Активизация словаря младших школьников.


Активизация словаря младших школьников.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.
Развивать речь детей — значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Активизация словаря — одно из важнейших направлений словарной работы на уроках, поэтому задача учителя — помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов.
1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
а) объяснение значения через контекст (Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.)
б) подбор синонима или антонима;
в) подбор оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
г) выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения;
д) показ предмета, картинки, макета, чучела;
е) словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. (В начальных классах обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?»);з) сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и серебристый.
2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией).
3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями).
Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.
4. Работа над семантическими связями слова.

Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами.
Мною были выбраны следующие направления работы по речевому развитию учащихся:
работа над развитием речевого аппарата;
уточнение и обогащение словарного запаса;
формирование грамматического навыка;
работа над связной речью;
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроках я использовала:
игровые приемы;
занимательный текстовый материал;
задания, направленные на развитие творческого воображения.

1. Работа над развитием речевого аппарата включает в себя постановку правильного дыхания и развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чему способствуют чистоговорки, скороговорки, артикуляционная зарядка. Для достижения выразительности речи предлагаю такие задания:
- прочитай шепотом, беззвучно, тихо, громко;
- прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно.
2. С целью уточнения и обогащения словарного запаса учащихся мною использовались задания следующего характера:
- подбор к слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;
- подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;
- работа над прямым и переносным значением слов:
- работа с пословицами и поговорками;
- работа с фразеологическими оборотами;
- работа со словарями;
- выполнение различных видов творческих работ (составление предложений, пересказ прочитанного с использованием ключевых слов и по картинному плану, рассказы по наблюдениям, по картинам, инсценирования небольших диалогов).
Интеллектуальные игры и задания:
1) Игра в слова: (фрукты, овощи, деревья, мебель и т.д.)
2) «Признак»: ( железо - железный; бумага - …; стекло - …)
3) Подбор антонимов ( мокрый – сухой; ходить - …)4) Подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…)5) Подбор прилагательных (собака ( какая?) большая, лохматая, веселая)
«Что бывает?»( зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий - …; добрый - …)
«Узнавание» ( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза)
6) «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями) (учитель … ( учит); кузнец - …)7) «Сравни»
по вкусу – лимон и мед
по цвету – грушу и сливу
по высоте – куст и дерево
8) «Угадайка» (загадки). Как догадались, о чем идет речь?
9) «Уменьшение» ( трава - травка; стул - …; тигр- …)
10) Объясни значение, поменяв одну букву (бочка – точка)
11) Наблюдение над многозначностью слов ( коса; ключ; кисть)
3. Формирование грамматических навыков правильной речи включает:
- предупреждение использования ошибочных словосочетаний в речи;
- правильное употребление слов в предложении, согласовывая в роде, числе и падеже;
- осознанное построение предложений.
Приемы работы:
1) Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках:
* Лучше нас лесных … ( ежей) нет на свете … (сторожей)
* Тишина царит в дремучем …
2) «Найди ошибку»:
* Зимой в саду расцвели яблони.
* В полу лежит красивый ковер.
3) Составление предложений по разным моделям:
* Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко)
4) Распространение предложения
* Ярко светит солнце.
На небе ярко светит солнце.
На небе ярко светит весеннее солнце.
На небе ярко светит и играет весеннее солнце.
5) Изменение порядка слов.
* На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.
6) Восстановление деформированного предложения
* лесу, роет, в, лиса, нору
7) Составление предложения по аналогии:
* Песок сыплют, а воду…
8) Составление ответа на вопрос:
* Кто летает? Кто пишет стихи?
9) Добавление придаточных предложений:
* Мы завтра пойдем в лес, если…
10) «Объясни»:
* Собака идет на кухню. Она выпивает молоко у кошки. Кошка недовольна.
( Почему недовольна кошка?)
11) – Согласование существительных и местоимений:
* «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга)
- Согласование глаголов и существительных:
* Река … (шумела)
* Море … (шумело)
* Листья…(шумели)
* Лес… (шумел)
4. Работа над связной речью.
Для этого необходимо учить:
- рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение к высказываемому);
- выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделяя общее и различное;
- строить логически обоснованное, правильное в языковом отношении высказывание.
При этом важнейшим условием работы является создание специальных коммуникативных ситуаций, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то. Высказывания детей могут быть в форме загадки, рассказа, сказки, воспоминания, непринуждённого разговора и т. д.
С целью обогащения словаря младших школьников лексикой человеческих отношений на уроках русского языка часто провожу минутки доброты. Считаю, что усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в нравственном воспитании и усвоении правильных норм поведения учащихся. Приведу примеры некоторых заданий:

1. В каждой строчке найди однокоренные слова:
Добрый, чуткий, доброта.
Нежный, ласковый, нежность.
Отзывчивый, душевный, сердечный.
Равнодушие, равнодушный, безразличный.
С любым из этих слов составь предложение.
2. Подбери однокоренные слова к словам уважение, вера, отзывчивый.
В толковом словаре найди значения этих слов и запомни.
1) За что можно уважать человека?
2) Каждый ли человек достоин уважения?
3. Определи, какой частью речи является каждое слово.
Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушный, уважение, тревожиться, добрый, честный, правда, сердечный, жестокий, гуманный.Напиши слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назови положительные качества человека. Как понимать значение слов равнодушный и добродушный?
4. Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы.
Добрый человек – злой; честный поступок - …; гуманное отношение - …; тактичный ученик - …; свирепый взгляд - …
Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.
5. Словарный диктант.
Запиши в первый столбик слова, указывающие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова – какими не должны быть люди.
Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, сострадательными, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими.С любым словом устно составь предложение.
6. Сравни значения слова верный в предложениях.
Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.
Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надёжный, преданный, точный, правильный.

7. С какими из приведённых ниже существительных можно сочетать слова жестокий и жёсткий?Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука, поступок, сроки.8. Спиши, вставляя пропущенные имена прилагательные.
Моя мама.
Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг, бабочек много-много… И слышу, как ко мне прикасается…, … рука матери. Я узнаю её руку. …, … мама берёт меня, прижимает к себе, несёт куда-то, а я плыву, плыву. И мне так радостно, так приятно. Хочется, чтобы эта минута длилась бесконечно.
Слова для справок: тёплая, материнская, нежная, заботливая, ласковая.
9. Напиши слова с противоположным значением и объясни их.
Жестокий - …
Ласковый - …
Равнодушный - …
Внимательный - …
Вежливый - …
10. Спиши, вставляя словосочетание добрые люди. Определи падежи.
Везде нужны (кто?)… . Свет не без (без кого?)… . Пожелать здоровья (кому?)… . Ищу (кого?)… .Свет держится (кем?)… . Приятно говорить о (о ком?)… .
11. Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.
1) Скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого отнять.
2) Клевета и ложь – не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
12. Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.
1) Моя хата с краю, я ничего не знаю.
2) В чужой лодке всегда больше рыбки.
3) Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.
(Равнодушие, зависть, жадность).

Отбирая содержание для творческих работ, важно обратить внимание на формирование у младших школьников положительного отношения к товарищам, членам семьи, старым людям, развивать умение использовать в своих работах лексику человеческих отношений. Мои воспитанники пишут сочинения на следующие темы: «Моя любимая мамочка», «Мой самый любимый человек», «О моём друге», «Какие люди мне нравятся», «Как сделать родителей счастливыми», «Тёплое слово и в мороз согреет» и др.
Дети очень любят игры со словами. Так, во 2 классе была проведена игра «Магнит». На доске были помещены два рисунка: на одном из них нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки, а на другом – небо с чёрными тучами, над полянкой идёт дождь. Один рисунок, как магнит, притягивает добрые слова, а другой – слова с противоположным значением. Так под картинками появились карточки со словами:
добрый – злой,
деликатный – грубый,
дружба – вражда,
жестокий – добрый,
отзывчивый – равнодушный.
Особенно большое значение в обогащении речи учащихся играют пословицы. Школьники не просто запоминают пословицы, помещенные в книгах для чтения, но и связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значение отдельных слов и сочетаний.
Активизация словаря. Активный, т.е. используемый в собственной речи, словарь человека всегда ограниченней, чем объем всех понимаемых слов. Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в активный. Конечная роль словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно.