Социальный проект по озеленению щкольной территории



Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления
территории школы
«Моя цветущая школа»

Автор: коллектив учащихся 6 «б» класса
Руководитель: Вдович С.А.
Аромашево 2016
Паспорт проекта озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы

Время создания апрель 2016 года
Адрес
627350, Тюменская область, Аромашевский район,
с. Аромашево, ул. Октябрьская, д.35
Авторы
Коллектив учащихся 6 б класса
Руководитель
Вдович Светлана Анатольевна - классный руководитель
Исполнители Учащиеся школы, родители, педагоги
Тип проекта Долгосрочный
Значимость Социальный
Сфера реализации Пришкольный участок школы
Цель привлечение обучающихся, педагогического коллектива школы и родительской общественности к решению проблем по очистке, озеленению и благоустройству школьного двора, выявление лучших идей для использования их в благоустройстве территории школы
Время реализации 2016-2017 год
Если бы каждый человек
на клочке земли своей
сделал все, что он может,
как прекрасна
была бы Земля наша.А.П. Чехов

Оглавление
стр.
1. Паспорт проекта озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы «Моя цветущая школа» 2
2. Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы «Моя цветущая школа» Введение (актуальность, постановка проблемы) 4-5
Цели и задачи 5-6
План участка 7
Описание проекта 8-21
Перспективы развития 22
3. Приложение 23-29
4. Библиография 30



Введение
Актуальность и важность проекта.
МАОУ «Аромашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя
Советского Союза В. Д. Кармацкого» находится в центре села. Проблема благоустройства территории школы актуальна на сегодняшний день. На школьной территории расположены спортивная площадка, детская игровая площадка. Приусадебный участок для посадки плодово-овощных культур, цветочные клумбы, аллея Победы.
       Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория - эффективное средство формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу можно рассматривать как часть системы социального становления личности.
   Благоустройство школьной территории развивает и открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.
       Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Моя цветущая школа» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.
2. Постановка проблемы.
Территория нашей школы - какая она?
На этот вопрос ученикам класса было предложено ответить прилагательными.
Ответы учащихся
Сейчас В будущем
Красивая, пустая, неровная, большая, травянистая, тусклая, темная, зеленая, плохая, неприметная, интересная, простая, не оригинальная Пышная, яркая, цветущая, зеленая, креативная, неповторимая, светлая, солнечная, ветвистая, зеленеющая, цветочная, синяя, очаровательная, лучшая, ослепительная, золотая, модная, чарующая, цветистая.
Определение проблемы:
Большая территория.
Несимметричная территория.
Отсутствие мест для отдыха.
Недостаточное количество цветов и деревьев.
Банк идей.
- Скамейки и клумба в Аллее Победы.
- Клумбы вдоль центральной дорожки и по периметру школы.
- Сосны возле гаража и вдоль уличных туалетов.
- Клумбы с цветами в оригинальной форме.
3.Постановка цели и задач.
Цель:
разработка плана благоустройства и озеленения участка школьного двора
Задачи:
Изучить литературу по дизайну территории.
Выбрать элементы дизайна для игрового комплекса и разместить их на плане.
Определить вид клумб, подобрать цветочные культуры.
Организовать сбор посадочного материалов.
Составить примерную смету расходов.
Основные этапы решения задач:
Превратить цветники вокруг школы в мини-коллекции растений;
На территории игровой площадки и вокруг здания создать тематические композиции с использованием малых архитектурных и дизайнерских форм;
Объединить все композиции в одну коллекцию.
Растения каждой озеленительной композиции можно использовать для проведения различных научных наблюдений и опытов. На наш взгляд, все это способствует формированию навыков разумного поведения в природе.

План пришкольного участка

Описание проекта озеленения и декоративного оформления территории школы «Моя цветущая школа»
Проект предполагает создание на пришкольной территории коллекции мини - садов, состоящей из следующих объектов:
- объект «Аллея Победы»
- объект «Сад непрерывного цветения» (А1-А2)
- объект «Лето – это маленькая жизнь» (Б1-Б2-Б3)
- объект «Сад многолетников» (В1-В2)
- объект «Дети – цветы жизни» (Г1-Г2) (у игровой площадки)
- объект «Азбука растений» (плодоовощной участок)
- объект «Островок» (К1-К2) (клумбы на крыльце)
- объект «Дворик» (Д1-Д2) (место возле уличных туалетов и гаража)
Объект «Аллея Победы»

На территории школы есть уголок, который был заложен в честь 70-летия Победы ветеранами войны и труда и учениками школы. Он представлен деревьями, кустарниками. На наш взгляд, эту зону необходимо дополнить клумбой в виде звезды (плоской или объемной), а ученикам обеспечить условия ухода. Предлагаем также расположить здесь зону отдыха (скамейки). Со временем деревья вырастут и образуют зеленую зону. Это привлечет птиц, насекомых (бабочек, стрекоз, пчел и т.п.). Тогда можно будет соорудить домики-скворечники, дуплянки для привлечения перелетных птиц.
В ходе реализации проекта мы учли, что, во-первых, зеленая зона - это место, где дети и взрослые учатся воспринимать природу при помощи всех органов чувств: обоняния, осязания, слуха и зрения. Следует отметить, что чувственная сторона мироощущения у детей гораздо более развита, чем у взрослых, что и необходимо использовать в экологическом образовании и воспитании школьников.
Разнообразные виды деятельности с использованием органов чувств помогают узнать мир, прикоснуться к нему рукой и получить информацию самостоятельно, способствуют образованию положительных чувств по отношению к природе. Зеленая зона помогает снять стресс, улучшает настроение, побуждает к работе различные органы чувств.
Во-вторых, при общении с растениями (наблюдением, уходом) появляется возможность заниматься практической и исследовательской работой не в стенах школы, а непосредственно на природе.

Цели создания уголка естественной экосистемы «Аллея Победы»:
- увековечить память о героях и ветеранах войны и труда;
- создание уголка отдыха;
-     изучение особенностей различных экосистем;
-     углубление умений видеть, слышать и понимать красоту окружающего мира;
- воспитание заботливого отношения к растениям, насекомым, птицам.


Объект «Сад непрерывного цветения» (А1-А2)
Сад непрерывного цветения создается в течение нескольких лет с целью наблюдения за цветением растений с ранней весны до поздней осени. Эта композиция в период цветения будет иметь живописный вид, так как одни цветущие растения постоянно заменяются другими. Сад непрерывного цветения представлен клумбами перед школой.
Многолетники – это первоцветы (нарциссы), ранние цветы (ландыши, ирисы), длительно цветущие, в т.ч. однолетние декоративные культуры (циннии, астры, петуньи, георгины, бархатцы, портулак). Большую часть клумб занимают. Посевной материал собирают учащиеся, хранят и высевают на следующий год. На наш взгляд, необходимо расширить и разнообразить эту коллекцию.


Возле колонн у крыльца школы предлагаем поставить симметрично 2 трехъярусные термочаши.


Цели создания «сада непрерывного цветения»:
эстетическое воспитание учащихся;
формирование позитивных эмоций и положительных отношения к природе;
воспитание культуры взаимоотношений между участниками педагогического процесса;
воспитание трудолюбия.
На наш взгляд, ценность этого сада еще и в том, что он представляет собой небольшие островки ароматов, где можно ощутить и насладиться различными запахами цветов, трав, пряностей различных ароматических растений. Здесь созданы условия для релаксации и улучшения настроения.
Островок запахов переполнен ароматами, которые обостряют ассоциативную память, способствуют восстановлению в памяти тех или иных событий, поэтому сад запахов можно назвать садом воспоминаний.
Объект «Лето – это маленькая жизнь» (Б1-Б2- Б3)
Лето – это пора отдыха, красоты цветения, благоухания ароматов. Это понимает каждый взрослый и ребенок. Участок, который мы предлагаем облагородить, малопривлекателен. Он находится с боковой стороны здания школы, где асфальтированная дорожка, ведущая к мусорным контейнерам, гаражам и уличным туалетам, автостоянка для спецтранспорта, Скажем прямо, место, не очень радующее глаз. Чтобы здание школы было действительно эстетически привлекательным, его нужно окружить красотою со всех сторон. Мы предлагаем прилежащие участки до асфальта использовать для декоративных клумб в виде бабочек. Первоначально они могут быть плоскими, а со временем можно будет сделать горизонтальный или вертикальный каркас и поменять расположение растений.
Цели создания:
- оборудовать эстетически привлекательную зону,
- разбить «клумбы-бабочки»,
- высадить в них однолетние цветы.


Объект «Сад многолетников» (В1-В2)
Сад многолетников – коллекция могут составить лилии, дельфиниум,
турецкая гвоздика, анютины глазки, сентябринки. В будущем можно расширить его видовое разнообразие. Растения размещаются рядами, в зависимости от высоты растений, т.е. высажены «каскадом»: от низких (у края асфальтовой дорожки) - до высоких (у стены здания школы).
Можно расширить эту коллекцию и вырастить различные виды
раннецветущих растений: крокусы, безвременник весенний, а также флоксов и золотого шара, которые можно изучать в течение всего сезона цветения (с весны до поздней осени).
Цели создания сада многолетников:
- изучение природы посредством чувственного восприятия;
- развитие внимания и бережного отношения к растениям;
- формирование экологической культуры.

Объект «Дети – цветы жизни» (Г1-Г2)
(у игровой площадки)
С боковой стороны школы находится игровая площадка, где размещены игровые объекты (горка, лесенки, беседка, песочница и т.п.). Чаще всего там проводят время учащиеся начальной школы во время динамической паузы и в разгар отдыха в летнем лагере. Сделать отдых не только увлекательным, но и познавательным возможно и при помощи декорации большой клумбы (Г2) самодельными кашпо и вазонами в виде сказочных героев. Мы предлагаем одну из стилизованных композиций («Три поросенка» или «Деревенский дворик») и мобильную декоративную клумбу (место ее положения можно менять каждый сезон). Предлагаем включить свою фантазию всем школьникам и дополнить коллекцию идей.
Цели создания:
- воспитание бережного отношения к оборудованию игровой площадки;
- эстетическое воспитание учащихся;
- развитие воображения;
- использование предметов, бывших в употреблении (пластиковых бутылок, контейнеров, ненужных ведер и тазов).




Объект «Азбука растений»
(плодоовощной участок)
На протяжениимногих лет на пришкольном участке выращиваются ягоды и овощи. Однако, ухаживая за растениями во время летней социально значимой деятельности, школьники не всегда могут назвать растения, находящиеся на участке, даже самые широко распространенные. Мы предлагаем вернуться к простому способу изучения растений – закреплению табличек с названиями на грядках участка (желательно с двойным названием: на русском и латинском языках).
Цели создания:
- воспитание заботливого отношения к растениям;
- эстетическое воспитание учащихся;
- благоустройство экологически чистой зоны;
- получение элементарных биологических знаний.


Объект «Островок» (К1-К2)
(клумбы на крыльце)
Поднимаясь на крыльцо школы, внимательный взор учащихся и гостей школы
сразу заметит, что на площадке крыльца есть две клумбы. Но не всегда они
достойно выглядят. Здесь высаживаются однолетники. Бывает так, что длительное время рассада не приживается, а то и вовсе гибнет. И клумбы выглядят неприглядно. Мы предлагаем оформить их в виде цветочных фонтанов или корзин.
Цели создания:
- создание позитивного настроения, чувства уюта и тепла «с первой ступеньки», ведущей в школу;
- воспитание заботливого отношения к растениям;
- эстетическое воспитание учащихся;
- воспитание гордости за свою школу, сопричастности к созданию особенной жизненной атмосферы.



Объект «Дворик» (Д1-Д2)
(место возле уличных туалетов и гаража)
Зона возле объектов хозяйственно-бытового назначения (контейнеры, уличные туалеты, гаражи), по своей сути, не предполагает декорирования. При этом это самая экологически опасная зона, т.к., особенно в летнее время при повышении температуры воздуха, запахи выхлопных газов, отходов распространяются на пришкольную территорию. Зная высокое бактерицидное действие хвойных деревьев, можно за счет посадки сосен способствовать естественному очищению воздушных масс. Мы предлагаем посадить саженцы сосен, которые уже через 3-5 лет начнут создавать экологический щит для очистки воздуха территории хозяйственно-бытового назначения.
Цели создания:
- воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью других людей;
- благоустройство и очищение экологически опасной зоны;
- возможность заниматься исследовательской и экспериментальной работой (например, изучение уровня загрязнения воздуха до и после посадки хвойного участка и т.п.).

Предложения по улучшению общего вида
Предлагаем обозначить бордюры вдоль центральной дорожки или развести хостарий.



Перспективы развития проекта
1.  Совершенствование существующих экспозиций.
2.  Создание коллекции семян декоративных, овощных растений .

3. Посадка рассады цветов и овощей и уход за ними.
4. Посадка бордюрных растений (или хоста).
5. Расширение многообразия растений сада многолетников.
6. Создание ярких клумб у входа в школу и на крыльце.
Приложение
АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ
1. Нравится ли тебе пришкольный участок?
А) Да;
Б) Частично;
В) Нет.
2. Что хотел бы изменить на пришкольном участке?
А) Больше деревьев и цветов;
Б) Новые композиции;
В) Больше цветов.
3. Принимаешь ли ты участие в озеленении школьной территории?
А) Да;
Б) частично;
В) нет.
4. Хотел бы ты принять участие в реализации проекта «Моя цветущая школа»?
А) Да;
Б) В свободное время;
В) нет.
10а (11) 10б(19) 6б (23) 5б(22) 5в (21) 96
1 Нравится ли тебе пришкольный участок? А Да 6 6 11 12 5 40
Б Частично 5 10 11 9 14 49
В Нет - 3 1 1 2 7
2 Что хотел бы изменить на пришкольном участке? А Больше деревьев и цветов 7 12 14 19 14 66
Б Новые композиции 4 5 14 13 8 44
В Больше цветов - 2 6 4 3 15
3 Принимаешь ли ты участие в озеленении школьной территории? А Да - 1 6 7 6 20
Б Частично 3 17 16 12 11 59
В Нет 8 1 1 3 4 17
4 Хотел бы ты принять участие в реализации проекта «Моя цветущая школа»?
А Да 2 4 10 11 4 31
Б В свободное время 3 10 9 9 10 41
В Нет 6 5 3 2 7 23
Нет ответа 1 1
Нравится ли тебе пришкольный участок?


2. Что хотел бы изменить на пришкольном участке?


3. Принимаешь ли ты участие в озеленении школьной территории?


4. Хотел бы ты принять участие в реализации проекта «Моя цветущая школа»?


Вывод: из приведенных выше подсчетов и диаграмм наглядно видно, что тема, выбранная нами для разработки, действительно актуальна, и учащиеся школы (как среднего, так и старшего звена) считают необходимыми изменения на пришкольной территории, при этом они сами готовы активно участвовать в процессе эстетического преображения школьной территории.
Смета проекта на 2016 год
В этом сезоне предлагаем обратиться за помощью к родителям обучающихся (например, 1 пакетик семян определенного растения с 1 учащегося) и, а также рассады или черенков многолетников.
Приобретение термочаш (на входе) может обойтись примерно в 30 тыс.руб.
На приобретение семян цветочно-декоративных культур и озеленение школьной территории в 2016-2017 учебном году подготовку предлагаем начать уже в сентябре; рассчитать смету в соответствии с утвержденными проектами и необходимыми для закупки семенами (предлагаем создать рабочую группу для полной реализации проекта).
За саженцами сосны можно обратиться в за спонсорской помощью Аромашевское лесничество, в котором занимается наше школьное объединение юных лесничих.

Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы долгосрочный (2016-2017 г.г.).

Ожидаемые результаты.
* экологическое воспитание школьников в процессе проведения акций «Посади свой цветок в школьном саду», воспитание бережного отношения к живой красоте, созданной своими руками
* эстетическое оформление и озеленение территории школы;
* развитие у учеников элементарных практических навыков по способам посадки и выращиванию декоративных и плодовоовощных культур, приемам ухода за ними с учетом индивидуальных особенностей каждого вида;
* организация работы на пришкольном участке;
* стимулирование активной трудовой деятельности младших школьников;
* итоги акции будут освещены на школьном сайте и в районной газете «Слава труду».
Заключение
Наш школьный двор – это универсальное пространство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел авторов данного проекта. Школьная территория для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.
 Школьный двор - понятие широкое. Можно говорить о паре лавочек и газоне перед парадным входом в здание, а можно - о хорошо оборудованной спортивной площадке, предназначенной для проведения физкультурно-спортивной деятельности с учащимися школы, о зоне отдыха. Это планы на будущее.
Школа - один из культурных центров села. Сделаем его привлекательным!
Наша мечта

Ее можно и так воплотить…

Наш школьный двор так хорош и прекрасен,
В нём яркие клумбы, дорожки вокруг.
Наш школьный двор цветами украшен,
Он создан трудами маленьких рук.
Список литературы:
1. http://moydomik.net/2. http://dacha-vprok.ru/3. http://moidachi.ru/