Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения по биологии для детей с ОВЗ (VII вид)


МКОУ БАЗАРНОСЫЗГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО БИОЛОГИИДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
(VII вид)
УЧИТЕЛЬ: ВИРЯСКИНА О.П.
2014- 2015 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе
Федеральный закон "Об образовании в РФ";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-271);
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ
Федерального Государственного стандарта,
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов (0,5 часов в неделю), в соответствии с учебным планом ОУ по индивидуальному обучению, 7 вид.
Рабочая программа адресована учащимся с ОВЗ (7 вид ) 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
•нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
•соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
•личностная ориентация содержания образования;
•деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
•усиление воспитывающего потенциала;
•формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
•формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
•приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
•подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
• Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
•навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ
реализация образовательных программ, адаптированных к особенностям детей с задержкой психического развития по предмету биология
1. Особенности детей с задержкой психического развития. Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой первого класса массовой школы. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико- грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Характерным признаком семилетних детей с ЗПР является недостаточная готовность к школе. Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.
2. Организация и содержание обучения школьников с задержкой психического развития Вместе с тем, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии при соответствующем обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Обучение детей с отклонениями в развитии, независимо от формы организации специального образования, должно проводиться в строгом соответствии с заключениями соответствующего лечебно-профилактического учреждения и/или ПМПК о форме обучения и рекомендованными образовательными программами. Существует три вида образовательных программ для детей с отклонениями в развитии: для умственно отсталых в степени дебильности - программа вспомогательной школы (специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида); для детей с задержкой психического развития (ЗПР) - программы для детей с ЗПР; для всех остальных детей - программы массовой школы.3. Требования к качеству обучения школьников с задержкой психического развития. Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по каждому предмету. Параметры измерителей учебных достижений учащихся школы (школы-интерната) для детей с ЗПР аналогичны параметрам для детей, обучающихся в общеобразовательной школе. Конкретные задания, разрабатываются педагогами, работающими с детьми, с учетом клинико-психологических особенностей детей с ЗПР и их возможностей в получении образования. Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ЗПР текущие проверки овладения знаниями должны проводиться чаще, чем в школе общего назначения.
Пояснения к адаптированным программам для обучения школьников с задержкой психического развития
БИОЛОГИЯ
По отдельным темам предлагаемых проектов программ внесены изменения в количество часов, отводимых на их изучение, последовательность изучения материала, количество и содержание лабораторных и практических работ, требования к знаниям и умениям учащихся.
7 класс Животные
1. Общие сведения о мире животных. Строение тела животных (2 часа)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы рассматриваются обзорно.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма рассматриваются обзорно.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Тема 2. Подцарство Простейшие (1 час)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы не рассматривается.
Значение простейших в природе и жизни человека рассматривается обзорно
Лабораторная работа
Изучение строения инфузории-туфельки иллюстративно.
Тема 3. Подцарство Многоклеточные животные.Тип кишечнополостные (1 ч)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение рассматривается обзорно.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека выносится за рамки урока.
Тема 4. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (2 часа)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека рассматривается обзорно
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах не рассматривается
Значение червей и их место в истории развития животного мира рассматривается обзорно.
Лабораторные работы:
1.Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение выносится за рамки урока.
Изучение внешнего строения дождевого червя.
Тема 5. Тип Моллюски (2 часа)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение рассматриваются обзорно.
Лабораторные работы:
Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков.
Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков выносится за рамки урока.
Тип членистоногие (1 ч). Исключаются вопросы: «Изучение внутреннего строения ракообразных, насекомых», «Размножение ракообразных».
Тип хордовые (7ч). Класс рыбы. При изучении вопроса «Особенности строения систем внутренних органов» рассматриваются дыхательная, кровеносная и нервная системы. Изучение вопроса «Обмен веществ» исключено. Не рассматриваются задачи продовольственной программы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных, их охрану целесообразно не изучать на отдельном уроке, а включать этот аспект в каждый урок данной темы. Следует исключить лабораторную работу по темам «Внутреннее строение рыбы», «Скелет рыб» (дается ознакомительно).
Класс земноводные. Не изучаются нервная система и органы чувств земноводных. Из систем внутренних органов рассматриваются только кровеносная и дыхательная системы. Тема «Скелет лягушки» дается только ознакомительно.
Класс птицы. Из систем внутренних органов изучаются только системы органов дыхания и кровообращения. Не рассматривается тема «Обмен веществ». Вопрос «Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения птиц» выносится на факультативные занятия. Строение перьев птиц изучается только в процессе лабораторной работы. Не проводятся лабораторные работы по темам «Строение скелета птиц» и «Внешнее строение птиц». Рекомендуется демонстрировать не только модель яйца птицы, но и настоящее куриное яйцо.
Класс млекопитающие. Предлагается из систем внутренних органов рассматривать только системы органов дыхания и кровообращения, не изучать обмен веществ. Вопрос «Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения» выносится на факультативные занятия. Не проводятся демонстрация модели головного мозгам млекопитающего, и обобщающий урок по теме «Особенности строения и жизнедеятельности хордовых, их роль в природе и народном хозяйстве».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: - особенности внешнего строения животных в связи со средой; - строение скелета рыбы, птицы, млекопитающего; - поведение рыб, птиц, млекопитающих; - общую характеристику изучаемых типов и классов; - взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы в природном сообществе (на местном материале); - значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека, основные меры охраны животных. Учащиеся должны уметь: узнавать основных изученных животных (в коллекции, природе); - выявлять приспособленность организмов к совместному обитанию в природном сообществе, составлять цепи питания; - проводить наблюдения за поведёнием аквариумных рыб, птиц, домашних животных; - соблюдать правила поведения в природе; - составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления таблиц и схем. Не следует требовать от учащихся знания формулировок об усложнении строения кровеносной, дыхательной и нервной систем млекопитающих, запоминания основных этапов и доказательств эволюции животного мира, умения сравнивать животных основных типов, делать вывод об их родстве.
Учебно-тематический план
Тема программы Количество часов
1. Общие сведения о мире животных. Строение тела животных 2
2. Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные 1
3. Подцарство  Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные 1
4. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви 2
5. Тип Моллюски 2
6. Тип Членистоногие 1
7. Тип Хордовые 7
8. Развитие животного мира на Земле 1
Календарно - тематическое планирование
Наименование предмета: биология
Класс: 7
Общее количество часов по учебному плану: 17 ч , 0,5 часа в неделю
Календарно тематическое планирование составлено на основании учебной программы:
Авторы программы В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.,
Курс: Животные
Учебник: В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева. Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
№ Тема урока. Содержание темы. Кол-во  час. Целевой блок урока Д/з Планируемые сроки проведения Факт. Дата проведения
Общие сведения о мире животных. Строение тела животных 2 ч. 1
2 Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных».
Клетка. Ткани. Органы и системы органов. Обобщение темы «Строение тела животных» 1
1 ч Сформировать у учащихся общие представления о многообразии животного мира, интерес к изучению зоологии; ознакомит с основными компонентами учебника и правилами работы с ним. Формировать понятие о средах обитания и местах обитания животных; раскрыть сложные взаимосвязи и взаимозависимость животных в природе; показать влияние деятельности человека на природные сообщества. Сформировать знания о единстве органического мира на основе учения о клетке, о сходстве и различии растительной и животной клеток, о взаимосвязи функций всех тканей организма. Пар.1-5
Пар.6-8 11.09
25.09 Подцарство Простейшие,
или одноклеточные животные 1 ч. 3 Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории, или Ресничные. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения Инфузории-туфельки. Многообразие простейших. Обобщение знаний по теме «Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные» 1 Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей одноклеточных животных. Закрепить знания о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими одноклеточными животными, о роли одноклеточных животных в природе и жизни человека. Пар.9-12 09.10 Подцарство  Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные 1ч. 4 Тип Кишечнополостные.  Общая характеристика. Пресноводная гидра. Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме: «Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные» 1 Изучить особенности внешнего строения и образа жизни кишечнополостных в связи со средой их обитания. Сформировать знания о многообразии, классификации и происхождении современных кишечнополостных животных, их роли в природе; обобщить, систематизировать и закрепить знания и умения по материалам темы «Тип Кишечнополостные» Пар.13-14 23.10 Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви 2ч. 5 Тип Плоские черви. Белая планария. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. 1 Раскрыть особенности внешнего строения свободноживущих и паразитических плоских и круглых червей и процессов жизнедеятельности в связи с их образом жизни и средой обитания. Пар.15-17 13.11 6 Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. 1 Сформировать знания об особенностях строения представителей типа Кольчатые черви; о характерных чертах строения и жизнедеятельности многощетинковых червей, их образе жизни; об эволюции животного мира на примере представителей этого класса. Пар.18-19 27.11 Тип Моллюски 2ч. 7 Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски 1 Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, а также процессов жизнедеятельности и образа жизни моллюсков в связи с обитанием в наземно-воздушной и водной среде. Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков, их многообразии и роли в природе. Пар.20-21 11.12 8 Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски. 1 Сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении; обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся. Пар.22-23 25.12 Тип Членистоногие 1ч. 9 Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. 1 Раскрыть особенности внешнего строения членистоногих в связи сих образом жизни и средой обитания; показать многообразие ракообразных, особенности их строения, обусловленные водным образом жизни. Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных, насекомых в связи со средой их обитания; раскрыть значение паукообразных и насекомых в природе и жизни человека. Пар.24-29 22.01 Тип Хордовые 7 ч. Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные10 Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные. Общая характеристика. Рыбы. Общая характеристика Внутреннее строение костной рыбы. Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и Костные Рыбы. 1 Сформировать знания об эволюции животных как о процессе усложнения их организации от беспозвоночных к хордовым (на примере ланцетника). Раскрыть особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса Рыбы в связи с обитанием в водной среде. Пар.30-35 05.02 Класс Земноводные, или Амфибии 11 Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки. Строение и деятельность систем внутренних органов. Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие земноводных. 1 Раскрыть особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни. Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных на суше и в воде. Пар.36-39 19.02 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии 12 Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы). Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. 1 Раскрыть образ жизни и особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни. Раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как наземных животных. Пар.40-43 05.03 Класс Птицы 13 Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц 1 Раскрыть особенности внешнего строения птиц в связи с полетом Раскрыть особенности строения скелета и мускулатуры птиц в связи с полетом.
Раскрыть особенности строения систем внутренних органов птиц в связи с полетом. Пар.44-46 19.03 14 Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц. 1 Раскрыть особенности размножения и развития птиц. Раскрыть особенности жизнедеятельности птиц в различные сезоны года. Пар.47-50 09.04 Класс Млекопитающие, или Звери 15 Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы. Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, и выделительная системы 1 Изучить общие черты класса Млекопитающие; сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания. Сформировать знания особенностей строения скелета, мускулатуры и нервной системы млекопитающих. Раскрыть особенности внутреннего строения млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных животных. Пар.51-53 23.04 16 Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны. Зайцеобразные, Хищные. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. 1 Раскрыть особенности размножения и развития млекопитающих. Ознакомить учащихся с современными представлениями о происхождении млекопитающих и биологических особенностях первозверей и сумчатых Сформировать знания о многообразии млекопитающих Пар.54-59 14.05 Развитие животного мира на Земле 17 Доказательства эволюции животного мира. Основные этапы развития животного мира. Обобщение, систематизация и контроль знаний по материалу курса биологии 7 класса. 1 Сформировать представления об историческом развитии, причинах многообразия и многочисленности животного мира. Сформировать знания о родстве и происхождении основных типов и классов животных, о прогрессивном развитии животного мира. Обобщить, систематизировать знания учащихся по разделу «Животные» Пар.60-61 28.05 Информационно - методическое обеспечение
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Дополнительная литература для учителя:
1) В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2008
2) Тарасов А.К. «Ботаника Зоология» Весёлый урок. Смоленск. «Русич»-1999г.
3) Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы.. Нестандартные уроки. Волгоград. «Учитель» 2005г.
4) Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 7 класс М. «Дрофа,» 2007г.
5) Резанов А.Г. Зоология в таблицах, рисунках и схемах. 7 класс. М. «Издат-Школа 2000», 2002г.
6) Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - Воронеж.: ВОИПиКРО, 2008
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.
для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;