Методическая разработка по русскому языку (5класс) на тему: «Имя существительное как часть речи».


Методическая разработка по русскому языку (5класс) на тему: «Имя существительное как часть речи».
Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме «Имя существительное как часть речи» в 5 классе..
Разработала: учитель русского языка и литературы Яндемирова Р.И.
МБОУ «Кузнецовская ООШ» Новоторъяльского района РМЭ.
Пояснительная записка
Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся через анализ текста с использованием ИКТ. Это помогает обучающимся получать нужную информацию, используя различные источники.
В 5 классе учащиеся постепенно знакомятся с такими понятиями, как «текст», «тип речи». «тема», «основная мысль текста», для практического использования вводится понятие «стиль речи». Анализ текста должен включать в себя составление плана, определение темы, главной мысли, озаглавливание, выделение частей, поиск изобразительно- выразительных средств языка. В наш урок включены задания творческого характера, направленные на знакомство с новой темой и повторение изученного в начальных классах, на формирование речевых умений. Эти задания предполагают создание сочинений различных типов и стилей речи, учат детей самостоятельно подбирать языковые средства. К тому же данный вид работы неразрывно связан с мышлением, с развитием таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, сравнение и классификация, аналогия и обобщение. На вводных занятиях я провожу комплексный анализ текста. На основе текста определяем грамматические, морфологические признаки, синтаксическую роль изучаемой части речи.
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс к УМК Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова,Л.А.Тростенцовой и др.М.:Просвещение,2015.
Базовый учебник: Русский язык.5 класс.Учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2-х частях.
Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова
и другие. 2015 год.
Раздел: Морфология. Орфография.
Количество часов: 204 (6 часов в неделю)
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: комбинированный урок
Цели урока:
1.Активизировать знания обучающихся о существительном как
части речи.
2. Формирование у обучающихся деятельностных способностей и
систематизации изучаемого предметного содержания.
3.Развивать лингвистическую компетенцию обучающихся.
4. Воспитывать в обучающихся бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные:
-Систематизация и обобщение знаний обучающихся по теме «Имя существительное как часть речи», полученных в начальной школе;
- Развитие умения воспринимать информацию;
- Обогащать словарный запас;
- Развитие лингвистической компетенции;
- Формировать умения лингвистического анализа текста;
- Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- Развитие речевых способностей обучающихся;
- Развитие умения работать в группах.
Развивающие:
-Осуществление системно-деятельностного подхода;
-Развитие творческих способностей обучающихся;
-Развитие интереса к русскому языку.
Воспитательные:
-Воспитание интереса и уважения к родному языку;
-Воспитание бережного отношения к природе;
- Развитие коммуникативных УУД:
-Создание благоприятной атмосферы поддержки и
заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-Взаимодействие обучающихся в групповой работе:
развитие уважения друг к другу, умения слушать товарища.
Формирование и развитие УУД.
Предметных:
- В познавательной сфере:
-Распознавание имен существительных в речи и определение
их морфологических признаков;
-Использование имен существительных в построении речевых высказываний.
-В ценностно-ориентационной сфере:
-Формирование бережного отношения к природе.
-В эстетической сфере:
-Уметь видеть прекрасное в природе и художественном творчестве.
Метапредметных:
-Коммуникативные:
- Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной
и групповой работы;
- Умение слушать и вести диалог;
- Оформлять свои мысли в письменной и устной форме.
-Регулятивные:
- Проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через
включение в новые виды деятельности;
- Владеть приемами анализа, сравнения, обобщения;
- Умение работать в группах.
-Познавательные:
- Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,
Выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные
и непостоянные;
- Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
-Личностные:
- Осознавать роль имен существительных в речи;
- Испытывать любовь и гордость за богатство родного края;
- Ориентировать обучающихся на межличностные отношения.
Оборудование: текст рассказа И.А. Соколова – Микитова «Сосновый бор» и Кима Васина «Пÿнчер»; портрет писателя, иллюстрация картины Шишкина И.И. «Утро в сосновом бору». В.Зайцева «Солнце в сосновом лесу».
                             Ход урока
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой класса.
2. Актуализация знаний
Целеполагание ( цель урока формулируют учащиеся)
Запись на доске:1.Узнать, что такое … часть речи , грамматические, морфологические признаки.
2.Учиться выделять… среди других частей речи.
3.Повторить, какими… бывают имена существительные в предложении.
4.Удивиться чему-то при изучении …
Сообщение детьми темы и целей урока.
Ученик: Цель нашего урока, что такое имя существительное как часть речи , грамматические, морфологические признаки; учиться выделять имена существительные среди слов других частей речи. Повторить, какими членами предложения бывают имена существительные в предложении. Удивиться чему-то при изучении имени существительного.
3. Сообщение учителем темы и целей урока
- Ребята, мы начинаем изучение одной из самостоятельных частей речи – имени существительного. Не только с новым материалом будем знакомиться на уроках изучения существительного, но и повторять ранее изученное в начальных классах. Каждый из вас обогатил себя знаниями по этой части речи. И комплексный анализ текста Ивана Сергеевича Соколова – Микитова и Кима Васина помогут вам показать свои знания. Я думаю, что сегодняшний урок поможет вам в написании сочинения.
Основная часть
     Итак, начнём нашу работу.
4.Сообщение ученика об авторе рассказа
   Прежде чем начать знакомство с текстом, мне хотелось бы немного     рассказать вам об авторах.
У Ивана Сергеевича Соколова – Микитова много рассказов о природе,                                                         он много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой. И у К.Васина тоже есть описание природы в его произведениях. И сейчас мы убедимся в этом , прочитав небольшие их тексты.
5.Работа с текстом
1.Выразительное чтение текста подготовленным учеником.
Очень хорош и красив чистый с..сновый бор. Идёш.. , и, точно огромные свечи, возвышают..ся над г..ловой ств..лы старых дерев..ев, чуть не касаются неба своими в..ршинами. Седым мя..ким мхом поросли невысокие кочки. Зеленеют блестящие листья брусники. Через высокие вершины дерев..ев пробиваются лучи солнца. Светлые з..лотистые зайчики загораются на ств..лах.
   Тихо в соснов..м лесу. Пахнет см..лой и з..млёй. Сказочными великанами ст..ят старые сосны среди молодого подр..стающего леса. Одна к другой тесно жмутся п..крытые зелёной хвоей молодые сосенки. Ранней весной здесь р..стут сморчки, а летом кр..суются жёлтые рыжики.
   На болотистых местах располагается низкая болотная осина. Идёшь по сосновому болоту, и нет конца мягким моховым кочкам с дозревающей клюквой.
( И.С.Соколов- Микитов).
2.Найти в тексте имена существительные.
Существительные:бор,свечи,над головой, стволы, деревья, неба, вершинами, мхом, кочки, листья, брусника, лучи, солнца ,зайчики, лес, смолой, землей, великанами, сосны, хвоей, сосенки, сморчки, рыжики, местах, осина, болоту, клюквой.
Марий мланде тыште Юл тÿрысö пÿнчер коклаште тÿналеш. Мÿндырч толшо унаеным тудо нарашта ужар тÿсшö, свежа киш пушыж дене шыматен вашлиеш. Тыште, марий мландыште, чодыра кумдыкеш эре лÿсан пушенге. Чодыра нугыдо, сип. Теве корно воктенак чатката кож-влак шыгырын-шыгырын кушкыт. Нуно регенчан пытыше кÿреналге-сур мландым леваш гай ÿмылтареныт. Изиш умбалнырак, кожер радам вес велне, сорта гай вияш пÿнчо-влак кавапомышко ужар кудыр вуйыштым кугешнен нöлтат. Пенгыде рÿдыштым пуйто тул волгенче дене левыктен ыштыме.
(Ким Васин).
Лÿм мут- влак: мланде, Юл, пÿнчер,унаеным, тÿсшö, пушыж, чодыра,корно,кож-влак, леваш, кожер,сорта, пÿнчо-влак, вуйыштым, рÿдыштым, тул, волгенче.
   - Докажите, что это текст.
-         О чём он? Озаглавьте. (О сосновом боре. «Сосновый бор»)
6. Лексическое значение слова бор, сип.
Бор,-а, предл. о боре, в бору, мн. боры, м. Сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте.
Сип – пич, пычкемыш.
Учитель:       Ребята, кто – то из вас был в сосновом бору? Если были, то текст, с которым мы познакомились, напомнил вам о тех ощущениях, которые вы получили во время прогулки по такому замечательному месту. Если же вы ещё не были в сосновом бору, после сегодняшнего урока вы обязательно захотите там побывать.
Не только И.А. Соколов – Микитов и К.Васин описывали сосновый лес. Многие писатели и художники изображали это чудо природы в своих произведениях и полотнах.
 Учитель:      Кого из писателей, описывающих лес, вы знаете?
Ученики: (К.Г. Паустовский, М.И. Пришвин, Мичурин- Азмекей).
Учитель: Большая часть произведений этих писателей посвящена описанию природы. А вот художник Иван Иванович Шишкин и Виталий Зайцев также любили сосновый лес и несколько картин посвятили этому уголку природы. В конце урока мы сделаем вывод, что общего в тексте Соколова – Микитова, К.Васина и на картине Ивана Шишкина и Виталия Зайцева.
А сейчас продолжим анализ текста.
Учитель:       К какому стилю речи относится данный текст? Обоснуйте своё мнение.
Ученики:(К художественному. В тексте ярко выражена авторская оценка увиденного при помощи различных средств выразительности. Тексту присуща образность.)
 Учитель:      К какому типу речи отнесём текст?
Ученики:(Это описание, т.к. в нём изображается природа.)
 Учитель:    Какие изобразительно – выразительные средства языка делают это описание ярким?
1. Из текста выписать изобразительно-выразительные средства.
Учащиеся находят изобразительно-выразительные средства. (Эпитеты: чистый бор, седым мхом, блестящие листья, золотистые зайчики, сказочными великанами, мягким кочкам; сравнение: точно огромные свечи; олицетворение:пробиваются лучи, зайчики загораются, жмутся сосенки, красуются рыжики).
( Эпитет: нарашта ужар тÿсшö, кÿреналге-сур мландым, свежа киш пуш; сравнений: мландым леваш гай ÿмылтареныт, сорта гай пÿнчо-влак, рÿдышт тул волгенче гай; олицетворений: шыматен вашлиеш; метафор: кудыр вуйыштым)
Учитель:       Какую роль в тексте выполняют художественные средства выразительности?
Ученики:(Они служат для усиления выразительности речи, делая её яркой, образной.)
Учитель:      Найдите в тексте ключевые слова, выпишите их, определите, какие это части речи.
Ученики: (Бор, стволы деревьев, кочки, вершины деревьев, лучи солнца, сосны, сосенки, осина, клюквой – имена существительные.
Вывод: Правило:(делают учащиеся) Имя существительное- часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?
Предметым ончыктышо да кö? але мо? йодышлан вашмутым пуышо ойлымаш ужашым лÿм мут маныт.
 Учитель:     Найдите в тексте существительные, которые могут иметь только форму единственного числа. Запишите их.
2. Выписать существительные, имеющие только форму единственного числа.
Ученики: (Брусники, клюквой названия ягод; солнца – светило; смолой – название вещества; хвоя – собирательное значение). Эти существительные обладают значением,не допускающем множественности , считаемости.)
 Учитель:       Выпишите по 3 существительных 1 скл., 2 скл., 3 скл.. Существительных какого склонения не оказалось в тексте? (3 скл.)
1 склонение: свеча, вершин, земля, смола, хвоя, голова, кочка,
брусника, сосенка, осина, клюква.
2 склонение: лес, солнце, рыжик, дерево, небо, мох, луг, зайчик,
ствол, великан, сморчок, место, болото.
3 склонение : нет в тексте.
3.Склонение существительных.
Склонение сущ. лес, земля, кож по падежам.
И.п. лес, земля И.п. кож
Р.п. леса, земли Р.п. кожын
Д.п. лесу, земле Д.п. кожлан
В.п. лес, землю В.п. кожым
Т.п. лесом, землей М.п. кожышто
П.п. о лесе, земле Н.п. кожышко
О.п. кожеш
Вывод: (делают учащиеся) У существительного 3 склонения (1 –а,-я(м. и ж. рода),
( 2- нулевое, -о,-е(м. и ср. рода),(3- нулевое, ж.рода),
Лÿм мутын склоненийже уке. Марий йылмыште 7 падеж
уло.Падеж дене вашталтеш.
 Учитель:      А сейчас выясним, как вы научились определять род существительного. Найдите в тексте по 2 сущ. мужского, женского и среднего рода.
4.Определите род существительных.
Муж.род: лес, бор
Жен.род: земля, осина
Ср.род: солнце, болото
Вывод:(делают учащиеся) У существительного 3 рода( м.р., ж.р, ср.р.) Лÿм мутын
родшо уке.
     С этим заданием вы справились хорошо. Молодцы!
Учитель: Теперь вспомним число имен существительных.
5.Поставьте во мн. числе существительные: сосна, дерево, луч, рыжик.
Пÿнчо, кож.
Сосна- сосны; дерево- деревья; луч- лучи; рыжик- рыжики.
Пÿнчо- пÿнчо-влак; кож- кож-влак.
Вывод:(делают учащиеся) (Бывают единственного и множественного числа).
(Лÿм мутын 2 числаже уло: единственный да множественный)
1.л. тÿсем 1.л. тÿсна
2.л.тÿсетым 2.л. тÿсда
3.л. тÿсшо 3.л. тÿсышт
Вывод: (делают учащиеся) (Лÿм мут лица дене вашталтеш). Имя существительное не изменяется по лицам.
7. Физкультминутка.

 Учитель:     На каждом уроке очень много внимания мы уделяем синтаксическому разбору предложения. Думаю, что сегодня продолжим эту традицию. Запишем предложения и определим какую синтаксическую роль играют имена существительные.
6.Определить синтаксическую роль существительных.
1. Светлые золотистые зайчики загораются на стволах. (подлежащее и обстоятельство).
2. Пахнет смолой и землей. (дополнение).
3. Тихо в сосновом лесу. (обстоятельство).
Вывод: (делают учащиеся) В предложении существительные бывают подлежащим, дополнением, обстоятельством.
Марий мланде тыште Юл тÿрысö пÿнчер коклаште тÿналеш.( подлежащий, умыландарыше член, определений).
Мÿндырч толшо унаеным тудо нарашта ужар тÿсшо, свежа киш пушыж дене шыматен вашлиеш.(Подлежащий, дополнений)
Учитель:      Докажите, что в предложении ( Седым мягким мхом поросли невысокие кочки.) существительное кочки «командует» формами числа прилагательного невысокие и глагола поросли. (Прилагательное и глагол ставятся в том же роде, числе и падеже,
что и существительное._
Вывод: (делают учащиеся) Имена прилагательные ставятся в том
Же роде, числе и падеже, что и существительное.
 Учитель:       Подберите синоним и антоним к существительному великанами(гигантами, карликами)
Нугыдо(сип) ; нугыдо- шуэ; сип-волгыдо.
8. Творческая работа.
Учитель:        Ребята, наш урок мы завершим творческим заданием. Домашнее задание было написать сочинение на русском и марийском языках. (Задание выполняется, пока звучит музыка «Звуки весеннего леса». После того, как отзвучит мелодия, читаем несколько работ.
       Ребята, чьё сочинение вам особенно понравилось? Почему?
Учитель:       В начале урока я поставила перед вами вопрос: «Что общего в тексте И.С. Соколова – Микитова, К.Васина и в картинах И.И. Шишкина и В.Зайцева?
Вывод:  (делают учащиеся)(Их восхищение красотой соснового леса, любовь к нему.)
9. Рефлексия.
10. Итоги урока. Выставление оценок в листе оценивания.
Заключение
     Учитель:    Наш урок окончен. Я думаю, что текст, который мы анализировали, поможет вам по – другому посмотреть на окружающий мир, полюбить его так же, как писатели и художники, чьи имена упоминались нами.
 11.    Домашнее задание: п.88; выучить правила.
Написать сочинение о любимом дереве.

Использованная литература:
1.Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Богданова Г.А./ М.: Просвещение,2011.112с.
2.Русский язык:Учебник для 5 класса ( Т.АЛадыженская,М.Т.Баранов,Л.А Тростенцова и др.).М.: Просвещение,2015.44с.
3.С.И.Львова.Практикум по русскому языку.5 класс.-М.,Просвещение,2005.36с.