Развитие речи младших школьников на занятиях внеурочной деятельности « Моя Риторика»

Иптышева Е.В.
МБОУ Лесоперевалочная СОШ-1, С. Бельтирское, Аскизский район,Р.Х.
Развитие речи младших школьников на занятиях внеурочной деятельности « Моя Риторика»
«Говорить путано умеет всякий,
говорить ясно – немногие» Галилео Галилей
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Конечно, основной формой обучения в школе является урок, но строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей.
В начальной школе дети обучаются четырем видам речевой деятельности: чтение, аудирование, устная речь, письменная речь. Анализ программ и учебных пособий дают основания полагать, что работе над техникой речи в школьной практике не уделяется достаточного внимания, речевая техника детей в большинстве случаев не совершенствуется. В настоящее время учебно-методических пособий для работы над техникой речи в I IV классах недостаточно. Это снижает качество знаний, затрудняет формирование слуховых, артикуляционно-произносительных умений и групп навыков, составляющих владение речью. Методика работы над техникой речи в начальных классах нуждается в совершенствовании приёмов и методов преподавания, анализе и научном обосновании отбора дидактического материала. Эта проблема определила необходимость выбора программы внеурочной деятельности по развитию речи " Моя риторика", на основе авторской программы Т.А. Ладыженской.
Цель этого курса - развитие коммуникативных умений: передавать информацию; поддерживать беседу; устанавливать контакты; пересказывать, воспроизводить ситуацию; писать письма, поздравления, объявления; находить способ общения во время разговора, спора, знакомства; красочно оформлять речь.
Каждое занятие начинается с речевой разминки, дыхательной гимнастики, логоритмических упражнений. Это могут быть скороговорки, чистоговорки, считалки, пословицы, поговорки, причем собственного сочинения, с целью обогащения словарного запаса, развития речи, памяти, мышления. Ребята учатся описывать предметы, явления.

На занятиях использую работу в паре, группе, творческие группировки.
Одним из видов детского творчества является создание сказки на новый лад или с другим концом, перенесение событий в современность.
Занимаясь внеурочной работой по развитию речи, отмечаю хорошие результаты: дети становятся более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству и самое главное, более раскрепощенными в своих высказываниях. По возможности участвуем в различных дистанционных, международных и школьных конкурсах, связанных с красотой нашей речи и языка.
Список используемых источников:
1. «Сила поэтического слова в духовно нравственном воспитании школьника»» - УО ИДК: п. Сосновское Нижегородская область, 2013г.
2.« Язык - друг мой» образовательный проект, сайт педсовет. ру, 2014 г.
15