Адаптированная рабочая программа по географии 9 класс 8 вид


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1г. Советский
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по учебно-воспитательной работе директор МБОУСОШ№1 г. Советский
________________________ Т.В.Дидич ________________А.В. Бричеев«29» августа 2015 г. «29» августа 2015 г.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«География »
9 класс
2015 - 2016 учебный год

Учитель: Котегова Татьяна Александровна
Квалификационная категория: высшая
Программа составлена в соответствии с Примерной программой Т.М.Лифановой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «География 6-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой, М: Владос, 2010 г
Количество часов по учебному плану на 2015-2016 учебный год: 35 часа
Рассмотрено на заседании школьного методического совета
Протокол № 1 от «29» августа 2015 г.
г. Советский
2015 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по географии материков и океанов для 9 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе типовой авторской программы Т.М.Лифановой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «География 6-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой, М: Владос, 2010 г; основной образовательной программы школы; федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Изучение географии материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение». Учитывая общие и специальные задачи коррекционного обучения, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению учащимися элементарных географических знаний.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.
Целью данной программы является использование процесса обучения географии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств, формирование элементарных сведений о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, особенностях взаимодействия человека и природы.
Задачи
Образовательные:
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве материков и океанов.
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Коррекционно - развивающие:
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.
Личностными результатами изучения курса являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации, в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос
( практические работы, итоговая контрольная работа в конце учебного года) и устный опрос.
С учётом психофизиологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на каждом уроке формулируются коррекционно-развивающие задачи, которые предусматривают:
-корректировку внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
-коррекцию и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
-коррекцию и развитие связной письменной речи;
-коррекцию и развитие памяти (кратковременной, долговременную)
-коррекцию и развитие зрительных восприятий;
-развитие слухового восприятия;
-коррекцию и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
-коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
(планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года)
Учащиеся должны знать:
Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии.
2. Границы, государственный строй и символику России.
3. Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своем крае, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях.
4.Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
5.Названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Учащиеся должны уметь:
1.Находить на политической карте Евразии, изучаемые государства и их столицы.
2.По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии.
3.Показать Россию на политических картах мира и Евразии.
4.Находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон)
5.Давать не сложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края.
6.Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своего края.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в форме оценивания ЗУН обучающихся по четвертям и по итогам года.
Учебно-методический комплекс
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004 г.
Примерная программа Т.М.Лифановой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «География 6-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой, М: Владос, 2010 г
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классы». Москва. Просвещение, 2010 год под редакцией И.Б. Бгажноковой.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
http://tеасhег.fiо.ru - Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:
http://edu.secna.ru/main -Новые технологии в образовании:
http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka-Путеводитель «В мире науки» для школьников:
http://mega.km.ru-Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия:
http://www.rubricon.ru; http://www.encyclopedia.ru- Сайты «Мир энциклопедий»
Содержание программы
Политическая карта Евразии(22 часа).
Западная Европа(3 часа)
Великобритания (Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
Франция (Французская Республика).
Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа.
Испания. Португалия (Португальская Республика).
Италия (Итальянская Республика).
Греция (Греческая Республика).
Северная Европа.
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа.
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика).
Венгрия (Венгерская Республика).
Румыния ( Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).
Сербия. Черногория.
Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Литва (Литовская Республика).
Белоруссия (Республика Беларусь).
Украина.
Молдавия (Республика Молдова).
Азия.
Центральная Азия.
Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркмения (Туркменистан).
Киргизия ( Кыргызская Республика).
Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго-западная Азия.
Грузия.
Азербайджан (Азербайджанская Республика).
Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика).
Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран).
Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Южная Азия.
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия.
Китай (Китайская Народная Республика).
Монголия.
Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).
Япония.
Юго-Восточная Азия.
Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия) или другие государства по выбору учителя.
Россия (повторение) (4 часа).
Границы России.
Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России.
Столица, крупные города России.
Обобщающий урок по России.
Обобщающий урок по географии материков и океанов.
Практические работы
Обозначение на контурной карте государств Евразии и их столиц. Нанесение границ Европы и Азии.
Свой край (9 часов).
История возникновения нашего края.
Географическое положение. Границы. Рельеф.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озёра. Канала. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоёмов.
Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). «Красная книга». Охрана растительного мира.
Животный мир нашей местности (хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе наносимый браконьерами. «Красная книга». Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.
Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Промышленность. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы.
Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводствои т. п.).
Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
Наш город (посёлок, деревня).
Обобщающий урок «Моя малая Родина».
Практические работы
Обозначение на контуре границ ХМАО. Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых.
Географическая номенклатура
Великобритания. Франция. Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Испания. Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика). Греция (Греческая Республика).
Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика). Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика).Румыния ( Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).Сербия. Черногория. Эстония (Эстонская Республика).Латвия (Латвийская Республика).Литва (Литовская Республика).Белоруссия (Республика Беларусь).Украина.Молдавия (Республика Молдова). Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения (Туркменистан). Киргизия ( Кыргызская Республика). Таджикистан (Республика Таджикистан). Грузия. Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Турецкая Республика). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламская Республика Афганистан). Индия (Республика Индия). Китай (Китайская Народная Республика). Монголия. Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). Япония. Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия.
Россия.
Тематическое планирование
№ппТема раздела Количество часов Практические работы
1 Политическая карта Евразии 22 9
2 Россия 4 1
3 Свой край 9 2
Итого 35 12

Календарно - тематическое планирование
.№ п/п Тема урока
Кол-во часов Тип урока Работа с понятиями Коррекционная работа Дата
1 Политическая карта Евразии- 1 час
Государства Евразии (обзор). 1 Урок ознакомления с новым материалом Работа с политической картой Евразии. Обзор государств континента Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.
Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
2 Западная Европа.
Великобритания: географическое положение, природа, экономика, население. ПР№1"Обозначение на карте государств" 3 Урок - практикум Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Обычаи, культура и традиции страны. 3 Франция: географическое положение, природа, экономика, население. 1 Урок формирования новых знаний и умений 4 Германия: географическое положение, природа, экономика, население. 1 Урок - практикум 5 Южная Европа.
Испания. Португалия. ПР№2 "Обозначение на к\карте государств Южной Европы и их столиц". 3
1 Урок ознакомления с новым материалом, обучения умениям и навыкам. Практикум. Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.
Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. 6 Италия: географическое положение, природа, экономика, население. 1 Урок новых знаний 7 Греция (Греческая Республика). 1 Урок ознакомления с новым материалом 8 Северная Европа.
Норвегия. Швеция. ПР№3 "Обозначение на к\карте государств Северной Европы и их столиц" 2
1 Урок ознакомления с новым материалом, обучения умениям и навыкам Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.
Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.
9 Финляндия (Финляндская Республика) 1 Комбинированный урок 10 Восточная Европа.
Польша. Венгрия .ПР№4 "Обозначение на к\карте государств Восточной Европы и их столиц" 5
1 Урок - практикум Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. 11 Чехия (Чешская Республика). Словакия( Словацкая Республика) 1 Урок ознакомления с новым материалом 12 Румыния( Республика Румыния).Болгария( Республика Болгария). 1 Урок ознакомления с новым материалом 13 Страны Балтии. 1 Комбинированный урок 14 Белоруссия. 1 Урок новых знаний. 15 Центральная Азия-
Казахстан (Республика Казахстан) Узбекистан (Республика Узбекистан).ПР№5 "Обозначение на к\карте государств Центральной Азии и их столиц". 2
1 Урок- практикум Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.
16 Туркмения (Туркменистан). Киргизия (Кыргызская Республика). 1 Комбинированный урок 17 Юго- Западная Азия
Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика).Армения (Республика Армения).ПР№6 "Обозначение на к\карте государств Юго-Западной Азии и их столиц". 2
1 Комбинированный урок Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции. Коррекция внимания (объем и переключение).
Коррекция зрительного и слухового восприятия.
Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).
Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
18 Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак).Иран (Исламская Республика Иран). 1 Комбинированный урок 19 Южная Азия
Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика. ПР№7 "Обозначение на к\карте государств Южной Азии и их столиц". 1
1 Урок - практикум Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции. Коррекция зрительного и слухового восприятия.
Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).
Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.
20 Восточная Азия
Китай (Китайская Народная Республика): географическое положение, природа, экономика.ПР№8 "Обозначение на к\карте государств Восточной Азии и их столиц".. 2
1 Урок новых знаний Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции. 21 Япония: географическое положение, природа, экономика, население. 1 Комбинированный урок 22 Юго-Восточная Азия
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд). ПР№9 "Обозначение на к\карте государств Юго-Восточной Азии и их столиц".. 1
1 Комбинированный урок Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции. Развитие способности обобщать и делать выводы.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления
23 Россия
Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии. Сухопутные и морские границы России. ПР№10 "Обозначение на к\карте государства и его столицы". 4
1 Урок новых знаний Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии. «Путешествие» по карте по сухопутным и морским границам России. . Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.
Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения).
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.
Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
Коррекция устойчивости внимания.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
24 Административное деление России. 1 Урок- практикум Административное деление России. Субъекты РФ (области, округа, республики). 25 Столица, крупные города России 1 Комбинированный урок Крупные города РФ. Заочное путешествие по городам РФ. 26 Обобщающий урок по географии материков и океанов. 1 Урок контроля и проверки знаний и умений 27 Свой край
ХМАО. Географическое положение. История возникновения нашего края.ПР№11" Обозначение на контуре границ ХМАО" 9
1 Урок- практикум Географическое положение ХМАО. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
Коррекция восприятия времени.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
28 Рельеф, полезные ископаемые и почвы нашей местности. ПР№12 "Обозначение на к\карте месторождений полезных ископаемых". 1 Урок- практикум Рельеф, полезные ископаемые и почвы 29 Климат ХМАО. 1 Урок новых знаний Климат 30 Реки, озёра нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоёмов. 1 Комбинированный урок Рельеф, климат, внутренние воды 31 Растительный мир нашего края. Красная книга. Охрана растительного мира. 1 Урок новых знаний Растительный мир; Красная книга. 32 Животный мир нашей местности. Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники. 1 Урок ознакомления с новым материалом Животный мир; Заповедники, заказники. 33 Население. Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня. 1 Комбинированный урок Население. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня. 34 Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. 1 Урок новых знаний Специализация промышленности и сельского хозяйства 35 Итоговый урок по теме: «Свой край". 1 Урок контроля и проверки знаний и умений