Конспект урока русского языка на тему категория состояния (7 класс)

Урок русского языка в 7 классе
по теме «Слова категории состояния»
(урок-исследование)

Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
Обучающие:
дать понятие о категории состояния как части речи,
научить детей распознавать эту часть речи среди других,
использовать слова категории состояния в своей речи;
Развивающие:
развивать речь учащихся;
Воспитательные:
воспитывать толерантное отношение друг к другу;
развивать способность видеть красоту, эстетический вкус;
Мотивационные:
сформировать у детей интерес к изучению русского языка;
Диагностические:
осуществить первичную диагностику общего уровня обученности детей;
Управленческие:
обеспечить четкую организацию учебного занятия.

Ход урока:

1.Орг момент
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Владимировна и сегодня на уроке буду сотрудничать с вами. Надеюсь, наша работа будет плодотворной и активной. Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным утром! Давайте пожелаем друг другу удачи и начнем наш урок.

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Слайд № 1

И для поддержания хорошего настроения я предлагаю начать с необычной сказки, которая называется "Подкидыш". Ваша задача – определить «имя» подкидыша, а после обнаружить его приметы.
Жило-поживало наречие. И случилось с ним невероятное: как-то у двери его дома появился подкидыш. Кто он, откуда, чей? Никто не знал.
Решило наречие отдать незнакомца в хорошие руки, чтобы и у него был дом и друзья, и отправилось на Грамматическое подворье, где разные части речи вступали в разговор, соединяясь в самые разные предложения.
Новичок оказался «гадким утёнком», его никто не хотел брать, да и имени его никто не знал: как позвать к себе?
И только безличное предложение, всегда очень ответственное и чуткое, хотя и односоставное, приютило беднягу.
Это очень ободрило приёмыша. К нему стали подходить существительные и местоимения в Д.п., дополняя его, существительные с предлогами пристраивались, предлагая разные обстоятельства, глаголы быть, становиться, делаться пытались услужить, внося дополнительные значения времени и наклонения. Потянулись и другие части речи.
Со временем новичок стал своим в безличном предложении, а некоторые завистники – краткие прилагательные , наречия – стали подражать ему, переходя в его состояние.
Так и стали называть подкидыша – слова категории состояния.
3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Как же зовут подкидыша?
(Категория состояния.)
- Что вы знаете об этой части речи?
(Она неизвестна.)
-Кто уже догадался, что же будет объектом нашего исследования, какова тема урока?
Слайд № 2 (Слова категории состояния как часть речи.)
- А на какие части речи похожи Слова Категории Состояния?
О.: Наречия и краткие прилагательные
-Какие цели мы поставим перед собой на уроке? Чтобы их определить, вам помогут опорные слова на доске.
О.: Вспомнить (что такое наречие и краткое прилагательное, их синтаксическую функцию)
Узнать... (что такое слова категории состояния)
Научиться( отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных, определять их роль в предложении) Слайд № 3

Совершенно верно, мы будем открывать новую часть речи и учиться отличать ее от других слов! Запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока.
Во время исследования мы будем опираться на уже известные вам знания, проводить мини-исследования и выполнять задания на закрепление этой темы. Чтобы не запутаться, вам помогут маршрутные листы, в которых вы будете оценивать свою работу и достижения. Вы готовы? Тогда в путь!
4. Актуализация опорных знаний
А начнем мы наше исследование с повторения.
- Давайте вспомнить, по каким признакам мы определяем части речи? (задаем вопрос и определяем значение, затем определяем морфологические признаки и, наконец, – роль в предложении).
- Теперь вы готовы выполнить мини-исследование в парах. Для этого у вас на партах лежит раздаточный материал (карточки с заданием и опорной схемой). Внимательно прочитайте задание. Все ли вам понятно? Тогда приступаем к выполнению.
Задания:
В.: Какой частью речи и членом предложения является выделенное слово и почему?
Первая пара ведущих исследователей составляют схему по краткому прилагательному( на листах А4)
1) В этот тихий вечер море грустно (И. Бунин) – КР.ПРИЛ
Вторая пара ведущих исследователей составляют схему по наречию.
2) В печке грустно насвистывал свою песню сверчок (А. Чехов).- НАРЕЧИЕ
-А теперь ведущие исследователи представят уже известный материал всему классу. А вы, ребята, сверьтесь.
Оцените свою деятельность на данном этапе урока

5. "Открытие" нового знания
Молодцы, отлично справились с заданием, а теперь давайте вернемся к сказке "Подкидыш",она дана в ваших маршрутных листах, поработаем в парах и ответим на вопросы:
- На какую часть речи походит?
- Сочетается ли с другими словами? А значит, изменяется ли?
- В каких предложениях встречается?
- Какие части речи могут употребляться в таком же значении?
- Какими частями речи управляет, в каких формах? Какую синтаксическую роль выполняют управляемые слова?
- Это признаки части речи, называемой ... Проверка по эталону, слайд № 4
- А не хочется ли вам сверить открытое самостоятельно с тем, как освещает этот вопрос наука?
- Для этого обратимся к учебнику, параграф 45 и прочитаем правило.
- Что узнали нового?
(Слова категории состояния имеют форму сравнительной степени; на какие вопросы отвечают и что обозначают)
- Есть ли в нашем исследовании то, чего нет в учебнике?
(Есть)
- Что мы «открыли» самостоятельно?
(Какими частями речи может управлять категория состояния; какие части речи употребляются в значении категории состояния; что оно бывает сказуемым только в безличных предложениях)
Результаты исследования занесите в маршрутные листы.

6. Физкультминутка
Вы большие молодцы, отлично справились с заданием, а теперь давайте немного отдохнем и поиграем.
Это игра на внимательность. Я называю утверждение, если вы согласны с ним, то поднимаете ручки вверх, если нет – качаете головой. Готовы?
1.КС не изменяется(да)
2.КС отвечает на вопрос что(нет)
3.КС – самостоятельная часть речи(да)
4.КС в предложении является обстоятельством(нет)
5.КС употребляется в безличном предложении(да)
6.КС обозначает предмет(нет)
7.КС отвечает на вопрос каков(да)
8.КС является сказуемым(да
7. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи
Теперь вы вооружены знанием и готовы выполнить практические задания по обнаружению слов категории состояния.
Поработаем у доски и в тетрадях. Ваша задача не только определить часть речи, но и проговорить друг другу свои рассуждения.
И тяжело Нева дышала (Дышала как? Обстоятельство, значит слово тяжело - наречие).
На сердце тяжело и грустно (На сердце каково? Сказуемое. Предложение безличное , следовательно тяжело - Слово Категории Состояния)
Небо от нависших туч тяжело (Небо каково? Сказуемое. Есть подлежащее, значит слово тяжело – краткое прилагательное)
Проверка по эталону, слайд № 5
Кто не понял, как отличить СКС от других частей речи?
Оцените себе на данном этапе урока
8. Актуализация и закрепление изученного.
1) Продолжаем наше исследование. Значения состояния, которые определяют СКС самые разнообразные и чтобы проверить это на практике, выполним небольшое задание.
На доске вы видите 3 картинки ( 1.- Состояние человека, 2. - состояние природы, 3.- Оценка и отношение). Каждая картинка соответствует ряду. Вам необходимо в течении 1 минуты подобрать как можно больше примеров слов категории состояния по данному значению. В это время звучит тихая музыка.
1) Скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно;
2) Дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно;
3) Можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень

2) А теперь я вам предлагаю побыть в роли писателей и выполнить творческое задание: необходимо написать сочинение-миниатюру «Сегодня за окном» или «Новогодние праздники», используя слова категории состояния (3-4 предложения).
Темы сочинений выведены на слайде № 6
Организует коллективную проверку 2-3 творческих работ «Устная рецензия сочинения»
Оцените свою работу.
3) У нас осталось последнее испытание: мини-тест на закрепление ваших знаний (индивидуально), называется «На пятерку» ( слайд № 7)
1. Слова категории состояния обозначают:
а) предмет
б) признак предмета
в) состояние природы
г) действие предмета
2. Слова категории состояния:
а) изменяются по числам
б) не изменяются
в) изменяются по падежам
г) спрягаются
3. Слова категории состояния в предложении являются:
а) сказуемым
б) подлежащим
в) обстоятельством
г) определением
4. В каком предложении есть слово категории состояния:
а) Бесшумно повернулся ключ в замке
б) Туманное утро бесшумно
в) В море за кормой бесшумно
5. Определите значение слова категории состояния в предложении:
В лесу морозно и снежно
а) оценка действия
б) состояние человека
в) временное состояние
г) состояние природы

Давайте выполним взаимопроверку и сверимся с эталоном (слайд № 8)
ключ – 1в 2б 3а 4в 5г

Выставим оценку на полях
0 ошибок - "5"
1-2 ошибки- "4"
3 ошибки - "3"
9. Итог урока
Беседа:
Проводит обобщение полученных на уроке знаний, задаёт вопросы:
В.: О какой новой части речи мы сегодня узнали?
В. Ребята, а от каких частей речи нам надо отличать СКС?
О. От наречий и кратких прилагательных.
В. Какое же главное отличие между СКС, кр.пр. и наречием?
О. Роль в предложении.
Что нового узнали сегодня на уроке?
Что понравилось, запомнилось, удивило?
Что было полезного?
Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
Достигли ли мы поставленных целей?
Сегодня за урок вы получили оценки.
11. Рефлексия «Смайлик»
В начале нашего урока я с вами поделилась своим настроением, а теперь поделитесь вы своим, ответив на вопросы:
«Мне понятно»? «Доволен ли я своей работой на уроке»? «Мне интересно»?
12. Домашнее задание (слайд №9)
Дома вам надо выучить определение СКС п.45, стр. 124 и выполнить упражнение №275 по заданию, используя алгоритм.

Спасибо за урок!)))










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14- 1 -15










13PAGE 15


13PAGE 14- 6 -15




15