Разработка занятия Введение в образовательную программу Спортивный туризм


Российская Федерация
Краснодарский край
Администрация города Сочи
Управления по образованию и науке
МОБУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Введение в программу: «Спортивный туризм»
Автор: Кегеян Тариел Давидович
педагог дополнительного образования
г.Сочи 2014-2015учебный год.
Тема: Введение в программу «Спортивный туризм».
Цель: познакомить с образовательной программой «Спортивный туризм» через создание комплекса условий на занятии, необходимых для развития у детей и подростков интереса к природе, походам, к занятиям спортивным туризмом.
Задачи:
Обучающая: познакомить с программой объединения, основными начальными понятиями («туризм», «турист», «виды туризма», «спортивный туризм», «препятствия в походе», «виды костра» и формами реализации программы (экскурсии, походы, соревнования, теоретические занятия);
Развивающая: развивать познавательный интерес, интерес к занятиям спортивным туризмом; распределение, переключение внимания, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять при выполнении заданий, умение общаться и уживаться в коллективе, сознательную дисциплину, творческий подход к любому делу;
Воспитывающая: воспитывать взаимопомощь, любовь к родному краю, природе.
Возраст воспитанников 7 класс (12-14 лет).
Место проведения мероприятия: учебный класс СИБ.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Вид учебного занятия: практическое занятие.
Форма организации занятия: виртуальное путешествие-игра.
Используемые ЦОР: представленные в цифровой форме фотографии, картинки, картографический материал, аудиозапись.
Сайты:
http://www.akademia-tur.ru/http://vesi-karelia.ru/http://boomsport.narod.ru
http://www.sunhome.ruhttp://bestrest-info.ru/gornyj-turizm/http://www.bygeo.ru/Использование ИКТ: для проведения занятия используется презентация, выполненная в программе Power Point 2010; из оборудования: ноутбук или компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.
Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический, наглядный.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД: установка на здоровый и активный образ жизни, формирование основ эстетической и экологической культуры.
Регулятивные УУД: Формирование умений планировать свои действия, принимать установленные правила.
Познавательные УУД: обучение ориентироваться на разнообразие способов решения жизненных задач.
Коммуникативные УУД: обучение координированию различных позиций в сотрудничестве, принимать мнение коллектива, товарища.
Оборудование:
ноутбук или компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
чистая бумага, 2 ручки, карточки, эмблемы центра, звёзды, подарки (книга Сочиведение), цветные карандаши, степлер.
карта Краснодарского края (в разрезанном виде);
бейджи на каждого участника;
секундомер;
специальное снаряжение (4 веревки 3м, кочки);
Снаряжение для рюкзака:
«Нужные вещи»: рюкзак, фонарь, компас, блокнот с ручкой, спички, туалетная бумага, коврик, спальный мешок, репшнур, страховочная система, 2 карабина, вода простая.
«Ненужные вещи»: шампуни для волос, духи, лак для ногтей, кока-кола, краски, туфли на каблуках, огурцы в стеклянной банке …
Карта Краснодарского края (в разрезанном виде).
Бейджи на каждого участника
Секундомер
Этап занятия Деятельность педагога Содержание деятельности учащихся
Организационная часть (3,5 минуты).
Познакомиться с учащимися, создать позитивный настрой на занятие.
    Здравствуйте, дорогие ребята!
    Меня зовут Марина Николаевна Филатова, я педагог из Центра детского и юношеского туризма и экскурсий г. Сочи. Наш центр- единственное образовательное учреждение в городе, в котором ребята занимаются спортивным туризмом. Я хочу сегодня подробнее познакомить вас что-же это такое спортивный туризм! Какое очень знакомое нам слово ТУРИЗМ! Не правда ли???? А как вы думаете, что такое туризм???? (ответы ребят)
Молодцы!
На стол положить бейджи разных цветов (жёлтые и оранжевые). Ребята подойдите к столу и возьмите себе бейдж любого цвета. А теперь у кого бейдж жёлтого цвета садится за первый стол, а ребята с бейджами оранжевого цвета за второй. Так мы разбились с вами на две команды, в этом составе вы сегодня будете работать.
А теперь давайте с вами познакомимся! Первое задание: Ребята вы должны придумать название своей команды и эмблему. На бумаге нарисуйте эмблему и напишите название команды. (Раздать бумагу, ручку, и цветные карандаши).
Второе задание: на бейдже напишите своё имя, как бы вы хотели, чтобы я вас сегодня называла! Например: Сетка-Светик, Коля-Николай и тд. (приколите на грудь).
Третье задание: выберите командира (командир на бейдже отмечает, что он командир).
Молодцы, спасибо за быструю и дружную работу! Знакомство, показ презентации, Раздать детям бумагу, ручки, карандаши, бейджи.
Дети рассаживаются, отвечают на вопросы, одевают бейджи, смотрят слайды.
Введение в тему (3,5 минуты)
А теперь мы с вами отправимся в мой мир, в мир туризма! И так как мы живем все в Краснодарском крае, то предлагаю собрать карту нашего края. Но мы будем не просто ее собирать, а одновременно выяснять, что же все-таки на самом деле есть ТУРИЗМ????Собираем карту-
Объяснение задания: у каждой команды на столе лежит карта Краснодарского края она разрезана на 8 частей, с обратной стороны карты написаны слова и цифры с правильными и не правильными ответами. Вы должны выбрать правильный ответ, а неправильный отложить в сторону. Когда все неправильные ответы вы уберёте, вы соберёте карту правильно, и узнаете, что же все-таки на самом деле есть ТУРИЗМ????
Что такое туризм?1. Походы
2. Поездка по миру
3. Путешествие 4. Активный отдых
5. Отдых на курортах
6. Круизы морские и речные
7. Восхождение на горные вершины
8. Экскурсионные маршруты

Что не относится к туризму:
1. Поездка на шашлык
2. Шоп туры
3. Переезд из одной местности в другую
4. Скалолазание
5. Плавание
6. Ориентирование
7. Поездка с друзьями на рыбалку
8. Альпинизм
Спасибо, молодцы. Объяснение задания, пояснение ответов детей, показ слайдов Слушают задание, ищут правильные ответы, собирают карту Краснодарского края
Актуализация опорных знаний и знакомство с новым материалом (5 минут)
Слово «туризм» в переводе с французского означает «прогулка», «поездка», «путешествие».
Туризм - это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, и иных целях.
Итак, перед нами карта нашего края. Наш край - благодатное место почти для всех видов туризма: поля, леса, Кавказские горы, большое количество рек, озёр, водопадов и пещер.   Пройдут годы, вы станете взрослыми, сделаете первые шаги в самостоятельную жизнь. Но где бы вы, ни были, в сердце каждого из вас будет жить край вашего детства, и вы обязательно вспомните о ваших путешествиях по родному краю!
 Ведь путешествие- это и есть ТУРИЗМ. Любой толковый словарь вам даст такое объяснение.
Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени связан с путешествиями. Человек путешествующий был всегда. Сначала путешествия были вызваны необходимостью добывания пищи, потребность в установлении торговых связей, открытие новых Земель, заставляла людей отправляться в далёкие путешествия, затем в них стал преобладать научный характер, добывание знаний. Первыми путешественниками были землепроходцы, мореплаватели, военные. Со временем интересы путешественников расширились-они стали отправляться в поход, чтобы испытать и понять себя.
Вопрос: Скажите ребята, какие имена путешественников вы можете назвать? (Ответы детей) Я вам в этом сейчас помогу.
Ермак Тимофеевич Аленин- казачий атаман исторический завоеватель Сибири, для Российского государства. Национальный герой России.
        Христофор Колумб (1451-1506) великий испанский мореплаватель итальянского происхождения, вице-король «Индии» (1496г.), известен тем, что открыл Америку.
Жак-Ив-Кусто́ —(11.04.1910г.) Всемирно известный французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов.
Федор Конюхов - известный на весь мир российский путешественник, писатель, художник и священник. Помимо этого, Федор Конюхов является Заслуженным мастером спорта по туризму, первым россиянином, побывавший на Южном и Северном полюсах и Эвересте (самая высокая гора в мире 8848 метров).
Вопрос: А как вы думаете пиратов можно назвать первыми путешественниками? (ответы ребят)
Да, пираты были самыми первыми и отважными путешественниками!
Молодцы! Педагог делает акцент на правильном толковании слова «туризм», неоднократно подчеркивает, что «туризм- это путешествие», рассказывает из истории развития туризма, просит назвать великих путешественников, которых дети уже знают. Дает наводящие подсказки. Поясняет ответы детей.
Отмечает правильные ответы детей «фишками»-«звездочками». Команда, набравшая большее количество фишек, получает эмблему центра туризма. Слушают рассказ педагога, отвечают на наводящие вопросы, работают в командах, смотрят презентацию.
Объяснение нового материала, ознакомление с новыми понятиями (4 минуты)
Итак, мы выяснили, что Слово «туризм» произошло от французского «путешествие», а путешествовать можно по-разному. На территории нашего края можно заниматься практически всеми видами туризма.
Давайте ребята выясним, какой же бывает туризм?
Наводящие вопросы…… (слайд-шоу)
Преодоление маршрута по водной поверхности на катамаранах, парусных катамаранах, байдарках, каяках, на рафтингах-называется (водный туризм) он бывает речным, морским, озёрным.
 Путешествие пешком по пересеченной местности, горным тропам и перевалам (Пешеходный туризм).
Путешествия по горному рельефу в виде склонов, ледников, перевалов через горные вершины. (Горный туризм).
Вид туризма, когда мы путешествуем по пересеченной местности, горным перевалам с использованием лошадей называется (Конный туризм).
 Один из видов спортивного туризма, в котором велосипед служит главным средством передвижения. (Велотуризм)
Вид спортивного туризма  где для преодоления естественных препятствий используются туристские лыжи (Лыжный туризм).
Путешествие по различным пещерам, со специальным снаряжением- это (Спелеотуризм), потому что специалист, изучающий пещеры, называется спелеолог, довольно экстремальный вид спорта.
Путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает автомобиль, называется (Автотуризм).
Один из видов туризма, в котором мотоцикл служит средством передвижения. (Мототуризм).
И все эти виды, которые мы назвали объединяет спортивный туризм! По этому виду спорта ребята получают спортивные разряды. Поэтому для ребят которые ходят в мой кружок- туризм, это спорт! Когда мы говорим соревнования по спортивному туризму, мы обязательно добавляем- дистанция! Например, дистанция пешеходная, значит соревнования будут по пешеходному туризму, дистанция водная- значит по какому виду туризма будут соревнования? ….., дистанция горная, дистанция лыжная….. и т.д.
Педагог вводит новые понятия для детей, используя прием технологии проблемного обучения : виды туризма, «дистанция пешеходная». «дистанция горная» и т.д.; «спортивный туризм».
Отмечает правильные ответы детей «фишками»-«звездочками». Команда, набравшая большее количество фишек, получает эмблему центра туризма. Слушают рассказ педагога, выдвигают свои гипотезы ответов на вопросы педагога, работают в командах, смотрят презентацию.
Актуализация опорных знаний (2 минуты).
Любой спорт- это тяжелая работа, занятия спортивным туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств??? Турист умеет правильно ходить, разводить огонь, варить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду и еще многое и многое другое, что пригодиться каждому из вас в жизни!
Давайте выясним! Какими же качествами должен обладать ТУРИСТ…..!
Качества:
Ловкий
Сильный
Отважный
Добрый
Открытый
Терпеливый
С чувством юмора
Дружелюбный
Любознательный
Щедрый
Уверенный в себе
Целеустремлённый
Так вот какими качествами должен обладать турист. Туристы – это самые дружные и общительные люди. Они легко знакомятся и принимают в свой круг новичков. Турист в душе - ребенок и артист, которому не хочется покоя.  А поскольку, вы, ребята, новички, давайте поближе познакомимся и сходим в поход.  
Педагог в своем рассказе делает упор на понятии «спорт», на качествах, которыми должны обладать не просто спортсмены, но и туристы-спортсмены, на умениях туристов-спортсменов.
Причем качества, которыми обладают туристы спортсмены учащиеся должны выявить самостоятельно, путем определенных умозаключений.
Педагог принимает все ответы детей, поясняет их.
Отмечает правильные ответы детей «фишками»-«звездочками». Команда, набравшая большее количество фишек, получает эмблему центра туризма. Дети слушают педагога, отвечают на поставленный вопрос, работают в командах.
Практическая деятельность. Обучение новым знаниям и умениям в игре. (18 минут).
Я предлагаю вам стать туристами и попробовать себя в их роли!
Поиграем в игру «Собираемся в поход» (слайд-шоу)
Отгадайте загадку
Он с тобою и со мною
Шел лесными стёжками
Друг походный за спиною
На ремнях с застёжками. (Рюкзак)
Правильно, молодцы.
Рюкзак - это верный друг любого туриста. Походный дом, который всегда рядом. Туристу приходится несколько раз в день собирать и разбирать его в походе.
Ребята так давайте вместе с вами соберём рюкзак.
Я предлагаю первое соревнование. Перед вами лежит рюкзаки и разные вещи нужные и ненужные в походе, ваша задача выбрать нужные и все сложить в рюкзак, а ненужные оставить. Чья команда соберёт больше нужных вещей в поход, та и победила.
Нужные вещи в походе: рюкзак, фонарь, компас, блокнот с ручкой, спички, туалетная бумага, коврик, спальный мешок, репшнур, система,
2 карабина, вода простая.
Ненужные вещи в походе: шампуни для волос, духи, лак для ногтей, кока-кола, краски, туфли на каблуках, огурцы в стеклянной банке …
Эти вещи будут лишними в походе. И принесут вам не радость, а будут все время тянуть вниз и без того тяжелый рюкзак.
Итак с первой задачей вы справились, идём дальше по маршруту
2.Переправа по кочкам: на маршруте мы встречаем естественное препятствие – это неглубокая река или ручей, ваша задача переправиться на другую сторону, вы выкладываете на ручье или реке камушки которые называются кочки и переправляетесь на ту сторону ручья или реки.
Правила: 1. Переправляться только по одному
2. Ни одной кочки не пропускать
3. Если упал с кочки, вы промочили ноги, нужно переправу начать с начала.
Побеждает команда по наименьшему времени или кто быстрее переправится (если старт будет одновременный).
3.Переправа параллельная: идём дальше и на пути встречается глубокий овраг, или глубокая река. Назад идти нельзя, только вперед, ваше решение натянуть параллельною переправу и по одному переправиться на противоположную сторону реки или оврага.
Правила:
1. Передвигаться приставными шагами
2. Руками держаться за верхнюю верёвку
3. Переправляться только по одному
1 вариант: Ребята с другой команды помогут нам в этом. (Учащиеся держат верхнюю верёвку с двух сторон, нижняя лежит на земле). Переправляется одна команда, затем другая.
Побеждает команда по наименьшему времени.
2 вариант: две команды переправляются одновременно (два участника держат верёвки, а остальные члены команды переправляются на другую сторону реки или оврага.
Побеждает команда, которая быстрее переправится.
Поощрить команду победительницу эмблемой центра.
«Бивуак» и костер.
Ребята молодцы, присаживайтесь, наступил вечер.
И вот наше путешествие-игра заканчивается.
Чтобы остановиться на ночлег, туристы разбивают бивуак. Что это? Кто знает?
Бивуак – это временное месторасположение людей, группы туристов на отдых и ночёвку в условиях естественной природной среды. Туристы выбирают место бивуака, устанавливают палатки, натягивают тент, заготавливают дрова, разжигают костёр, готовят еду ужинают, поют песни у костра и тд.
Отгадайте загадку:
На привале нам помог
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмешь. (Костер)
 Молодцы, это костер!
Ребята, а вы знаете какие бывают типы костров: шалаш, колодец, звёздный, таёжный, нодья….и тд.
Давайте мы сегодня познакомимся с 5 типами костров.
Костер “колодец”. Дрова укладываются в виде колодца, или сруба. Дает очень ровное большое пламя для варки пищи и обогрева.
Костер “шалаш”. Дрова укладываются в виде шалаша. Пламя дает большое и ровное. Служит для варки пищи в одной посуде. Хорош для просушки одежды.
Костер звездный. Называется так потому, что несколько бревен кладется на землю в виде звезды. Зажигается в центре. По мере того как бревна сгорают, их подвигают внутрь. Костер длительного действия, вокруг него можно располагаться на ночлег, хорош для варки пищи в одной посуде.
Костер таежный.Тоже костер длительного действия. Дает большое жаркое пламя и много углей. Хорош для варки пищи в нескольких посудах, для просушки одежды и для ночлега большой группы охотников. Как видно из рисунка, на одно толстое бревно кладется несколько бревен потоньше. При этом они укладываются только одними концами и обязательно с подветренной стороны.
Костёр —Нодья. Нодья —такой вид костра на который придётся потратить время, но и в замен получаем многое. Делается так: Вбиваем 4 колышка в землю (ширину и длину измеряем по дровам), выкладываем брёвна, можно чередовать сухие с сырыми, между брёвен ложим бересту, бумагу, в общем розжиг, поджигаем снизу. Такой костёр будет гореть очень долго и с очень высокой теплоотдачей, хорошо подходит для сушки вещей.
Задание:Посмотрите на слайд и запомните название костров, а сейчас вы по памяти заполните карточку с правильным названием костров, кто заполнит правильно, получит эмблему центра.
Педагог предлагает поиграть в игру «Собираемся в поход», загадывает загадку о рюкзаке, в течение всей игры дает задания детям к каждому этапу игры, знакомит с правилами каждого этапа игры, знакомит с новыми понятиями «переправа», «переправа по кочкам», «переправа параллельная», «бивуак». «виды костров», обучает детей правильно организовать переправу. Дает новые знания о видах костров и их использовании на практике, поощряет учащихся.
Педагог вводит новое понятие «бивуак», дает новые знания о видах костров и их использовании на практике, предлагает задание за развитие памяти и мышления «Разгадать какой вид костра изображен», поощряет учащихся.
Дети отгадывают загадку, собирают рюкзак, выполняя требования педагога по данному заданию. Работа в командах. Выигравшая команда получает «фишку-звезду».
Дети работают в командах, выполняют задание педагога, в соответствии с предложенными правилами организуют переправу по кочкам. Выигравшая команда получает «фишку-звезду».
Дети работают в командах, выполняют задание педагога, в соответствии с предложенными правилами организуют параллельную переправу. Выигравшая команда получает «фишку-звезду».
Дети работают в командах, выполняют задание педагога, в соответствии с предложенными правилами разгадывают виды костра. Выигравшая команда получает «фишку-звезду».
VII.Релаксация ( 2,5 минуты) Конечно, костер для туриста является символом единения и дружбы. И я хочу закончить наше сегодняшнее занятие символическим костром, из искр которого будут появляться красивейшие виды природы нашего Краснодарского края. А сфотографировали всю эту красоту ребята из моего кружка. Я хочу, чтобы этот костер согрел вас и принес только радость, удивление и восторг от увиденного.
Показ слайдов под бардовскую песню «Вечер бродит…». Дети слушают песню, отдыхают, наслаждаются красивыми видами гор, предгорий национального парка и Заповедника на территории Краснодарского края.
VII.Итог (1 минута).
Спасибо Вам ребята! Мне было приятно с вами общаться, вы такие дружные, сообразительные, общительные, ловкие. Понравилась вам программа спортивный туризм? Я вас приглашаю в свой кружок заниматься «Спортивным туризмом» или в наш центр детского и юношеского туризма и экскурсий, который находится на улице Орджоникидзе 10, на площади искусств, где находятся специалисты всех видов спортивного туризма. До новых встреч!