Конспект открытого урока русского языка в 7-м классе, технология проблемного обучения: ЕШЁ ОДНА ЧАСТЬ РЕЧИ? (КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ)

Конспект открытого урока русского языка в 7-м классе
по технологии проблемного обучения:
" ЕШЁ ОДНА ЧАСТЬ РЕЧИ? (КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ)"
Шонина Галина Юрьевна, учитель русского языка и литературы,
МБУ "Лицей № 19", г. о. Тольятти, Самарская обл.,
Цели:
дать понятие о категории состояния как самостоятельной части речи, сопоставить категорию состояния с другими частями речи;
вырабатывать умение отличать слова категории состояния от других частей речи;
формировать умение определять роль слов категории состояния в тексте.

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, экран, проектор, отредактированный к уроку текст «Еще одна часть речи? (категория состояния)» из энциклопедии «Языкознание» издательства «Авнта+»

Ход урока
I. Организация класса.
II. Беседа.
Изучая морфологию, мы с вами знакомились с разными частями речи. Перечислите, какие части речи вам известны и приведите примеры.
На каком основании мы можем то или иное слово отнести к определенной части речи?
III. Постановка проблемного вопроса.
Перед вами три цитаты из произведений А. С. Пушкина:
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка...
«Телега жизни»

И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
«Медный всадник»

«Эй! Пошёл, ямщик!..» «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело...»
«Бесы»
Во всех есть слово «тяжело», проанализируйте примеры и заполните таблицу. (Слушаем варианты ответов и заполняем таблицу)
 
первый пример
второй пример
третий пример

Вопрос
  Каково?
  Как?
  Как? Каково?

Значение
  Признак предмета
  Признак действия
  Состояние человека

Изменяемость
  Согласуется с сущ.
  Не изменяется
  Не изменяется

Синтаксическая роль
  Сказуемое
  Обстоятельство
  Сказуемое в предложении без подлежащего

Морфемный состав
  Окончание -0
  Суффикс 0
 

Вывод
Краткое прилагательное
Наречие
???





Ответ-цитата из текста энциклопедии:
«1. В каждом из этих примеров есть слово тяжело. Слово тяжело в первом случае краткая форма прилагательного тяжёлый: она согласуется в роде и числе с существительным бремя и выступает в предложении в роли сказуемого.
Во второй цитате наречие тяжело определяет глагол-сказуемое дышала. Это тяжело, как и положено наречию, неизменяемое слово.
И наконец, в последнем случае предложение Коням, барин, тяжело безличное, подлежащего в нём нет и быть не может, а тяжело выступает в роли сказуемого. Такова его синтаксическая функция. Однако какая же это часть речи? Краткая форма прилагательного среднего рода, как в первом предложении, или наречие, как во втором?»

Слово учителя. Сегодня мы знакомимся с новым понятием – категорией состояния. Перед нами стоит вопрос: «Категория состояния. Это еще одна самостоятельная часть речи или форма наречия?»
Интересно, что вопрос о выделении категории состояния в особую часть речи долгое время в языкознании носил дискуссионный характер. Не все лингвисты признавали за категорией состояния права на выделение в самостоятельную часть речи.

IV. Работа с лингвистическим текстом. Почитайте текст из энциклопедии по языкознанию, сформулируйте свою точку зрения по проблемному вопросу урока
2. Начнём с первого предположения. Оно очень правдоподобно. В безличном предложении, где нельзя сказать, кто производит действие, сказуемое не с чем согласовывать, и потому используется форма среднего рода как самая нейтральная. Именно эта единственная форма есть в прошедшем времени у безличных глаголов: светать светало, вечереть вечерело, знобить знобило.
Если сказуемым в безличном предложении становится личный глагол, он тоже употребляется в форме среднего рода, как, например, в балладе В. А. Жуковского «Вадим»:
Вадим взглянул призрак исчез; А в вышине... звенело.
Глагол звенеть не безличный: форма прошедшего времени среднего рода звенело форма, предназначенная для согласования с существительным, но в безличном предложении ей просто не с чем согласовываться. Почему бы не решить, что то же самое происходит с краткой формой среднего рода прилагательного тяжёлый тяжело?
Второе предположение о том, что в третьей цитате тяжело наречие, оказывается ничуть не менее обоснованным. Есть наречие тяжело уже «готовое» неизменяемое слово. Не проще ли считать, что именно оно в безличном предложении и выступает в качестве сказуемого?
3. Какое же из предположений верно? Получается, что форма тяжело одновременно и прилагательное ведь оно способно быть сказуемым, и наречие оно неизменяемо. Это слово как бы и то и другое. Возникает мысль: а может быть, оно как раз ни то ни другое, а что-то третье, совершенно особая грамматическая категория? В самом деле, в языке есть и другие слова, выступающие в роли сказуемого в безличном предложении: можно, нельзя, пора. Среди них есть оканчивающиеся на -о, похожие на наше тяжело: можно, надо. Есть и непохожие на него: жаль, нельзя, лень (ему лень даже пошевелиться), пора
·(пора приниматься за дело). Последние два слова по форме совпадают с существительными лень и пора.
4. Некоторые учёные в своих трудах выделяют эти разнообразные по форме слова, объединяемые двумя общими свойствами (неизменяемостью и синтаксической ролью сказуемого в безличных предложениях) в отдельную часть речи, которая получила название категории состояния. Существует и другое название предикативы.
Сторонники выделения безлично-предикативных слов в особую часть речи признают, что это не очень убедительная категория. Так считал и её «первооткрыватель» российский языковед Лев Владимирович Щерба.
«Противники» категории состояния называют главные члены таких предложений, как Мне холодно; Мне тяжело; Мне скучно и т. п., «предикативными наречиями». Иными словами, их всё же признают какой-то особой категорией.
Многие качественные прилагательные имеют по два омонима на -о наречие и категорию состояния. К ним относятся тяжёлый (как в наших примерах из Пушкина), грустный (Его лицо было грустно; Он грустно улыбнулся; Мне грустно), смешной (Такое поведение стегано; Он смешно выглядит; На него смешно смотреть), интересный (Соревнование интересно составом участников; Сочинение интересно написано; С ним интересно спорить) и др. Однако немало и таких прилагательных, с которыми соотносится только наречие (например, бойкий, быстрый, вкусный). Что касается наречия холодно, то оно соответствует только переносному значению прилагательного холодный (холодно относиться к чему-нибудь, холодно взглянуть), а прямое («температурное») значение есть лишь у безлично-предикативного слова (ему холодно, на улице холодно).

Слушаем мнения учащихся. Приходим к выводу, что слова категории состояния отличаются от наречий и прилагательных, имеют общее значение, выполняют одинаковую синтаксическую функцию, поэтому могут выделяться в самостоятельную часть речи.

V. Работа с презентацией. Объяснение учителя. Используется презентация, подготовленная проектом «VIDEOUROKI»
По ходу моего объяснения заполните схему (В итоге получается следующее)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
(Подобные схемы ученики заполняют по каждой части речи, поэтому такая работа им знакома и понятна).
– Сделайте вывод, чем категория состояния отличается от прилагательных и наречий.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
(слайд из презентации проекта «VIDEOUROKI»)


VI. Анализ текста.
– Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства переданы в отрывке из рассказа А.П. Чехова. Передайте их при чтении вслух.
Я отпер дверь и вошел в свою комнату. В моем скромном жилище было темно. В печи плакал ветер и, словно просясь в тепло, постукивал в дверцу отдушника.
Было темно Я зажег спичку. Неистовый порыв ветра пробежал по кровле дома. Тихий плач обратился в злобный рев. Где-то внизу застучала наполовину сорванная ставня, а дверца моего отдушника жалобно провизжала о помощи
Было темно В оконной вентиляции тоскливо жужжал ветер. В печи монотонно насвистывал свою однообразную песню сверчок. Я поспешил зажечь спичку. Но свет не избавил меня от мрачного настроения, а напротив. Страшный, невыразимый ужас овладел мною вновь. Я вскрикнул, пошатнулся и, не чувствуя себя, выбежал вон.
А.П. Чехов
– Что помогает передать чувство страха, «невыразимого ужаса»? Какие изобразительно- выразительные средства использует автор? С какой целью?
– Какое предложение трижды повторяется в тексте? Как вы думаете, почему? Что дает этот троекратный повтор для понимания замысла автора? Какие части речи входят в состав этого предложения? Докажите.
– Сделайте вывод о значении слов категории состояния в текстах художественной литературы.
V. Подведение итогов урока.
–Как вы понимаете слова В.В. Виноградова: «На почве сложного грамматического переплетения свойств и функций имени, глагола и наречия складывается и развивается категория состояния как новая для русского языка, но очень активно развивающаяся часть речи»?
VI. Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение о том, что категория состояния – «очень активно развивающаяся часть речи» (одна из первых попыток написания сочинения на лингвистическую тему)

Литература
Виноградов В.В. Русский язык. – М., 1986.
Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М., 2015.
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. 3-е изд., перераб. и доп./ Глав. ред. М. Д. Аксёнова. М.:Аванта+, 1999. - 704 с: ил.
Буланцева Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы, Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Категория состояния как часть речи" http://festival.1september.ru/articles/416296/
Root Entry