Внеклассное мероприятие по химии Восхождение на гору знаний (игра для учащихся 10 класса)

Внеклассное мероприятие по химии
для учащихся 10 класса
Игра «Восхождение на гору Знаний»

Развивающая цель – развивать коммуникативные навыки.
Воспитательная цель – воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению предмета химия.

Формирование УУД
Личностные: Развивать умения самостоятельно и творчески мыслить, применять полученные знания на практике. Развивать самоанализ и самоконтроль
Регулятивные: Развивать умения самостоятельно и творчески мыслить, применять полученные знания на практике. Проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные: Дать представление роли химии в повседневной жизни. Развивать речь, воображение, логическое мышление, память, внимание. Систематизировать имеющиеся знания в увлекательной игровой форме. Уметь извлекать информацию из различных источников.
Коммуникативные: Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Метапредметные:
Умение работать с различными источниками информации;
Умение работать в группах;
Умение договариваться о выполнении и распределении конкретных задач;
Познавательную активность;
Расширять кругозор обучающихся;

Ожидаемый результат:
1. Создание благоприятных условий для самоопределения и самореализации учащихся.
2. Формирование интереса к предмету химия.
3. Формирование навыка обработки данных, анализа результатов.
4. Формирование гармонично развитой личности, адаптированной к условиям реальной жизни, личности, способной решать проблемы с помощью полученных знаний.

Оборудование: карточки с заданиями, конверты, проектор, компьютер

На доске (слайде) изображен горный пейзаж, цветными линиями указан маршрут следования и привалы (обозначены цифрами). В конвертах на столе учителя карточки с заданиями для каждого этапа (кроме первого).
Во время привалов показывают занимательные опыты.

ХОД ИГРЫ

1 этап «Быстрее, выше, сильнее»
Команды обмениваются вопросами. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Примерные вопросы 1 команде:
1. Наименьшая химически неделимая частица. (атом)
2. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое. (плавление)
3. Химический элемент, название которого переводится «безжизненный» (азот)
4. Учёный, впервые получивший синтетический каучук? (С. Лебедев)
5. Индикатор, который показывает только щелочную среду. (фенолфталеин)
6. Веселящий газ – это (N2O)
7. Что образуется при горении углеводородов? (углекислый газ, вода)
8. Изобретатель противогаза. (Н.Д. Зелинский)
9. В Чёрном море на глубине 150 м находятся скопления газа (сероводорода)

Примерные вопросы 2 команде:
1. Галоген, который добавляют в зубную пасту? (фтор)
2. Цвет лакмуса в кислой среде. (красный)
3. Процесс поглощения растворенного или распылённого вещества. (адсорбция)
4. Переход из твердого состояние в жидкое. (плавление)
5. Ученый, в 1865 году предложивший циклическую формулу бензола. (Ф.А.Кекуле)
6. Купоросное масло – это (серная кислота)
7. Общая формула гомологического ряда алканов (CnH2n+2)
8. Автор теории строения органических веществ (А.М.Бутлеров)
9. Скопление какого газа имеет Собачья пещера на высоте до 1 м ? (углекислый газ)

2 этап «Найди лишнее»
На доске написаны 5 строк химических формул различных веществ (для 1 и 2 команды). Игроку каждой команды надо вычеркнуть «лишнюю» формулу в каждой строке. Задание выполняется на скорость. Первому правильно выполнившему игроку начисляют 5 баллов, которые он приносит своей команде.

ДЛЯ 1 КОМАНДЫ:
CuO, FeS, MgCl2, NaBr
C2H2, C3H8, C5H8, C9H16
CH3COOH, HCOOC3H7, C2H5COOH, HCOOH
KOH, FeOHCl2, NaOH, Al(OH)3
F2, I2. Cl2, N2

ДЛЯ 2 КОМАНДЫ:
C4H9OH, CH3OCH3, C2H5OH, C5H11OH
HNO3, H2SO4, HCl, H3PO4
C2H4, C5H10, C6H6, C7H14
NaHSO4, MgOHCl, KH2PO4, Ca(HCO3)2
Li, Cu, Na, Cs

3 этап «Привал»
занимательный опыт «Химические цветы»
Раствором фенолфталеина в спирте заранее наносят на белую бумагу изображение цветов. После высыхания бумаги на нее, разбрызгивая, наносят раствор гидроксида натрия. При этом появляется цветное изображение.


4 этап «Шпаргалка»
В школьном коридоре была обнаружена шпаргалка с левыми частями уравнений. Команды должны восстановить их правые части:

2 CН4 1500 C +

CH2= CH2 + (O( + H2O KМnO4

2 C 2H 5OH 425 C, Al2O3 +

C6 H6 + 3 Cl2 свет

CH3 – CH=CH2 + HBr

CH CH + Ag2O аммиачный раствор +

3C
·H CH 400 С, активированный уголь

C2H6 + 7O2

Пока команды выполняют это задание, болельщикам предлагают принять участие в конкурсе «КТО БОЛЬШЕ» и принести своим командам дополнительные баллы.

Конкурс для болельщиков «КТО БОЛЬШЕ»

Выбирают короткое слово, например БРОМ. На каждую букву этого слова болельщики вспоминают и записывают химические термины. За каждое слово начисляется 1 балл.

ПРИМЕР:

Б
Р
О
М

Бензин
Реакция
Окисление
Молекула

Бензол
Резина
Орбиталь
Металл

Бутан
Раствор
Основание
Метан


5 этап «Химическая разминка»
Ведущий поочерёдно показывает командам карточки с формулами веществ, а учащиеся дают им названия (если название дается и по систематической, и по тривиальной номенклатуре, то команда за каждое название получает дополнительное очко).

1 команде
2 команде

Этен/этилен
Бензол
Метилбензол/толуол
Гексан
Бутадиен-1,3/дивинил
Бутановая кислота/масляная кислота
Метановая кислота/муравьиная кислота
Пентан
Фенол/карболовая кислота
Пропанон-2/ацетон
Бутен-1
Метаналь/формальдегид


6 этап «Привал»
(занимательный опыт «Фейерверк в стакане»)

В стакан на 200 мл наливают на 0,5 объема конц. серную кислоту. По стенке осторожно приливают столько этанола, чтобы его слой над кислотой составил не меньше 1,5-2,0 см. Спирт приливают так, чтобы между его слоем и слоем кислоты обозначилась четкая граница. Далее в стакан бросают несколько кристалликов перманганата калия.

7 этап «Угадай вещество»
Один участник из каждой команды уходит за дверь, а остальные – договариваются о том, какое вещество будут описывать.

НАПРИМЕР:

Газ легче воздуха, мало растворим в воде, почти без запаха, в состав молекулы его входят атомы углерода и водорода, обесцвечивает бромную воду, горит сильно коптящим пламенем, в смеси с воздухом или кислородом взрывоопасен, используется для сварки и резки металлов.
(ацетилен)

Непредельный углеводород. Бесцветный газ, легче воздуха, без запаха, плохо растворим в воде, горит ярко светящимся пламенем, используется в сельском хозяйстве для ускорения созревания плодов, а в промышленности – для получения полимера, используемого в быту как упаковочный материал.
(этилен)

8 этап «Конкурс эрудитов»

Задания 1 команде:
В 1825 г М.Фарадей установил, что часть светильного газа собирается на дне баллонов в виде прозрачной жидкости, обладающей своеобразным запахом.Фарадей изучил ее физические и некоторые химические свойства и назвал «карбюрированный водород».
Что за вещество открыл М. Фарадей и какова его формула?
(бензол C6 H6)

Что означало слово «каучук» у индейцев?
(плачущее дерево)

Задания 2 команде:
Немецкий химик, врач и изобретатель И.Бехер в 1666г проводил опыты с серной кислотой. В одном из них он по ошибке добавил к нагретой серной кислоте спирт и увидел, что раствор сильно вспенился с выделением неизвестного газа, похожего на метан. Но в отличие от последнего он горел коптящим пламенем и химически был более активен. Новое вещество было названо «маслородным газом». Определите, какое вещество открыл И.Бехер.
(этилен C2H4)

Ягоды какого растения содержат много бензойной кислоты?
(брусника)

9 этап «Дальше, дальше»
Представители команд отвечают на вопросы ведущего. Выигрывает та команда, которая за 30 сек. ответит правильно на большее количество вопросов.

Вопросы 1 команде:
Где в природе содержится каучук? (в млечном соке каучуконосного растения гевея)
2. Формула хлороформа (CHCl3)
3.Что такое гомологи?
4. Реакции присоединения водорода (гидрирование)
5. Валентный угол между гибридными орбиталями в молекуле ацетилена? (180 0)
6. Ученый, получивший в 1927 г бензол из ацетилена? (Н.Д.Зелинский)
7. Общая формула гомологического ряда алкадиенов? (Cn H2n-2)
8. Какое вещество образуется в результате гидратации этилена? (этанол)
9. Назовите формулы пропана, бензола, гексана, гептена.
(C3 H 8, C 6H 6 ,C 6H14 ,C7 H14 )

Вопросы 2 команде:
Что такое вулканизация?
Формула этанола (С 2Н 5ОН)
Что такое изомеры?
По какому правилу идет присоединение галогенводородов к несимметричным алкенам? (правило Марковникова)
Процесс соединения одинаковых молекул-мономеров в более крупные называется (полимеризация)
Катализатор для реакции Кучерова? (соли ртути двухвалентной)
Валентный угол между гибридными орбиталями в молекуле метана? (109 028 )
Какое вещество образуется при хлорировании бензола на свету? (гексахлоран)
Назовите формулы пентина, бутана, гептана, ацетилена.
(С 5Н 8, С 4Н 10, С 7Н 16, С 2Н 2).


Жюри следит за правильностью ответов, фиксирует и оценивает каждого ученика. В конце игры подводятся итоги, вручаются призы.