Творческая самореализация педагога через внедрение мастер-классов в процессе инновационной деятельности

Тема моего выступления
"Творческая самореализация педагога через внедрение мастер-классов в процессе инновационной деятельности"

«Мне всегда ненавистна роль наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать»
А.де Сент-Экзюпери
На сегодняшний день коллективы педагогов, в дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), направляют все свои усилия на внедрение в работу различных инновационных технологий. Сами по себе инновационные процессы носят в значительной мере стихийный характер: они связаны со стремлением человека реализовать себя, и свои идеи. Именно поэтому, сегодня мы заинтересованы в систематизации инноваций, а это предполагает специально организованную инновационную деятельность и экспериментальную проверку выдвигаемых нами идей.
Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.
Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, статуса ДОУ, снижение уровня воспитательно-образовательного процесса.
Исходя из вышесказанного, возможно определить пути повышения уровня творческой самореализации педагога, перечислю их:
– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;
– мотивационная готовность педагога;
– информированность о нововведениях;
– материальная база.
Существуют следующие формы работы с педагогами:
традиционные и инновационные
Предлагаю вашему вниманию 10 правил успешной работы с педагогическим коллективом.
Мастер-класс активная форма творческой самореализации педагога, когда педагог-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Педагог-мастер, как правило, обладает собственным стилем творческой педагогической деятельности и оригинальной дидактической системой работы.
Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых, является отличной формой передачи опыта коллегам внутри детского сада или ДОУ района.
Преимущества такого подхода:
- высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;
- приобретение и закрепление практических знаний и навыков;
- развитие гибкости мышления;
- возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.
Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
Для того чтобы организовать мастер-класс в ДОУ, необходимо четко определить цель данной формы общения.
В первую очередь, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. Однако на мастер-классах специалисты делятся своими профессиональными секретами, которые могут помочь более опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым – открыть новые привлекательные грани выбранной профессии.
Разрабатывая, свой мастер-класс всегда надо учитывать его целевую аудиторию, т. е. ответить на вопрос «Для кого он предназначен?». Более всего мастер-класс будет полезен: педагогам, родителям и воспитанникам.
Как показала практика, для качественного проведения мастер-классов необходимо наличие определенного пакета документов, на которых я остановлюсь чуть позже:
Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой и преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время детский сад является сложным организмом, стремящимся к развитию, новым возможностям. Создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей дошкольников и их родителей, социума, обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности, соответствующей самым современным требованиям.
Первый опыт проведения мастер-классов (по результатам анкетирования педагогов) позволил сделать вывод об их эффективности. Педагоги отметили, что научились определять степень достижения поставленных целей, выявлять недостатки в своей работе. Значительно повысился уровень профессиональной компетентности педагогов и готовность представить собственную систему работы, что обеспечило совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей, а значит и успех всего ДОУ.
 Для реализации комплекса условий развития педагогического творчества педагога необходима полномасштабная и целенаправленная работа администрации образовательного учреждения по созданию в детском саду подлинно развивающей среды, вовлечению педагогов в инновационную деятельность, превращению методической работы в научно-методическую, активизации внутриличностных факторов профессионального роста и максимального раскрытия творческого потенциала педагога.
Предлагаю вашему вниманию памятку «Что такое мастер-класс в детском саду» и 10 правил успешной работы с педагогическим коллективом, о которых сказала ранее.
10 правил успешной работы с педагогическим коллективом

Перспектива деятельности и дела
Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать

Стимулирование
Жизнь человека должна быть наполнена постоянными и неожиданными стимулами, которые будут побуждать его держаться каждый день на самом высоком уровне

Благодарность
Благодарите коллег, благодарность свидетельствует о вашем отношении к человеку, своевременной оценке его мыслей, поступков, деятельности, повышает его самооценку

Помощь и поддержка
Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесём

Тактичность
При помощи такта можно добиться успехов даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы

Творчество
Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из мощных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего

Умение признавать и исправлять свои ошибки
Чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта, чтобы набраться опыта, надо совершать ошибки

Конструктивная критика
Критикуйте не личность, а действия, прислушивайтесь к мнению коллег

Самообразование
Чтобы не отстать от времени педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, быть конкурентно способным, овладевать прогрессивными технологиями и тем самым обеспечить возможность своего развития

Живое участие Что же я такое, если я не принимаю участия? Чтобы быть, я должен участвовать!


ПАМЯТКА
«Что такое мастер-класс в детском саду»
Мастер-класс в детском саду - это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики, показывающая инновационные способы обобщения и распространения педагогического опыта. Это особая форма, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Основной принцип Мастер-класса в детском саду «Я знаю, как это сделать и научу вас». Как правило, мастер проводит мастер-класс для специалистов и профессионалов в той или иной области. Главное, мастер должен не просто сообщить информацию, а передать способы деятельности. Преимущества мастер-класса в детском саду, прежде всего, в его интерактивной форме общения с мастером, в возможности практически познакомиться с технологией и приемами предлагаемыми мастером, и, при этом, получить свой собственный результат. Мастер-класс в детском саду должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной цели, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств, для достижения цели, выбор темпа работы.
Примерный план проведения мастер-класса в детском саду
1-й этап - подготовительно-организационный. Приветствие, вступительное слово, актуализация проблемы.
2-й этап – основной. Теоретическая часть (презентация системы работы, актуализация знаний, объединение в группы). Практическая часть (работа с материалом).
3-й этап – заключительный. Афиширование или представление выполненных работ. Подведение итогов. Участники мастер-класса в детском саду при этом получают методические материалы и разработки для дальнейшей самостоятельной работы.

15