Рабочая программа по внеурочной деятельности Секреты здоровячка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск
Рассмотрено
На заседании МО учителей
начальных классов
Протокол от 29.08. 2015г. №1
Руководитель МО__________
Внучкова Л.В. Утверждено
Приказом директора
МБОУ СОШ №18 села Синегорск
от__________ №____
Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Секреты Здоровячка»
3 класс
2015-2016год
Программа разработана на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009
Авторская программа З.И. Невдахиной. Здоровячок. - М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2011. – 134 с.
Составитель: Голубева Е.Ю.
учитель начальных классов
Синегорск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной базой программы; внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; СанПиН, от 3.03.2011 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»; Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения школьников к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у учащихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Секреты Здоровячка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
формирование основы ведения здорового образа жизни ребенка через профилактико-оздоровительные мероприятия.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
2. Обучение:
осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Секреты Здоровячка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у учащихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом снижения вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Секреты Здоровячка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Секреты Здоровячка» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье учащихся в дальнейшем.
За последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость учащихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Состояния здоровья учащихся послужило основанием для разработки комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Секреты Здоровячка», реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Секреты Здоровячка» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Предмет Содержание учебной дисциплины Содержание программы «Здоровячок»
Литературное чтение Чтение произведений Ю. Тувима, русских народных сказок.
Устное народное творчество. Просмотр кукольных спектаклей. Подбор пословиц и поговорок.
Окружающий мир Сезонные изменения в природе.
Организм человека.
Наше питание. Экскурсия «У природы нет плохой погоды».
Осанка – это красиво.
Умеем ли мы питаться.
Технология Ю. Тувим «Овощи» (спектакль) Создание шапочек с изображение овощей для спектакля.
Изобразительное искусство Полезные и вредные продукты
Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»
Вкусные и полезные вкусности Схематические изображения, создание плакатов и рисунков
Физическая культура Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий. Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Дальше, быстрее, выше».
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Секреты Здоровячка» предназначена для учащихся 3 класса. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.
Занятия проводятся в учебном кабинете, спортивном зале, пришкольной площадке.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
Формы проведения занятия и виды деятельности Тематика
Игры Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим
“Я б в спасатели пошел”
«Остров здоровья»
«Состояние экологии и её влияние на организм человека»
Беседы Полезные и вредные продукты
Гигиена правильной осанки
«Доброречие»
Мой внешний вид – залог здоровья
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени
Мода и школьные будни
Как защититься от простуды и гриппа
Круглые столы «Как сохранять и укреплять свое здоровье»
Мир моих увлечений
Школьные конференции В мире интересного.
Просмотр тематических видеофильмов «Как сохранить и укрепить зрение»
«Быстрое развитие памяти»
«Человек»
«Мышление и мы»
Клещевой энцефалит
Вредные и полезные растения.
Экскурсии «Сезонные изменения и как их принимает человек»
«Природа – источник здоровья»
«У природы нет плохой погоды»
Дни здоровья, спортивные мероприятия «Дальше, быстрее, выше»
«Хочу остаться здоровым»
«За здоровый образ жизни»
Конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок В здоровом теле здоровый дух
«Моё настроение»
Вредные и полезные растения.
Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка»
«Продукты для здоровья»
«Мы за здоровый образ жизни»
«Нет курению!»
Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»
Решение ситуационных задач Культура питания.
Этикет.
Лесная аптека на службе человека
Вредные привычки
Театрализованные представления, кукольный театр Спектакль по произведению Ю.Тувима «Овощи»
Участие в конкурсах «Разговор о правильном питании» «Разговор о правильном питании»
«Вкусные и полезные вкусности»
«Хлеб всему голова»
«Что даёт нам море»
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Секреты Здоровячка» соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья детей через организацию здоровьесберегающих практик.
Программа рассчитана на учащихся 3 класса 8 – 9 лет на 34 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1 ч в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Секреты Здоровячка»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Секреты Здоровячка»  является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Секреты Здоровячка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Название раздела Количество часов
1 Вот мы и в школе 3
2 Питание и здоровье 7
3 Моё здоровье в моих руках 5
4 Я в школе и дома 7
5 Чтоб забыть про докторов 4
6 Я и моё ближайшее окружение 3
7. Вот и стали мы на год взрослей 4
Итого 33
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ «СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЯЧКА»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Секреты Здоровячка» состоит из 7 разделов:
Раздел 1. «Вот мы и в школе» (3 часа)
Дорога к доброму здоровью;
Здоровье в порядке – спасибо зарядке;
В гостях у Мойдодыра.
Что такое здоровье, личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Раздел 2. «Питание и здоровье (7 часов)
Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»;
Культура питания. Приглашаем к чаю;
Ю. Тувим «Овощи» - спектакль;
Как и чем мы питаемся;
Красный, желтый, зелёный.
Основы правильного питания, какие бывают витамины и где они живут, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, постановка спектакля о полезных овощах, кулинарные традиции современности и прошлого.
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках (5 часов)
Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим;
Полезные и вредные продукты;
Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»;
Как обезопасить свою жизнь;
День здоровья.
Влияние окружающей среды на здоровье человека, внешние и внутренние изменения человека при сезонных изменениях, режим дня для чего он нужен, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, безопасность на дорогах, водоемах, в лесу.
Раздел 4. Я в школе и дома (7 часов).
Мой внешний вид – залог здоровья;
Зрение – это сила;
Осанка – это красиво;
Весёлые переменки;
Перемена с увлечением;
Здоровье и домашние задания;
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим.
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, домашние задания без вреда для здоровья, профилактика заболеваний.
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4 часа)
Хочу остаться здоровым;
Вкусные и полезные вкусности;
День здоровья;
Как сохранять и укреплять своё здоровье.
Закаливание организма; полезное питание без вреда для здоровья, профилактика ОРВИ и гриппа, профилактика опорно-двигательного аппарата.
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 часа)
Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»;
Вредные и полезные привычки;
«Я б в спасатели пошел».
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; как развеселить друга.
Раздел 7. Вот и стали мы на год взрослей (4 часа)
Опасности летом;
Первая доврачебная помощь;
Вредные и полезные растения;
КВН «Что я узнал о здоровье»
Опасности летом: на дорогах, в лесу, на водоеме; оказание первой помощи при травмах (порезы, ушибы, падения); растения помощники и растения вредители; итоговое занятие «Чему научились за год.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЯЧКА». 3 КЛАСС
№ п.п. Название раздела, темы Краткое содержание Дата Корректировка
1 четверть Введение «Вот мы и в школе». 1. Дорога к доброму здоровью Знакомство с понятием «Здоровье», что относится к понятию здоровье, кого можно считать здоровым человеком 2. Здоровье в порядке- спасибо зарядке Для чего нужна зарядка, влияние её на организм человека, упражнения для зарядки. 3 В гостях у МойдодыраФормирование правил личной гигиены и гигиены жилища, влияние гигиены на организм человека, анализ сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Питание и здоровье 4 Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» Какие бывают витамины, для чего они нужны организму, в каких продуктах содержатся необходимые витамины. 5 Культура питания
Приглашаем к чаю Культура поведения за столом, правила приема гостей, как правильно накрыть стол, сервировка стола для чаепития. 6 Ю.Тувим «Овощи» (подготовка к спектаклю) Постановка спектакля по произведению Ю. Тувима «Овощи» о полезных овощах, какие витамины присутствуют в данных овощах, для чего они нужны. Показ спектакля перед второклассниками. Умение подготовить необходимый реквизит для спектакля, распределение ролей. 7 Ю. Тувим «Овощи» (подготовка к спектаклю) 8 Ю. Тувим «Овощи» (показ спектакля второклассникам) 2 четверть 9 Как и чем мы питаемся Беседа о правильном питании, режиме питания, способствующем укреплению здоровья, кулинарные традиции современности и прошлого. 10 Красный, жёлтый, зелёный Игра по изученным темам. Закрепление знаний о правильном и полезном питании. Моё здоровье в моих руках 11 Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим Для чего необходимо соблюдать режим дня, формирование привычки соблюдать режим дня, чередуя работу и отдых, необходимость свежего воздуха. 12 Полезные и вредные продукты. Влияние продуктов на самочувствие, какие продукты лучше не употреблять в пищу, когда лучше всего принимать пищу. Формирование привычки здорового питания. 13 Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» Сезонные изменения, и их влияние на организм человека, как наиболее благоприятно их преодолеть. 14 Как обезопасить свою жизнь Правила поведения на дорогах, водоемах, в лесу. Формирование привычки безопасного поведения. 15 День здоровья
«Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим»
"Подвижные игры на свежем воздухе"
"Спортивные эстафеты веселые старты"
"Лыжная прогулка" Влияние двигательной активности на организм человека. Выбор одежды для спортивных занятий и игр. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Влияние свежего воздуха на организм человека. Формирование привычки здорового образа жизни. 3 четверть Я в школе и дома 16 Мой внешний вид – залог здоровья Гигиена одежды и внешнего вида человека, влияние его на здоровье. Формирование привычки опрятного внешнего вида. 17 Зрение – это сила Профилактика нарушений зрения, отрицательное влияние гаджетов на зрение ребёнка, зарядка для глаз. 18 Осанка – это красиво Профилактика нарушений осанки. Основные правила сохранения красивой осанки. Упражнения для профилактики нарушений осанки. 19 Весёлые переменки Социально одобряемые нормы поведения учащихся в образовательном учреждении. Как с пользой провести время на перемене. Игры для веселых переменок. 20 Перемена с увлечением 21 Здоровье и домашние задания Выполнение домашних заданий без вреда для здоровья. Место в режиме дня для выполнения домашних заданий. 22 Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим Правила хорошего тона, влияние сквернословия на психологическое здоровье ребенка. Игры для укрепления здоровья. Чтоб забыть про докторов 23 “Хочу остаться здоровым”. Закаливание организма и его влияние на жизнедеятельность человека, Формирование привычки здорового образа жизни. 24 Вкусные и полезные вкусности Как самим приготовить вкусные и максимально полезные вкусности: сок из апельсинов, фруктовый салат, йогурт из кефира без ароматизаторов и т.д. 25 День здоровья
«Как хорошо здоровым быть» Подвижные игры на свежем воздухе, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. 26 «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Полезные советы для укрепления и красоты кожи, волос, ногтей, зубов. Рецепты народных средств на травах. 4 четверть Я и моё ближайшее окружение 27 Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» Влияние улыбки и смеха на продолжительность жизни человека. Отрицательное влияние на здоровье отрицательных эмоций. Игра «Рассмеши одноклассника», приемы как можно рассмешить друга. 28 Вредные и полезные привычки Профилактика вредных привычек. Формирование полезных привычек. 29 “Я б в спасатели пошел” Значимость профессий взрослых для спасения человека. Знакомство с важными профессиями. «Вот и стали мы на год взрослей» 30 Опасности летом (просмотр видео фильма) Просмотр видео о летних опасностях. Формирование привычки соблюдения правил поведения на дороге, водоеме, в природе. 31 Первая доврачебная помощь Правила оказания помощи, если твой друг поранился, ушибся. Что можно, а чего нельзя, чтоб не получить травму. Формирование привычки безопасного поведения. 32 Вредные и полезные растения. Беседа о полезных и вредных растениях. Что можно употреблять в пищу, а что нельзя. Что делать, если ты отравился неизвестным растением. 33 КВН «Что я узнал о здоровье» Закрепление полученных знаний за учебный год. Формирование привычки вести здоровый образ жизни. ОЖИДАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Секреты Здоровячка» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепления  здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.Программа предусматривает достижение I воспитательного уровня:
1 уровень – приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в урочной и внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Секреты Здоровячка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Литература
1. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
2. Н.И. Дереклеева "Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья" М. "ВАКО", 2005г.
3. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
4. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. :Вако, 2004. – 124 c.
5. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
6. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
7. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.