Организация внеурочной деятельности школьников в рамках ФГОС (из опыта работы)


Организация внеурочной деятельности школьников в рамках выполнения ФГОС
(из опыта работы)


С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.
Слайд 2
Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Слайд 3
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью.
1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования.
2. Снизить учебную нагрузку обучающихся.
3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.
4. Улучшить условия для развития ребенка.
5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
6. Закрепить и создать условия для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
В организации внеурочной деятельности учитываются: запросы родителей, приоритетные направления деятельности , интересы и склонности педагогов, возможности образовательных учреждений дополнительного образования, рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребенка.
Принципами организации внеурочной деятельности стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы ;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
В нашей школе разработана система внеурочной деятельности обучающихся, которая предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности обучающихся, определенным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Система включает в себя пять разделов, каждый из которых соответствует определенному направлению развития личности и предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности обучающихся.
Слайд 4
Внеурочная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
духовно-нравственное,
социальное.
Слайд 5-8
1.Спортивно – оздоровительное направление .
Цель: Воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни
Задачи: Всестороннее гармоническое развитие личности учащихся, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
Это направление в нашей школе осуществляется через кружки: «Быть здоровым – здорово!» и «Ритмика», где предусмотрены беседы, практические занятия, спортивные праздники .

Слайд 9-12
2. Общеинтеллектуальное направление
Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка.
Цель: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания;
Решаемые задачи: обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.
Это направление я осуществляла через кружки: «Занимательная математика», «Риторика». Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов, осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе его деятельности. Данные курсы направлены на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике и русскому языку, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх. Результаты за два последних года вы видите на экране.
2014 г. - школьные олимпиады: по русскому языку 1,2 места; по математике 1,2,3 места.
Всероссийские олимпиады: «Инфоурок» - 1 место - 2 учащихся,
2 место – 3 учащихся,
3 место – 1 учащийся.

«Ребус» - 2 место – 1 учащийся,
3 место – 4 учащихся.
«Родное слово» - 1 место - 3 учащихся,
2 место – 2 учащихся,

· 3 место – 1 учащийся.
«Я - энциклопедиЯ» - 3 место – 2 учащихся
В современных условиях жизни не достаточно владеть просто набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Мы учимся этому, занимаясь проектно-исследовательской деятельностью –кружок «Мы - юные исследователи» - которая формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т. е. ключевые компоненты, определяющие современное качество образования.

Слайд 13-18
Результатом нашей работы стало участие в школьном этапе проектно-исследовательской деятельности «Шаг в будущее». Дети подготовили 3 проекта: «Олимпийские игры: зимние виды спорта», «Цветы для мамы», «Мой прадедушка – моя гордость», два из них были представлены на заключительный городской этап защиты проектов. Проект «Мой прадедушка – моя гордость», получил диплом 2 степени в номинации «Социальный проект».

Слайд 19-24

3.Общекультурное направление
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Цель: раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.
Задачи:
-развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций;
-овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
-овладение навыками межличностного общения.

Слайд 25-29
Кружок « Умелые руки» или «Умелые ручки» в 1-2 классах требует от педагога наверное, больше времени на подготовку, ведь необходимо найти материал, подготовить шаблоны, образцы. Но, когда видишь огонек в глазах детей во время работы и счастливые лица с готовой поделкой – забываешь обо всем и думаешь только о том, чем в следующий раз увлечь детей. Часто родители, помогая детям, тоже увлекались нашими поделками и приходили на занятия. Ребята с удовольствием участвовали в выставках работ в ЦДТ и занимали призовые места. А работы были самые разные: аппликация, работа с бисером, с пластилином, природными материалами, конструирование, оригами, смешанная техника и т.д.


Слайд 30-32
4. Духовно-нравственное направление
Цель: развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления, позволяющего учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности
Задачи:
- приобретение школьником социальных знаний;
- формирование ценностного отношения к социальной реальности;
- получение опыта самостоятельного социального действия.
Данное направление осуществляла через кружок «Богатыри земли русской», цель которого – развивать в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего ценить духовные и культурные ценности. Программа рассчитана на 4 года от понятия устного народного творчества в 1 классе до героев нашего времени в 4 классе. В прошлом учебном году у меня в 1 классе из 27 учащихся было 17 мальчиков. Поэтому материал более интересен мальчикам и воспитывает мужской характер.

Слайд 33
5. Социальное направление, затрагивает восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей, осуществляется через работу кружка «Я среди людей».
Цель: формирование адекватного коммуникативного поведения обучающихся в повседневной жизни.
Задачи:
-сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
-вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
-обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.
В силу того, что большинство детей в классе составляют мальчики и 5 детей приехали из других государств, очень важно с первого года обучения в школе учить детей правильно общаться, выполнять общепринятые правила, корректировать своё поведение – все это заложено в программе «Я среди людей».
Слайд 34-35
Через занятия кружка «Юные защитники природы» стараюсь прививать любовь к природе, бережно относиться к окружающему миру, развивать у детей мироощущения единства человека со всем живым на земле.



Слайд 36
Для организации внеурочной деятельности используются различные виды деятельности и формы. Каждый педагог может выбрать те виды и организационные формы, которые ему ближе.


Слайд 37
Вся внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов:
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Достигается во взаимодействии с педагогом
Слайд 38
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

Слайд 39
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Слайд 40
Таким образом, внеурочная деятельность направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Слайд 41

















13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Рисунок 115