Урок Два поэтических мира: Н.Рубцов и С.Есенин











Конспект
урока литературы в 11 классе
На тему:
“Два поэтических мира: Николай Рубцов и Сергей Есенин”.























Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Н. Рубцова, научить анализу поэтического текста, находить черты литературной традиции С. Есенина в поэзии Н. Рубцова; обучение сравнительному анализу.
Оборудование урока: портреты Н. Рубцова, С. Есенина, аудиозаписи песни «Берёзы», романса «Отговорила роща золотая», репродукции картин И. Левитана. ЭПИГРАФ: «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»
I. Слово учителя. ( звучит запись песни «Берёзы») Я не случайно начала урок с этой песни, ведь её слова заставляют нас задуматься о своём отношении к Родине, а образ белой берёзки был всегда дорог и любим двумя поэтами, о которых пойдёт речь на нашем уроке. Тема его: «Есенин и Рубцов: уроки поэтического мастерства»
Как душу ребёнка строит народная сказка, как обновляет землю первый весенний дождь, так в наше страшное cвоей бездуховностью, ожесточением и цинизмом время способна пробудить нас и очистить, вернуть данное нам от природы чувство прекрасного светлая, родниковая поэзия Н. Рубцова и С. Есенина. Я подумала, что именно сейчас она нам особенно необходима. Ведь каждый из вас ищет сегодня свой берег добра или зла на реке жизни.
На реке поэзии Рубцова и Есенина есть только причалы добра. Даже в тёмную ненастную ночь на них светит одинокая звезда. Грусть и печаль, тоска и тревога, одиночество открываются нам в злых ветрах, тяжёлых ливнях, увядающих цветах. Но что человек без этих чувств? А с другой стороны, если бы он отдавался только им, разве бы предстал перед нами мир в его полноте и гармонии?
Попробуем найти ответ в стихах: Ночью я видел:
Ломались берёзы!
Видел: метались цветы!
Гром, рассылающий
Гибель и слёзы,
Всех настигал с высоты!
Как это странно
И всё-таки мудро:
Гром роковой перенесть,
Чтоб удивительно
Светлое утро
Встретить, как светлую весть!
Дороги жизни, выбор пути, судьбы – вот, с чего начинается близость поэтов
( рассказ о жизни поэта )
В чём же истоки поэзии Есенина и Рубцова?
( чтение стихотворений «Тихая моя родина» и «Гой ты, Русь») II. Задание по группам.
Попробуйте, определить ведущие темы в лирике Есенина.
( тема родины, природы, судьбы человека)
Итак, кровная привязанность к родным местам, народная жизнь, речь – вот, что лежит в основе творчества лириков.
Можно ли сказать, что живая традиция Рубцова – это внешнее подражание Есенину?
( нет, она во внутреннем их родстве, в их духовных связях)
Муза Есенина много значила для Рубцова: она помогла ему поэтически осмыслить свою глубинную связь с землёй, но если Есенин воссоздаёт живописный образ родины, то у Рубцова этот образ иного, во многом музыкального, философского характера.
Прослушайте четверостишие и подумайте, от чьего образа России идут оба поэта?

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
(А. Блок)
Связь с родиной потаённая, необъяснимая – это в лирике и Есенина и Рубцова.
Теперь же давайте попробуем определить, что есть в их поэзии общего, а в чём своеобразие каждого из них.
чтение стихотворения Рубцова «Ночь на родине»
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сёл не слыхивали грома!
Не встрепенётся ветер у пруда,
И на дворе не зашуршит солома,
И редок сонный коростеля крик
Вернулся я – былое не вернётся!
Ну что же? Пусть это хоть остаётся,
Продлится хотя бы этот миг,
Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет потрясений,
И всей душой, которую не жаль
Всё потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром
Какой мотив определяет звучание этого стихотворения?
Какой привычный образ поэзии Рубцова продолжает своё развитие?
( спокойная, тихая, ровная, задумчивая мелодия, определяющаяся мотивом возвращения к тем местам, которые «врачуют душу». Развивается и мотив тишины – в нём пробивается мажорная струйка светлой радости, идущей от миротворной настроенности пейзажа.)
В чём особенность пейзажной зарисовки?
( пейзаж детализирован: дуб, вода, тени, крыши сёл, пруд, солома)
Каков последний, завершающий штрих в этом пейзаже?
( он звуковой: редок сонный коростеля крик)
Каково смысловое звучание многоточия в конце этой строки?
Следующая строка – абсолютный центр стихотворения, передающий душевное состояние героя: Вернулся я – былое не вернётся!
Проследим за синтаксисом стихотворения.
1-я половина – в основном короткие предложения, завершающее из них – восклицательное, ещё дважды ему предшествуют восклицательные знаки.
2-я часть – 2,5 строфы – одно предложение, оканчивающееся многоточием.
Выделим отрицательные конструкции (глаголы и отрицательные наречия), анафоры, двойные конструкции, повтор, усиленный постоянным эпитетом – тихо.
Сколько раз повторяется он в стихотворении?
( дополняется синонимом спокойно )
Что перед нами диалог или монолог?
( монолог: трагическое ощущение невозвратности былого врачует единение поэта и мира, доходящим до полного слияния, что подчёркивается монологичностью речи и тем, что последний аккорд стихотворения сводит воедино развивающиеся картинные, мелодичные образы и душевные признания:
И всей душой, которую не жаль
А теперь обратимся к стихотворению Есенина ,, Край любимый”
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Какие художественные средства использует поэт, чтобы показать нам красоту родной земли и выразить свои чувства к ней?
( метафора: выткался алый цвет зари плачет иволга
эпитеты: алый цвет, на душе светло.)
Какой предстаёт природа в стихах Есенина и Рубцова?
( Она олицетворена, одухотворена. В ней нет места тишине, звуковые образы озвучивают сюжеты, здесь мы можем услышать и тихие звуки. В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления.)
Какие цвета мы можем встретить в стихах?
В чём находят поэты источник вдохновения?
(в природе, именно она дарует жизнь, надежду, свет – это и судьба поэтического слова)
в чём видят Есенин и Рубцов свой нравственный идеал?
(в простой русской деревне, русской природе, людях)
Недаром, как заклинание звучат слова:
,, Россия! Русь! Храни себя, храни!”
К сожалению, не сумела Русь сохранить двух своих сыновей–Есенина и Рубцова.
Каждый из них по-своему самобытен.
В праве ли мы сказать, что Рубцов подражает Есенину?
( нет, каждый шёл своими путями к тому, что сблизило поэтов-любовь к родному краю, родной земле.)
Но что же всё-таки проскальзывает в рубцовских строчках от Есенина?
( ритмика и мелодика стиха, цветопись)
Как строятся стихотворения поэтов?
( Рубцов строит их на двух планах: пейзажном и психологическом; Есенин же «упрощает» структуру произведения, оставляя один план- пейзажный)
Рубцов заимствует у Есенина не только лирическую тему, но и ритмику, мелодику, размер стиха. Но средства словесной живописи, характер лирического героя у него совершенно оригинальны.
Взгляд лирического героя Рубцова словно скользит вокруг. Полностью сосредоточений на своих сокровенных мыслях, поэт ограничивается лёгкими пейзажными штрихами. У Есенина же пейзаж выписан подробно, с обилием ярких деталей. В процессе восприятия включены все органы чувств (слух, запах, вкус)
Воспроизводя есенинскую мелодию и интонацию, Рубцов творит при этом свой самобытный мир, в котором переплелись воедино традиция и новизна.
И если Есенина мы вправе назвать «поэтом действительности», то Рубцова можно отнести к представителям «психологической лирики»
Много сделали поэты и для обновления образности языка:
Есенин

Там синь и полымя воздушней
И легкодымней пелена
Рубцов
Когда заря смеркается и брезжит, как будто тонет в омутной ночи, и в гробовом затишье побережий скользят её прощальные лучи, мне жаль её.
,, Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел”- и из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется покаяться перед всем миром или забиться в угол и выплакать всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём.
В минуту музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берёз.
Отчего же это и почему так мало поют у нас Есенина и Рубцова? Самых певучих поэтов! Витают их светлые души над Россией и тревожат нас вечной грустью.
Роса на траве, туман над рекой, где-то фыркает в ночи конь. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русскими поэтами Россия.
Тихо! Плывут над ней сокровенные слова:
Отговорила роща золотая

Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений Рубцова или Есенина, написать сочинение – миниатюру «Русская природа в лирике одного из поэтов».
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515