Выступление на педсовете по теме Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания


Активизация мыслительной деятельности учащихся
на уроках истории и обществознания.
«Ученик – это не кувшин, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь»
Обучение истории призвано привить школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов. Нужно ориентировать школьников не только на усвоение фактов, но и на постижение связей между ними, на логическое познание истории. Задача учителя научить школьников самостоятельно выстраивать доказательные рассуждения, при этом оценивается не механическая память учащегося, а его умения логически мыслить, сравнивать, обобщать. Нужно стремиться к такому построению урока, которое стимулировало бы самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, формулировало у них потребность в знаниях. Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций».
Учитель создаёт ситуации выбора - уяснение ее сущности учащимися - определение критериальной основы для рассмотрения предложенных альтернатив - их анализ и оценка в соответствии с избранными критериями - аргументированное изложение учащимися своей позиции по рассматриваемой проблеме - анализ результата работы школьников учителем. Примером использования «альтернативных ситуаций» может служить тема: «Выбор пути развития России в 1917 году», «Выступление декабристов» Отмена крепостного права: если бы крестьяне получили больше земли и бесплатно, как бы развивалась Россия?
•Образы – реконструкции исторических фактов: что легче: пересказать материал или изложить от лица участника крестового похода, от лица потомка выступления декабристов, диалог участников события и т. д.
-«Шоковая терапия»:
Ошибка или единственный выход?
Доказательства факта:
•доказать или опровергнуть наличие признаков феодальных отношений в какой-либо конкретной стране в определённый промежуток времени, подкрепив свой ответ историческими фактами.
Историческое мышление на творческом уровне предполагает умение решать проблемные познавательные задачи. Решение познавательных задач может способствовать становлению различных мыслительных умений
Он надежда и разочарование россиян
•Старые люди бедствуют без него. Людям среднего достатка его не хватает. У «новых русских» его в достатке.
•Первая подсказка
•На него ничего нельзя купить, если он выражается цифрой 1
•Вторая подсказка
•Говорят, что он сделан из дерева (рубль)
Формы деятельности на уроках истории:
•Составление опорного конспекта (графики, схемы, кластеры)
•Заполнение сравнительно – обобщающей таблицы
•Составление биографических справок (для С -6)
•Составление интерактивных карт. Схем
•Анализ исторических карт, схем
Методические приёмы создания проблемных ситуаций
Столкнуть противоречия в практической деятельности
Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос
Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций, например юриста, финансиста, технолога, эколога, медика и т.п.
Пробуждать школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты
Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения
Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, кокретизацию, логику рассуждения
Предложить проблемные теоретические и практические задания
Поставить проблемные задачи, например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения
Умение ставить вопросы
Моделирование будущего развития:
•учащиеся строят свои предположения о возможном развитии событий, вариантах развития. Этот приём позволяет видеть ситуацию в целом, учит навыкам анализа, позволяет на практике применить знание законов исторического развития.
•«Если бы не было Жанны д”Арк, чем бы закончилась Столетняя война?»
•ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе:
•ТОГИС, будучи изначально деятельностно-ценностной, ориентируется на всемерное развитие познавательной самостоятельности учащихся;
•Главное: решение учебной задачи: например «Пётр I – бог, царь, герой, злодей, антихрист?»а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.
Определите смысл высказываний
•«Один в поле не воин» «Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин…»
В. Маяковский
«Перепутанные логические цепочки»
•Восстановите последовательность:
•1. Освобождение крестьян от личной зависимости
•2. Развитие городов и торговли
•3. Втягивание крестьян в торговлю
•4. Замена барщины денежным оброком
Работа с понятиями:
Сословная монархия
- государство, в котором власть ----- опиралась на органы ------ сословий
Использование метода сотрудничества
•Работа в парах;
•Работа в группах;
•Коллективная работа (мозговой штурм):
•? Обсудите в группах, почему жесткий, репрессивный режим Сталина не подвергался такой уничижающей критике в обществе, а действия Хрущева стали не только предметом критики, достаточно свободного обсуждения, но и анекдотов.
•дискуссионная техника «Вертушка»:
? Обсудите, можно ли рассматривать отстранение Н.С. Хрущева от должности руководителя страны результатом переворота, или это законная отставка
«Пчелиный рой»
•Тема «Декабристы»
Проблемный вопрос: движение декабристов было случайным или закономерным?»
Группы по 5 человек:
•Предпосылки и причины
•Условия
•Могло ли быть успешно
•Восстание или акт гражданского неповиновения
Использование метода проектов:
•Компоненты исследовательских действий
•1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, аргументирование актуальности проблемы.
•2. Умение выдвигать гипотезы
•3. Умение структурировать тексты
•4. Умение разрабатывать вопросы для социологических опросов
•5. Умение графически отображать результаты
•6. Умение преподнести материал аудитории.
Использование игровых методов:
•Исторический «Снежный ком»: дополняя друг друга по предложению, составляют логический рассказ по изученному материалу. («Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι», «Куликовская битва»…•«Историческая азбука»:
•написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным
Турнир»: к доске приглашаются 2 ученика; дополняя друг друга по предложению, они составляют рассказ по изученному материалу. Побеждает (и получает оценку) тот, чьё предложение будет последним.
«Аукцион имён»
«Исторический футбол»
«Имя, дата, событие».
разгадывание недостающих звеньев в логической цепочке на доске.
Дмитрий Донской → ? → Куликовская битва
? → 1242 → Ледовое побоище
Использование нетрадиционных уроков
•Урок – путешествие
•Ролевая игра
•Урок – творческая лаборатория
•Практикум
Моральные дилеммы
Дебаты
Диспуты
Дискуссии
Тренинги
Уроки- презентации
Интерактивная игра «Аналитики»
«Кто виноват в развязывании «холодной войны»?
1 группа – факты виновности США: 2 группа – факты виновности СССР:
Древо решений
Кластер: Способ организации идей в ходе мозгового штурма
По теме «Чувства»
2 глагола: помогают, наполняют…
3 прилагательных: глубокие, тёплые, дружеские…
1 словосочетание: К чувствам относятся симпатия и антипатия
Вывод: Чувства – основа межличностных отношений
Перекрёстная дискуссия
•Вопрос: Петр Ι был более реформатор, чем тиран?
• Революция 1917 года была неизбежна?
•Фишбоун – рыбья кость Причинно – следственные связи:
-Феодальная раздробленность
-Революция 1905 г. и т. д.
«Пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами, учителями, пусть только они никогда не будут равнодушными». В. Ф. Шаталов