Презентация по педагогике Педагогическая деятельность с подростками из неблагополучных семей


Педагогическая деятельность с подростками из неблагополучных семей  "Дети - это наша старость.Правильное воспитание - это наша счастливаястарость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы,это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".                           А. С. Макаренко направления работы педагога (классного руководителя): работу с подростками;работу с неблагополучной семьей подростка;работу c педагогами школы. Что такое неблагополучная семья? Согласно Л.Б. Шнейдеру, дисгармоничная семья, характеризуется изменением родительских позиций по следующим показателям: а) адекватность родительской позиции, то есть умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребёнка, замечать происходящие в его душевном мире изменения; б) гибкость родительской позиции, рассматриваемая как способность перестройки воздействия на ребёнка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи; в) прогностичность родительской позиции, заключающаяся в том, что не ребёнок должен вести за собой родителей, а, наоборот/ Неблагополучные семьи можно разделить на три группы:1. превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия;2. семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня;3. семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей. Этапы работы с неблагополучными семьями:1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.2-й этап. Изучение семьи.3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия 4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй. Памятка для классных руководителей 1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи.3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, дайте время семье осознать услышанное.6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей. План по работе с неблагополучными семьями(примерный)1Диагностика неблагополучных семейСентябрь, по необходимости в теч. годаКлассный руководитель, социальный педагог2Составление карты неблагополучных семей.Сентябрь, октябрьКлассный руководитель, социальный педагог3Индивидуальная работа: посещение семьи, составление актаПостоянноКлассный руководитель, социальный педагог4Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семейПостоянноКлассный руководитель, социальный педагог5Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы: - вредные привычки детей и родителей;- совместное проведение свободного времени, выполнение домашнего задания.- личный пример родителей;- профилактика правонарушений;  1 раз в четвертьКлассный руководитель, социальный педагог «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский Библиографический списокАндрееваГ.М., Хелкама К., Дубовская Е.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте.//Вестник МГУ, серия №14, №4. — 1997. — С. 56–59.Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // СОЦИС. — 1995. — № 7. — С. 93–99.Елизаров А.Н.Неблагополучная семья в рамках структурного подхода. //Вестник психосоциальной и коррекционно–реабилитационной работы. — 2002. — №1. — С. 36–44.Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучнойсемьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 3-99Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: 1994. — 186 с.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. — М.: — 1983, — 184 с.Шептенко П. А., Воронина Г. А. и др. Учитель + ученик: понять, принять, помочь. — Барнаул: -1996, -224 с.Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. /2–е изд. — М.:ИздательствоМосковскогопсихолого-социальногоинститута;–Воронеж:ИздательствоНПО «МОДЭК», 2005. — 928 с.Шульга Т.И., Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: метод. рекомендации специалистов. — М.: Благотворительный фонд «Слово» — ООО «Симс», 1999. — С. 20.