниками 2 ПИТАНИЕ 13. Значение питания в жизни человека 1 14. Правила ПО ТБ при работе с плитой 1 СБО. 6 класс, 2 четверть - 16 часов

П\п Тема Кол-во часов Дата планируемая Дата фактическая Примечание
1. Санитарно – гигиенические требования к приготовлению готовых блюд 1 2. Способы хранения готовых блюд 1 3. Правила и способы выбора продуктов: овощных, мясных, рыбных 2 4. Приготовление бутербродов: мясных,рыбных 2 5. Приготовление салатов 1 6. Значение диетического питания 1 7. Жареные, отварные, тушеные блюда 1 8. Крупы и каши из них 1 9. Обобщение пройденной темы 1 СРЕДСТВА СВЯЗИ 10. Основные средства связи (почта телеграф телефон) 2 11. Виды почтовых отправлений. 1 12. Заполнение бланков. Практическая работа 1 13. Виды писем. Написание адреса на конверте 1 СБО. 6 класс, 3 четверть 19 часов

п/п Темы Кол-во часов Дата планируемая Дата фактическая Примечание
1. Виды писем, написание адреса на конверте. 1 2. Отправление бандероли, посылки. Заполнение бланков 1 3. Экскурсия на почту 1 4. Интернет как вид связи 1 5. Обобщение темы. Проверочная работа 1 ОДЕЖДА 6. ТБ при работе с иглами, ножницами. Мелкий ремонт одежды. 2 7. Подготовка белья к стирке. Сортировка 1 8. Замачивание, стирка белья вручную 1 9. Кипячение 1 10. Стирка белья в стиральной машине 1 11. Моющие средства 1 12. Правила ТБ при работе с утюгом. Утюжка белья 2 13. Выведение пятен. Борьба с молью 1 14. Обобщение пройденной темы. Проверочная работа 1 ТОРГОВЛЯ 15. Магазин промтоваров и их отделы. Экскурсия в магазин. Порядок приобретения товаров. Оплата, хранение чеков. 2 16. Обобщение темы. Проверочная работа 1 СБО. 6 класс, 4 четверть 17 часов

Тема Кол-во часов Дата планируемаяДата фактическая примечания
ТРАНСПОРТ 1. Городской транспорт и его маршруты 1 2. Оплата проезда на всех видах транспорта 1 3. РИ «Поездка в общественном транспорте» 1 4. Передвижение от дома до школы 1 5. Улицы, по которым ходит общественный транспорт 1 6. Правила дорожного движения 2 7. Экскурсия в городской автопарк 1 8. Обобщение пройденной темы. Проверочная работа 1 МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ 9. Домашняя аптечка. Доврачебная и врачебная помощь. 1 10. Как вызвать врача на дом. Как записаться к врачу в поликлинике 1 11. Медицинские учреждения: поликлиника, больница, диспансер 1 12. Экскурсия в поликлинику 1 13. Меры предупреждений глистных заболеваний 1 14. РИ «Наложение повязок, измерение температуры, обработка ран» 2 15. Обобщение темы. Проверочная работа 1