Методический семинар Психолого-педагогические подходы к обучению одаренных детей

План-конспект просветительского мероприятия для учителей

Тема «Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей и подростков».

Цель: изучить проявление одаренности у детей и подростков и рассмотреть особенности педагогической поддержки данной категории детей.

Задачи:
1. Познакомить педагогический коллектив с понятием «одаренность».
2. Познакомить учителей с видами одаренности.
3. Сформулировать совместно методы педагогического сопровождения одаренных учащихся.
Объект - явление « одаренность»,
предмет - особенности педагогической работы по поддержке и сопровождению одаренных детей и подростков.


Начало:
Разогрев: Продолжите фразу «Я могу работать с одаренными детьми, потому что»

Основной этап:
Сообщение психолога по проблеме одаренности. 10 минут

Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выделяют общую одаренность и специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется в высоких и ровных достижениях при выполнении различного рода интеллектуальных заданий (например, высокой обучаемости предметам как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла).
Специальная одаренность проявляется в успешности выполнения какой – либо специальной деятельности: музыкальной, математической, спортивной, художественной и т. д.
В специальной одаренности выявляют способности в интеллектуальной деятельности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному или исполнительскому искусству, психомоторные способности.
Согласно наиболее распространенной точке зрения, основу одаренности образуют врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы (задатки), которые развиваются в результате специально организованной деятельности в способности.
Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы. В толковом словаре С. И. Ожегова «Одаренный» определяется как талантливый, а «талантливый» определяется как обладающий талантом. «Талант», в свою очередь, – как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» – природная одаренность, талантливость. В словаре В. Даля нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а «дарование» – как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов подчеркивается, что «талант» (гр. talanton) – выдающиеся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта. Большая Советская энциклопедия характеризует одаренность как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.
Одаренные дети, какие они?
«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» Точно характеризуя суть явления, это определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь. Известный специалист в области детской одаренности, Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально – педагогической практике обычно и принято именовать одаренными детьми : дети с высоким IQ, дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.
Согласно теории Богоявленской Д.Б.,
«Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
- наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
-Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.
Кроме того, знания одаренного ребенка отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

Виды одаренности:
Художественная одаренность.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.
Творческая одаренность.
Лидерская одаренность. Наконец, о лидерской одаренности (используются также понятия «социальная одаренность», «социальный интеллект», «организаторские способности»). Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Практическая одаренность.
Работа в группах - Мозговой штурм (10 минут)
Участники групп обсуждают и озвучивают результаты

1 группа - « Проблемы в обучении, с которыми сталкивается одаренный ребенок ».

2 группа: «Проблемы, с которым сталкиваются учителя при наличии в классе одаренного ребенка».

3 группа: «Проблемы родителей одаренных детей».

4 группа: «Пути решения проблем одаренного ребенка, вовлечение его в разнообразные виды деятельности».

Каждая группа озвучивает результаты своей работы.

Заключительная часть: Подведение итогов работы

Совместно формулируются выводы и рекомендации коллективу по результатам работы.

*педагогическому коллективу изучить литературу по проблеме одаренности;
* начать работу по выявлению детей и сбору данных об одаренных и талантливых детях;
*подготовить педагогические кадры для работы с одаренными детьми;
*продолжать работу школьных научных обществ, вовлекать детей в их деятельность;
* вовлекать детей в научно-исследовательскую и поисковую работу;
*проводить ежегодно научно-практическую конференцию, олимпиады, интеллектуальный марафон;
*вовлекать детей в работу музыкальных, изобразительных, прикладных, спортивных коллективов.

Рефлексия занятия: Продолжи фразу: «Я буду работать с одаренными детьми, потому что »

Педагогам раздаются памятки по работе с одаренными детьми (приложение 1)

Приложение 1
Памятка для педагога
Для работы с одаренными детьми и мотивированными на достижения детьми педагогу необходимы:
- общая профессиональная подготовка - предметные, психолого-педагогические, методические знания, умения, навыки (важно не столько реализовать традиционные формы обучения, сколько уметь активизировать и развивать детскую одаренность, предоставлять свободу ученику)
- профессионально значимые личностные качества: чуткость, теплота, расположенность к детям, чувство юмора, энтузиазм, энергичность, высокий интеллект, уверенность в себе, иметь творческое нетрадиционное личное мировоззрение.
Педагог не должен забывать, что одаренные дети, как и все остальные, нуждаются в обратной связи, им очень важно, чтобы педагог проявлял доброжелательность при оценке их деятельности. Необходимо их вовремя похвалить! Серьезное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребенка играет огромную роль в формировании ценностных критериев, которыми они будут руководствоваться по жизни.
Рекомендации по работе одаренными детьми, предлагаемые Кэролом Тэкэксом
в книге « Счастливые родители одаренных детей»:
1. Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Не стоит постоянно выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, очень полезно поощрять совместные занятия с другими детьми.
2. Учителю не стоит возводить ребенка на пьедестал перед другими детьми. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности может вызвать раздражение, ревность и отторжение других детей.
3. Другая крайность – преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и сарказм со стороны учителя так же недопустимы.
4. Учителю полезно помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся задания, поэтому следует разнообразить программу с учетом потребностей данной категории детей.

Вывод: одаренный ребенок приходит в школу, как и любой другой школьник, чтобы учиться. И результат зависит от учителя, который, хочется верить, разглядит в каждом его высшие потенциальные возможности.
15