Конспект урока русского языка на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»


Технологическая карта урока
Тема раздела ______Имя существительное________________________________________________________
№ п/п Параметр Описание
Учебный предмет, класс, УМК Русский язык. 3 класс. Программа «Начальная школа 21 века» под редакций Н.Ф.ВиноградовойТема урока «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»
Цель урока Образовательная: Выведение правила правописания гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц, применение данного правила при написании слов.
Развивающая: Развитие познавательных способностей и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия.
Воспитательная: Воспитание интереса к предмету.
Универсальные учебные действия Личностные УУД:
- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
 Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование и материалы Для педагога Для учащихся
- проектор, экран, компьютер,
- презентация Power Point
Русский язык, учебник С.В. Иванов, 3 класс. Часть II,
- тетрадь
карточки для самостоятельной работы в группах, тетрадь, карточки с алгоритмом выполнения задания.
Педагогические технологии Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах.
Этапы учебно
го занятия Цель
этапа Метод/
приём Форма организации учебной деятельностииДеятельность Формируемые УУД
учителя учащихся 1.
Организа-ционный момент.
2.
Актуализа-ция знаний.
Определе-ние темы и целей урока.
Мотивация ученика к учебной деятельности.
Актуализа-ция и обоб-щение имеющихся знаний учащихся по данной теме.
Мотивация ученика к учебной деятельности Словесный-беседа.
Словесный – беседа.
Приём «Верные и неверные утвержде-ния»
Приём
«Пометки на полях»
Приём
«Знаю. Хочу узнать. Узнал» Фронтальная.
Индивидуаль-ная,фронталь-ная. - Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.                   
- А когда уроки проходят быстро, интересно?
-Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
Желаю вам сегодня, чтобы урок принес вам радость общения друг с другом.
Сейчас вы сможете проверить кто в нашем классе самый внимательный.
Чистописание
Внимательно посмотрите на фигуры и буквы запомните – воспроизведите. (слайд скрыт – проверка).

Впишите в нужные фигуры - соответствующие буквы.



Самопроверка (+ или -)-Какие буквы вы вписали в геометрические фигуры?
-Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибки.
-На какие группы их можно разбить? (звонкие – глухие, шипящие – не шипящие).
Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?
- Прочитайте утверждения и поставьте рядом «+», если утверждение верно и
«-», если утверждение неверно
1.Звуки [ш] [щ'] [ж] [ч'] [ц] шипящие
2.В слове пч [о]лы звук [о] на письме обозначается буквой ё
3.В словах ш…пот, ш…рты, ш…лк пишется буква ё
4. В слове ш[о]л звук [о] на письме обозначается буквой ё
Проверка.
1.Звуки [ш] [щ'] [ж] [ч'] [ц] шипящие -
2.В слове пч [о]лы звук [о] на письме обозначается буквой ё +
3.В словах ш…пот, ш…рты, ш…лк пишется буква ё -
4. В слове ш[о]л звук [о] на письме обозначается буквой ё +
- Какую орфограмму вспомнили при выполнении задания?
- Давайте вспомним алгоритм, по которому необходимо действовать, если в слове встретилась такая орфограмма.
Задание.Рядом с каждым словом поставить знак «+», если точно знаете, какую букву писать, «-» - если в написании буквы сомневаетесь. Буквы вставлять не нужно
ш…пот пч..лыж…лтый ч..рныйплащ…м зайц…м
Проверка.
- В каких словах поставили «-»?
- Как вы думаете, почему вы засомневались в написании этих слов?
-В какой части слова орфограмма в этих словах?
- Попробуйте определить тему урока.
После определения темы учащимися на слайде появляется точная формулировка темы
«Правописание гласных О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
-Попробуем определиться с целями урока.
- Перед вами карточка с табличкой «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
- Заполните в первом столбике, что вы знаете по новой теме. Во второй – что бы вы хотели узнать. А третий столбик вы заполните в конце урока.
- Прочитайте ваши цели.
Учитель систематизирует цели с помощью учащихся, оформляет на доске.
Учащиеся озвучивают свои мысли.
Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные - глухие звуки.
– В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают шипящие звуки.
Учащиеся на карточках самостоятельно выполняют задание №1
Учащиеся объясняют, почему пришли к такому выводу.
Анализируют собственные знания по данной теме.
Помогают товарищу в случае ошибки.
«Правописание О и Ё в корне слова».
Учащиеся проговаривают алгоритм.
Учащиеся работают на карточке №2 самостоятельно
Называют слова, написание которых вызвало сомнение.
Анализируют состав слова, обсуждают. В результате приходят к выводу, что орфограмма не в корне, а значит, неизученная. Пытаются сформулировать тему урока.
Каждому учащемуся предлагается заполнить таблицу

Знаю Хочу узнать Узнал, научился
Учащиеся зачитывают поставленные цели. Личностные УУД -положительное отношение к школе и учебной деятельности,
признание важности учебы и познания нового.
Регулятивные УУД -участво-вать в учебном диалоге, аргу-ментировать свою точку зрения.
Регулятивные УУД - контроль.
Регулятивные УУД –оценка.
Коммуникатив-ные УУД – разрешение проблемы, коллективный поиск, принятие решения.
Регулятивные УУД- контроль
ПознавательныеУУД – самостоятельное выделение и формул-ие познават-ой цели .3.
Открытие нового (знания, способа действия) .Создание условий для самостоятельного выведения нового правила учащимися.
Словесный – беседа, наглядный, практиче-скийФронтальная
Групповая
- Я предлагаю вам поработать в группах и провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после ш и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.
- У вас на столах карточка со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путём.
-Чтобы решить проблему и не ошибиться, вы разделитесь на 4 группы. ( Выбрать главного) Каждой группе будет дано задание. КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР
Прочитай слово, определи склонение.
Поставь знак ударения.
Выдели окончание.
Выдели основу. Обрати внимание, на какую букву оканчивается основа, подчеркни её двумя чертами.
Подчеркни одной чертой гласную, стоящую после подчёркнутого согласного.
Запишите вывод на карточке - правило.
Что нам поможет? (свой опыт, наши наблюдения, учитель).
1. «Сами найдём способ»
А) Работа в группах.
1 группа
перед передачей, с лапшой, под крышей, перед свечой
2 группа
за лисицей, с овцой, столицей, пыльцой
3 группа
с багажом, за ключом, перед гаражом, за сторожем, над ландышем
4 группа
за перцем, перед незнакомцем, за крыльцом, над скворцом
Б) Один человек от каждой группы
даёт ответ.
2. Сопоставление версий решения проблемы с учебником с. 69 правило.
(Когда группы готовы к ответу, еще раз повторяем тему урока)
После ответа групп, делается общий вывод.

-А теперь давайте обратимся к источнику знаний - книге, т.е. к нашему учебнику. Сверим наши выводы.
Физкультминутка
(Здоровьесберегающие технологии) Учащиеся занимают место в своей группе.
Повторяют правила работы в группе.
Выбирают главного. Знакомятся с карточкой-информатором.
Учащиеся выдвигают идеи, гипотезы.
Учащиеся формулируют правило.
Учащиеся читают правило в учебнике на стр. 69 и убеждаются в правильности своего ответа.
Коммуникатив-ные УУД – коллективное обсуждение проблемы, взаимодействие с учителем.
Логические УУД – анализ, выбор оснований и критериев для сравнения.Познавательные УУД – выдви-жение гипотез, обоснование.
Познавательные УУД - установление причинно-следственных связей,делать выводы на основе обобщения.
Регулятивные УУД- контроль результата с эталоном.
Коммуникатив-ные УУД – участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.
4.
Закрепле-ние полу-ченных знаний Проверить уровень усвоения учащимися новой орфограммы и умения применять в практической деятельности изученное правило.
Комменти-рованное письмо
Игра
Игра
Работа по цепочке
Работа в паре
Коллективная работа.
Индивидуаль-ная самостоятель-ная работа с выбором уровня сложности.
-Для закрепления нашего открытия нужно написать « распределительное письмо».
(с.70 упр.1)
– По какому признаку распределяли?
Игра «Назови другим словом»

Игра «Составь фразеологизм»

-Предлагаю вам задания разного уровня.
1 уровень.
С.70, упр.2 в учебнике (выписывать только слова с пропущенными буквами.).
Задание. Записать слова в два столбика. В первый – с ударными окончаниями, во второй – с безударными.2 уровень.
С.70, упр. 3 в учебнике (8 слов).
Задание. Поставить имена существительные в форму Т.п., ед. ч. Запиши.
3 уровень.
С.71, упр.4 в учебнике.
Задание. Записать слова в два столбика, в зависимости от места орфограммы в слове. Задание выполняется по цепочке с комментиро-ванием. Если возникнут трудности, коррекция знаний проводится по ходу выполнения упражнения.
-Под ударением О, без ударения Е.
Дети записывают слова, ставят ударение, обозначают окончание, подчёркивают гласную в окончании.
Записывают получившийся фразеологизм. Объясняют его значение. Графически обозначают изученную орфограмму.
Учащиеся самостоятельно выбирают задание и выполняют в рабочей тетради. Предметные УУД – применение правила.
Коммуникатив-ные УУД – строят речевые высказывания.
Регулятивные УУД -принимают и сохраняют учебную задачу.
Регулятивные УУД -осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.
5.
Итог урока. Интеллектуальная рефлексия. Создание условий для целостного осмысления, обобщения полученной информации Приём
«Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Приём «Синквейн» Индивидуаль-ная,фронталь-ная.
Индивидуаль-ная.
Ребята, какие цели у нас с вами были?
Мы достигли этих целей?
Заполните третью колонку в табличке?
Поднимите руку те, у кого запись во 2 и 3 колоночке таблички совпали?
Что нового вы для себя узнали?
Чему научились?
Оцените свою работу на уроке (лестница успеха).
Составить синквейн на тему «Урок».
Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.
Учащиеся самостоятельно заполняют 3 столбик таблицы
Знаю Хочу узнать Узнал, научился
Учащиеся составляют синквейн. Желающие озвучивают свою работу. Регулятивные УУД – оценка.
Метапредметные – рефлексия деятельности.

Резерв времени
(закреплениеполученных знаний) Проверить уровень усвоения учащимися новой орфограммы и умения применять в практической деятельности изученное правило.
Фронтальная. Игра «В мире профессий»

Составляют словосочетания, записывают четыре на выбор. Графически обозначают изученную орфограмму.
Регулятивные УУД -принимают и сохраняют учебную задачу.