Педагогический консилиум Адаптация пятиклассников.


Министерство образования РФДепартамент общего и дошкольного образования21.05.2004 № 14-51-140/13 * При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо: – учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; – уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс; – анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника. * – иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;– наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5–6 класс);– знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника. * Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. * В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения:Резкое изменение условий обучения; Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями; Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника. В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе: они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам. И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:опоздания на урок, забывания какой-нибудь учебной принадлежности, не сделанное задание.Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе. * Существенные психологические изменения 5-го класса: Занятия теперь проходят в «новой школе».А часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов.И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель.… Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни: они испытывают растерянность,всё время всё путают и забывают,не могут сосредоточиться на учёбе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это, естественно, ведёт к снижению успеваемости! Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности. ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ * Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала: Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником * ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА: Физиологические изменения. Неуверенность в себе.Отсутствие способностей.Личные проблемы. Отсутствие интереса. * * Негативные проявления поведения пятиклассников снижение показателей обученностиснижение интереса к учебенапряженные отношения между собойповышенная тревожностьнепредсказуемые реакцииотстранение от взрослыхпротестующий характер поведения по отношению к взрослым * Положительные показатели подросткового возраста: возрастает самостоятельность ребёнказначительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослымизначительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельностиразвивается ответственное отношение к себеразвивается ответственное отношение к другим людям * 5 А 25 3-12% - 3-12% 5 Б 22 3-14% - 2-9% 5 В 21 2-10% 3-14% 3-14% 5 Г 25 - - - Итого: 93 8-9% 3-3% 8-9% Кл Классный руководитель Кол-во уч-ся Учащиеся, испытывающие трудности: в учебной деятельности в общении с учителями в общении со сверстниками * Содержательные мотивы – это побудители, непосредственно связанные, так или иначе, с содержанием учебной деятельности. К ним относятся:познавательный мотив, т.е. интерес к знаниям и способам его добывания; потребность саморазвития и самореализации в процессе познания; мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности. Социальные мотивы связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности. Это, прежде всего коммуникативные - потребность в общении (общение со сверстниками, сотрудничество с ними, признание в коллективе на основе учебных успехов)переживание позиции школьника – чувство ответственности, долга, как часть мировоззрения личности. получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания). в последнее время в качестве побудителей признаются эмоциональные мотивы положительные эмоции могут служить самостоятельными побудителями к учению. Изучение мотивации ученика (отношение к школе)Учебные мотивы разделяются на две большие группы: Класс Тревожность Уровень Уровень тревожности общий Школьная тревожность Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх не соот-вать ожиданиям окруж-щих Страх в отношен. с учителем 5 «А» норма 23 18 21 13 14 22 повыш 2 4 3 5 9 3 высок --- 3 1 7 2 --- 5 «Б» норма 13 11 12 14 11 15 повыш 6 5 5 6 3 3 высок --- 3 2 9 5 1 5 «В» норма 18 13 17 6 15 18 повыш 3 7 3 12 4 3 высок --- 1 1 3 2 --- 5 «Г» норма 21 21 14 11 21 22 повыш 3 3 9 11 3 3 высок --- 1 2 3 1 --- Итого норма 70-79% 60-66% 66-69% 34-36% 61-64% 75-81% повыш 20-21% 24-25% 16-19% 34-36% 20-23% 12-18% высок --- 7-9% 9-12% 25-28% 10-13% 1-1% * /характеристика каждого фактора/ Общая тревожность в школе – обычное эмоциональное состояние ребенка в школе. Оно может быть позитивным на фоне общей высокой тревожности. То есть ребенок эмоционально неблагополучен, но в школе чувствует себя достаточно уверенно и спокойно. Возможен и противоположный вариант: в целом спокойный и эмоционально устойчивый ребенок ощущает себя в школе плохо.Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания возникают у ребенка в ситуациях, предлагающих самораскрытие, предъявление себя другим, демонстрацию своих возможностей. Судя по всему, это один из самых типичных страхов. Встречается довольно часто. Страх ситуации проверки знаний – переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, учебных возможностей. Типично для неуспешных школьников. В массовом проявлении отражает некоторую педагогическую традицию, которую не мешало бы изменить.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – тревожная ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, сильные переживания по поводу отзывов, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Методика Филипса «Изучение школьной тревожности» * Параметры, получившие наибольший выбор. Ранг: Класс 5 «А» 5 «Б» 5 «В» 5 «Г» 1 Хорошо знает предмет Хорошо знает предмет Хорошо знает предмет Хорошо знает предмет 2 Относится ко мне по-человечески Дает работать самостоятельно Относится ко мне по-человечески Интересно на уроках 3 Интересно на уроках Относится ко мне по-человечески Общается на равных Строгий, дает прочные знания * Опросник «Отношение к учебным предметам» Параметры Класс 5 «А» 5 «Б» 5 «В» 5 «Г» Равнодушие Русский язык – 6 уч. История - 6 уч. Литература – 6 уч. Русский язык – 6 уч. ИЗО – 6 уч. Природа – 5 уч. История – 5 уч. Русский – 6 уч. История –6 уч. Не интересно, не люблю Англ. яз.– 8 учен. Русский язык – 8 уч. Музыка – 9 учен. Музыка– 5 учен. Литература – 11 уч. Природа – 10 уч. История – 9 уч. * Класс Кол-во адаптированных Ф.И учащихся, испытывающих трудности адаптации. 5 А 23 Н. Д. (в учебной деятельности)М. В. (в общении со сверстниками )Ф. М. (в учебной деятельности) 5 Б 19 К. В. (в учебной деятельности, в общении со сверстниками – непринимаемая)С. Н. (в общении со сверстниками ) З. Л. (в учебной деятельности, в общении со сверстниками) 5 В 18 Р. И. (в учебной деятельности)Л. М. (в учебной деятельности)М. А. (в общении с учителями, девиация поведения) 5 Г 25 - Итого: 93 ученика 8 учеников – 9% * Хотелось бы перестать бояться в 5 классе: контрольных работ сложных уроковстаршеклассников получать плохие оценки отвечать на уроке, когда называют мою фамилию отвечать у доски перед всем классом Мне кажется, что учителя в 5 классе: все очень разные их очень много бывают строгие очень умныемного требуют знают только свой предмет, а другие не оченьделают замечания, если не выучены урокиочень устают от нашего классахорошо обучают * Познакомиться с методическими рекомендациями об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную /Министерство образования РФ Департамент общего и дошкольного образования 21.05.2004 № 14-51-140/13/ Учитывать индивидуальные особенности детей, медицинскую оценку здоровья.Проводить физ. минутки или минутки отдыха, корректировать осанку школьников во время урока, напомнить правила хорошей осанки.Обратить внимание на педагогическую оценку (познакомить с содержанием каждой оценки) и самооценку, как анализ своей работы.Создавать благоприятный микроклимат в классе, способствуя комфортности обучения, снятию излишней тревожности.Провести мероприятия по сплочению классных коллективов.Использовать активные методы работы. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Рекомендации педагогам: