Поддержка и развитие одаренных детей в Казахстане


Одаренные и талантливые дети Задачи, поставленные президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым, по вхождению страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, кардинально изменили требования к образованию, существенно повысив его ожидаемый вклад в модернизацию общества и выделив образовательный сектор в качестве приоритета социально-экономического развития. Стратегическим направлением развития образования в республике становится создание благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентоспособной личности с этическим отношением к миру, творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, сохраняющей при этом свою уникальность, неповторимость, одаренность в различных сферах наук и искусства. Одаренные и талантливые ученики и школа В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» В.А.Сухомлинский. Преамбула На смену ориентации общества, главным образом, на развитие техники и технологий, на широкую информатизацию всех сфер жизни общества приходит эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет прямо зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их творческих и личностных возможностей. Потребность общества в неординарных творческих личностях Необходимость сохранения и развития интеллектуального потенциала Казахстана. Неопределённость современной окружающей среды требует от человека не только высокой активности, но и его умения, способности нестандартно мыслить и вести себя. Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах Проблема воспитания и обучения одарённых детей Достижения Казахстанской школы Создана уникальная система выявления и поддержки талантливых детей «Дарын»Создана вертикаль контроля качества образования Разработана и успешно применяется на базе НИШ система критериального оцениванияВ 2012 году был разработан 5-ий Национальный план по развитию функциональной грамотности школьниковСоздана инновационная система повышения квалификации педагогов в сотрудничестве с Кембриджским университетом и ЦПМ АОО «НИШ» Достижения Казахстанской школы Международная стандартная система классификации образования, рекомендованная ЮНЕСКО (ИРО-ОДВ) – Казахстан входит в число лидеров Функционирует Национальная система оценки качества образования Обеспечен процесс вхождения в Европейское образовательное пространство 5 место по математике, 11 место –по естествознанию в авторитетном международном сравнительном исследовании TIMSS Средний балл казахстанских четвероклассников по математике составил 501 балл (максимальный составляет 1000 баллов), что соответствует 27 месту и по естественнонаучным дисциплинам - 495 баллов и 32 место среди 50 стран мира.В Глобальном индексе конкурентоспособности наша страна заняла 51 место в мире по обеспечению доступа к высшему образованию Президентская программа «БОЛАШАК» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечает важность выявления и поддержки одаренных детей. Об этом он заявил во время посещения Назарбаев Интеллектуальной школы в Уральске. Такие дети, считает Президент, должны получить хорошее образование, чтобы стать высококвалифицированными специалистами и работать на благо родной страны Президентская олимпиада  Благодаря Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву проводится целенеправленная работа по созданию условий для обучения и поддержки талантливых детей, реализации их возможностей. Одним из мероприятий по выявлению и поддержке талантливых детей является Президентская олимпиада по предметам естественно-математического цикла, которая проводится Республиканским научно-практическим центром «Дарын» Министерства образования и науки Республики Казахстан  с 2008 года по личному поручению Главы государства Н.А. Назарбаева. Главная идея Президентской олимпиады – выявление и поддержка одаренных школьников для продолжения обучения в ведущих отечественных высших учебных заведениях, патриотическое воспитание интеллектуальной казахстанской элиты. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности Поддержка и развитие одаренных детей Поддержка и развитие одаренных детей - благородная миссия, направленная на процветание нашей страны. Ведь одаренные и талантливые дети являются бесценным национальным достоянием, интеллектуальным потенциалом, определяющим направление, темпы и масштабы прогресса государства. Мы являемся очевидцами и участниками стремительного развития Казахстана. «Развитие одаренности детей» Программа «Развитие одаренности детей»является результатом совместной работы педагогов Назарбаев Интеллектуальных школ и международных экспертов Центра талантливой молодежи Университета Джонса Хопкинса (США). Основной целью совместного проекта является обучение учителей эффективным методам и стратегиям работы с одаренными детьми, обеспечивающим всестороннее развитие и самореализацию одаренных учеников Актуальность Анкета Инструкция: «Выберите один из предложенных вариантов ответов».Обработка результат Ответ: а) 3 балла, б) 1 балл, в) 2 балла. Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми» Результаты:49 и более баллов. Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся. Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми» От 24 до 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми» 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие (талант, одаренность, задатки, способности) : __________________ - анатомо-физиологические особенности организма являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Они носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. _________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. _________________ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.________________ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. ЗАДАТКИ - анатомо-физиологические особенности организма являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Одаренность - потенциальный талант, талант – реализованная одаренность. Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей Неровно успевающий. Выбивающийся из общего темпа. Странный в поведении, непонятный. Занятый своими делами (индивидуалист). Не умеющий общаться, конфликтный.Иногда тугодум, не может понять очевидного. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. Классификации детской одарённости практическая, теоретическая (познавательная),художественно-эстетическая,коммуникативная, духовно-ценностная,лидерская Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы» Практическая деятельность Познаватель-ная деятельность Художествен-но-эстетическая деятельность Коммуникативная деятельность Духовно-ценностная деятельность одаренность в ремеслах,спортивная (психо-моторная)организацион-ная интеллек-туальная одаренность хореографическаясценическаялитературно-поэтическаяизобразитель-наямузыкальная лидерскаяаттрактив-ная (установка на другого человека в совместной деятельности) одаренность в создании новых духовных ценностей и смысловодаренность в служении людям. Проблемы одаренных детей: Неприязнь к школе.Игровые интересы.Конформность (отрицание стандартных требованийПогружение в философские проблемы.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.Стремление к совершенству.Ощущение неудовлетворенности.Нереалистические цели.Сверхчувствительность.Потребность во внимании взрослых.Нетерпимость.Низкая продолжительность сна. Принципы обучения интеллектуально одарённых учащихся Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся Ускорение обучения (раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные школы и др.). Углубление обучения(школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и др.)Обогащение обучения(научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.) Проблематизация обучения(использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.) Какие формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей можно использовать в условиях общеобразовательной школы? Формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей в условиях гимназии Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьмиПовышать интеллектуальнаую нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания. Все, чтобы развивать познавательную активности этих детей. Признание таким детям необходимо для успеха. Потому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности. Организация внешкольной занятости ребенка. Развитие социальных и коммуникативных навыков. Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися: нравственность мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися знание психологии одарённых учащихся эрудированность знание всех областей человеческой жизни желание работать нестандартно увлечённость своим делом поисковая активность любознательность “К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”одаренные и талантливые дети будущее Казахстана ЗА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ!