Статья на тему Формирование социально-активной личности через ее индивидуальность


Формирование социально-активной личности через её индивидуальность.
Труд сделал из обезьяны человека, а желание жить не в одиночку научило его говорить и мыслить. Развитие человека не стоит на месте, прогресс двигает его все быстрей.
В социальной сфере все большие обороты политический, экономический, энергетический, экологический и другие, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.
Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению. Проблема саморазвития, самообразования, внутреннего роста человека была и остается актуальной темой исследований отечественных ученых . Так, например, Г.К. Селевко разработал технологию саморазвития учащихся, согласно которой деятельность ребенка может удовлетворять не только познавательные потребности личности, но также и другие. Приведу примеры нескольких из его заданий на развитие личности ребенка и его самоопределения:
-выбор задания;
-выбор уровня сложности;
-выбор напарника и способа взаимодействия;
-зона ближайшего развития (помощь педагога);
-зона актуального развития (самостоятельная деятельность).
Кроме того, к заданиям, которые раскрывают личность и внутренний потенциал учащихся, относятся:
-задания,связанные с самоанализом и самооценкой;
- творческие задания (с включением самореализации);
- коллективные и парные задание (направленные на совместное развитие школьников) и т.д.
Ребенок сам делает шаг в сторону выбора или невыбора, мы лишь только подталкиваем его вперед, но при этом с уважением относимся к любому из его решений, отдавая отчет тем фактам, что ребенок может боятся или быть медлительным. Поэтому комплекс заданий Г.К. Селевко будет особенно эффективным, если их применять в комплексе с игрой. Ведь игра действует благодаря своей вариативности, возможности выбора содержания, системе группового или индивидуального оценивания действий участников игры.
Что быть всесторонне развитой личностью, мало быть интеллектуально и духовно развитым и начитанным человеком. Необходимо ещё и быть социально развитой личностью, быть частью общества, занимать в нем определенную нишу. Человек, сведующий в какой-либо области или наделенный какими-то талантами или качествами, едва ли будет успешен, если он не сможет применить свои знания в социуме, на практике и будет находиться в стороне от общественной работы.
Чтобы сформировать всесторонне развитую личность в образовательном процессе, необходимо учесть не только отдельные особенности учащихся, но и все личностные качества ребенка. Нужно принимать во внимание психологический тип школьника, учитывать психические особенности и даже национальный менталитет.
В образовательной среде необходимо работать в трех направлениях, а именно, разъяснить школьникам понятие о социально-активной и всесторонне-развитой личности; организовать досуг; поощрять любую инициативу, исходящую от школьников.
Если не придерживаться этих условий, то процесс формирования индивидуальности учащихся может сойти на нет и работа будет неэффективной. Низкая результативность этой работы заключается в ошибках взрослых:
- навязывание детям своего мнения, которое последние заучивают как шаблон, поскольку ещё сохраняется как в школах, так и дома авторитарный стиль поведения взрослых по отношению к детям.
-невозможность учащихся выражать свободно свою точку зрения, проявлять инициативу.
-если учащиеся совершают ошибки, то они не анализируются и не проговариваются, а только критикуются.
- нет духа соперничества среди учащихся, проявляющегося в процессе диспутов, дискуссий.
Опираясь на опыт преподавательской деятельности могу с уверенностью констатировать факт, что работа с «одаренными» детьми раскрывает их внутренний потенциал. Именно через труд проявляет себя 1 % таланта. Участие детей во всевозможных исследовательских конкурсах, конференциях, фестивалях заставляет их работать сначала над повышением своей информационной грамотности, формирует их начитанность, а затем, благодаря взаимодействию с различными городскими, школьными организациями, понемногу вытягивает их личность изнутри. Такой процесс очень напоминает превращение бабочки из куколки. От педагогов необходимо терпение и уверенность в положительном результате, а также умение убеждать ребенка в успешном исходе дела, вселять в него уверенность.
И в заключении следует ещё раз подчеркнуть, что для успешной адаптации в современном взрослом обществе необходимо два аспекта – трудовая деятельность, которая раскрывает энергию, знания, способности личности; социальная активность, благодаря которой определяется место человека в жизни.