Организация коррекционно-логопедической работы «по выработке формирования разборчивой речи детей с ринолалией


Ринолалия - это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба). Данные дефекты являются следствием разнообразных внешних и внутренних воздействий на раннем этапе внутриутробного развития. Отмечается также наследственный характер этой аномалии. Отрицательное влияние оказывают также заболевания матери краснухой, малярией, алкоголь, курение.
Проявляется ринолалия в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная.
В настоящее время выделяют 3 основных формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная. Общий признак открытой ринолалии: проход в носовую полость по тем или иным причинам остается открытым, вследствие чего все звуки произносятся с носовым оттенком. Общий признак закрытой ринолалии: проход в носовую полость всегда оказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голос имеет глуховатый оттенок, как при насморке. При смешанной ринолалии наблюдается комбинация проявлений, характерных для открытой и закрытой ринолалии.
Дети с ринолалией нуждается в комплексном воздействии логопеда, медиков и психологов. Работа по коррекции ринолалии направлена на исправление нарушений звукопроизношения и тембра голоса. Логопедическая работа при ринолалии делится на дооперационную и послеоперационную. На дооперационном этапе проводится подготовка активности мягкого нёба, нормализация положения языка, усилении мышечной деятельности губ. Послеоперационная коррекция ринолалии включает постановку правильного звуко- и голосообразования путем активизации артикуляционной моторики, голосовой терапии, стимуляции небно-глоточных мышц, массажа рубцов нёба, развития фонационного дыхания и т.д.
Так же было проведено исследование влияния коррекционной деятельности на разборчивость речи у ребенка с диагнозом расщелина верхней губы, альвеолярного отростка верхней челюсти и первой трети твердого неба.
Исследование включало в себя три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании принял участие один ребенок – семи лет и пяти месяцев, обучающийся в третьем классе речевой школы.
Было проведено исследование развития разборчивой речи у ребенка. Для этого проводилось наблюдение за исследуемым ребенком и исследование по специальным методикам:
таблицы бессмысленных слогов Н. Б. Покровского;
методика исследования, основанная на рекомендациях К.А. Волковой, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной.
Исследования с ребенком был проведен ряд занятий по коррекции неразборчивой речи. План занятий включал в себя 23 занятия длительностью 30 минут. Занятия проводились ежедневно индивидуально с ребенком.
В итоге результаты методик показали, что речь у ребенка стала намного разборчивей и внятней. Назальные произношения согласных, которые наблюдались в связи с малым развитием мышц небной занавески, прекратились. Ребенок практически без нарушений стал произносить большинство согласных.
Использование коррекционной деятельности с детьми, страдающими ренолалией, повышает уровень разборчивости речи в постоперационный период.