Рабочая программа по физкультуре для 5 класса в соответствии с ФГОС


«Согласовано»«Утверждаю»
заместитель директора по УР директор МБОУ ООШ № 89
МБОУ ООШ № 89 ст. Григорьевская
ст. Григорьевская _____________\ Т. И. Шуневич\.
______________\И. Г. Коняева \
«____»______________2015 г. «_____»___________2015 г
Рабочая программа
По физической культуре для 5 класса.
105 часа в год
3 раза в неделю
на 2015 – 2016
учебный год.
Учитель: Винк Татьяна Евгеньевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п.
Планирование для 5 класса, составлено на основе:
1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный
план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования» о введении в
объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов
третьего часа физической культуры;
2. «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией
доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. 2011 г.

На преподавание учебного предмета «Физическая культура» отводится 105 ч., в год.
Тема и содержание урока, во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на уровень физической подготовленности класса; на материально-техническую базу школы; на климатические условия (Приложение 1) и места проведения урока. Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного стандарта. Учитывая возрастно-половые особенности младших школьников, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются:
Знания о физической культуре, обучающийся научится:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности.
Должны освоить:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование.
Обучающийся научиться:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Ученик получит возможность научиться:
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол, бадминтон по правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
выполнять, передвижения на лыжа.
Раздел программы: Основы знаний о физической культуре.
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укрепления здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Раздел программы: Основы знаний о физической культуре
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укрепления здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток;
занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Раздел программы: гимнастика с элементами акробатики.
Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки.
Раздел программы: легкоатлетические упражнения.
Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Подвижные игры на материале легкой атлетики.
Раздел программы: лыжная подготовка.
Организующие команды и приемы, передвижения на лыжах, повороты, спуски, подъемыторможение.
Подвижные игры на материале лыжной подготовки.
Раздел программы: подвижные игры.
Баскетбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Раздел программы: бадминтон.
Данный раздел предполагает использовать уроки по бадминтону как третий урок физической культуры. Направляет деятельность учащихся на изучение истории, техники и тактики избранного олимпийского вида спорта – бадминтона, на повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом, на сохранение здоровья, на развитие двигательных качеств и способностей.
Бадминтон доступный вид спорта, не требующий проявления предельных функциональных возможностей молодого растущего организма.
По данной программе могут заниматься учащиеся, отнесённые к основной, подготовительной группе здоровья и учащиеся специальной медицинской группы, имеющие медицинский допуск к занятиям по бадминтону.
Бадминтон увлекает и мальчиков и девочек, так как:
способствует повышению двигательной активности:
способствует развитию двигательных качеств: ловкости, гибкости, быстроты, специальной выносливости, повышает функциональные возможности организма, развивает глазомер, точность, быстроту реакции;
экипировка и инвентарь не требуют больших материальных затрат.
Раздел составлен на основе программы по бадминтону: «Первые шаги в бадминтоне»,
для учащихся 5 класса.
Цель программы:
Популяризация бадминтона, приобщение к систематическим занятиям физической культуры и спортом, повышение двигательной активности и уровня физической подготовленности учащихся с целью сохранения и укрепления здоровья.
Задачи программы:
Образовательные
вооружение знаниями по истории развития бадминтона, правилам игры;
обучение учащихся технике игры;
обучение новым двигательным действиям, для использования их в прикладных целях;
повышение уровня технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
привлечение учащихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям по данному виду спорта, в спортивные секции.
Оздоровительные
профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
укрепление связок нижних и верхних конечностей;
повышение резервных возможностей организма.
Воспитательные
развитие двигательных физических качеств и способностей: быстроты, ловкости, быстроты реакции, специальной и общей выносливости, гибкости, точности, меткости;
воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
повышение и воспитание у учащихся устойчивой мотивации к занятиям
по бадминтону.
Программа разработана для учащихся 5 классов, впервые изучающих спортивную игру «Бадминтон». Программа рассчитана на один год обучения.
Программа состоит из следующих разделов:
основы знаний по избранному виду спорта;
технические приёмы спортивной игры «Бадминтон»;
общая физическая подготовка и специальная подготовка бадминтониста.
Ожидаемый результат
В результате реализации программы учащиеся должны знать:
историю появления бадминтона, развитие бадминтона в нашей стране;
терминологию технических приёмов игры (подач, ударов);
официальные правила бадминтона;
гигиенические требования, предъявляемые к инвентарю, одежде занимающегося.
В результате реализации программы учащиеся 5 классов должны овладеть основными действиями и приемами игры в бадминтон, принимать участие во внутриклассных и
внутришкольных соревнованиях по бадминтону.
В результате реализации программы учащиеся должны уметь самостоятельно заниматься во внеурочное время и проводить соревнования по упрощённым правилам, соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма во время игры в бадминтон.
Метапредметные результаты:
понимание бадминтона как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек;
уважительное отношение друг к другу, проявление терпимости и толерантности при совместной игровой деятельности;
проявление осознанной готовности отвечать за результаты собственной деятельности в процессе обучения:
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений;
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Основы знаний.
Правила безопасности при занятиях бадминтоном. Гигиенические требования, предъявляемые к одежде и обуви занимающихся, спортивному сооружению и инвентарю. История возникновения бадминтона. История развития бадминтона в нашей стране. Организация соревнований по бадминтону. Содержание правил игры. Влияние нагрузки на организм занимающихся, признаки утомления, переутомления. Определение нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Самоконтроль при занятиях бадминтоном.
Техническая подготовка.
Хват бадминтонной ракетки. Способы перемещения. Перемещения в различных стойках и направлениях. Жонглирование открытой и закрытой стороной ракетки. Выполнение подачи различной траектории открытой и закрытой стороной ракетки. Выполнение ударов (коротких, далёких, плоских).
Тактическая подготовка.
Ознакомление с приёмами тактической борьбы. Обучение ведению спортивной борьбы. Умение отслеживать и предвидеть действия соперника.
Физическая и специальная подготовка.
Развитие физических качеств, необходимых для данного вида спорта – быстроты, гибкости, ловкость, специальной выносливости, скоростно-силовых качеств, быстроты реакции на действия соперника. Повышение функционального состояния организма.
Таблица 1 Распределение учебного времени на виды программного материала
3 часа в неделю – 105 часов.

п\п Вид программного материала Количество часов
1. Базовая часть 105
1.1 Основы знаний о физической культуре 4
1.2 Легкая атлетика 18
1.3 Спортивная игра – баскетбол 22
1.4 Гимнастика с элементами акробатики 12
1.5 Лыжная подготовка 14
1.6 Бадминтон 35
Общая физическая подготовка (ОФП) В процессе уроков
Таблица 2 Примерное распределение учебного материала по бадминтону.

п\п Вид программного материала Кол-во
часов Номера уроков
1 Основы теоретических знаний 6 3,6,12,23,57,102
2 Технико-тактическая подготовка бадминтониста 17 9,18,21,30,33,36,42,45,48,54,57,63,66,69,72,75,93
3 Общая физическая и специальная подготовка бадминтониста 8 15,27,39,50,60,78,90,96
4 Учебно тренировочные игры, соревнования 4 81,84,87,99
Таблица 3 ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
п/№ Вид программного материала Кол-во
часов 1 полугодие 2 полугодие
1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч.
1 Основы знаний 4
1 1 2
2 Легкоатлетические упражнения 18 10 8
3 Бадминтон 35 9 9 10 7
4 Гимнастика с элементами акробатики 12 2 10 5 Лыжная подготовка 14 2 12
6 Спортивная игра - баскетбол
22 5 7
10
Всего часов: 105 27 21 30
27
Таблица 4
Тематическое планирование.
п/№ № урока Наименование разделов и тем Кол-во часов Дом. задание.
I ЧЕТВЕРТЬ 27 Легкая атлетика, бадминтон, баскетбол, гимнастика, основы знан., по ф.к. 1+10+9+5+2 Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
1 1 Техника безопасности во время занятий физической культурой. Старт с опорой на одну руку. Высокий старт 10-15м 1 Выучить правила техники безопасности на занятиях по легкой атлетике.
Тест Руфье.
2 2 . Основы знаний по ф. к. История развития физ., и спорта. 1 П. 1, вопросы
3 3 Знакомство с видом спорта. Техника безопасности на занятиях по бадминтону. Требование к одежде и инвентарю. 1 Выучить правила техники безопасности на занятиях по бадминтону.
4 4 Закрепить старт с опорой на одну руку и совершенствовать высокий старт. Бег 30 м. Тест. 1 Беговые упр.
5 5 Совершенствовать технику старта с опорой на одну руку. Прыжок в длину с места - Тест. 1 Упражнения на развитие быстроты
6
6
Бадминтон. Знакомство с бадминтоном, история возникновения и развития.
Основные стойки и перемещения в них. 1 Повторить историю возникновения и развития бадминтона
7 7 Учить метанию мяча с 2-3 шагов разбега. Техника старта с опорой на одну руку. Прыжок в длину с разбега. 1
Упражнения на развитие ловкости
8 8 Бег 60 м. – Тест. Совершенствовать прыжок в длину с разбега и метание мяча. Бег в медленном темпе до 9 мин. 1 Броски легких предметов на дальность и цель
9 9 Бадминтон. Хватка бадминтонной ракетки, волана.
Способы перемещения 1 Повторить хват бадминтонной ракетки. Жонглирование закрытой стороной ракет.
10 10 Совершенствовать метание мяча. Прыжок в длину с разбега – Тест. 1 Прыжки через небольшие вертикальные (до 40см) и горизонтальные (до 100см) препятствия
11 11 Метание мяча с разбега на дальность - Тест. Эстафеты. 1 Прыжки на одной, двух ногах, выпрыгивания, многоскоки
12 12 Бадминтон. Основы техники игры.
Подача. Виды подачи. 1 Развивать ловкость и укреплять кисти рук с помощью силовых упр.. Повторить технику короткой и далёкой подачи
13 13 Повторить старты. Преодоление полосы препятствий. Бег в медленном темпе до 10 мин. 1 П.2, вопросы
14 14 Повторить технику метания мяча и прыжка в длину с разбега. Бег 500 м - Тест 1 Метания в горизонтальную цель
15 15 Бадминтон. Общая физическая подготовка (ОФП) и специальная подготовка бадминтониста 1 Подсчитать ЧСС своих родителей в покое и после выполнения физических упражнений
16 16 Тактика бега на длинные дистанции. Бег 1000м. - Тест. 1
Равномерный бег
17 17 Техника безопасности на уроках баскетбола.
Учить ведению мяча змейкой правой и левой рукой. 1 Равномерный бег
18 18 Бадминтон. Основы техники игры
Подача открытой и закрытой стороной ракетки. 1 Развивать ловкость и укреплять кисти рук с помощью различных силовых упражнений. Повторить технику подач
19 19 Бег до 3мин. Повторить элементы баскетбола. 1 Развивать ловкость с пом. подвижных игр, повторить выполнение подач
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
20 20 Эстафеты баскетболистов с ведением мяча змейкой, передачей двумя руками от груди. 1 21 21 Бадминтон. Основы техники игры.
Подача открытой и закрытой стороной ракетки 1 Повторить удар с замаха сверху, используя стену, жонглирование открытой стороной ракетки.
22 22 Эстафеты баскетболистов. Поднимание туловища-30с. 1 Ловля и передача мяча на месте
Комплекс упражнений на развитие брюшного пресса
23 23 Основы техники игры.
Подачи и удары (классификация ударов). Далёкий удар с замаха сверху. 1 Ловля и передача мяча на месте
Ведение мяча на месте
24 24 Учить передаче мяча одной рукой от плеча на месте и в движении, после ведения. Эстафеты. 1 Ловля и передача мяча на месте
Ведение мяча на месте
25 25 Техника безопасности на уроках гимнастики. Повторение акробатических элементов IV класса. 1 Выучить правила Т.Б. на уроках гимнастики
26 26 Учить кувырку назад в группировке. Совершенствовать кувырки вперёд 1 П.3, вопросы
27 27 Бадминтон. Общая физическая подготовка (ОФП), специальная подготовка бадминтониста 1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
II ЧЕТВЕРТЬ. 21 Бадминтон, гимнастика, лыжи. 9 +10 +2 Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
28 1 Техника безопасности на уроках подвижных игр. Учить передвижениям и остановке прыжком в баскетболе. Комплекс УГГ. Эстафеты. 1 Выучить правила Т.Б. на уроках гимн.
29 2 Перестроение из одной шеренги в две-три. Закрепить кувырок назад. 1 Акробатические упражнения
30 3 Удары справа и слева, высокодалёкий удар в бадминтоне. 1 Выполнить индивидуальные упражнения бадминтониста.
Развивать гибкость, используя упражнения на растягивание
31 4 Совершенствовать кувырки вперёд и назад. Повторить стойку на лопатках перекатом назад. 1 Акробатические упражнения
32 5 Проверка техники 2-3 кувырков вперёд. Совершенствовать технику кувырка назад и стойки на лопатках. 1 Акробатические упражнения
33 6 Удары справа, слева открытой и закрытой стороной ракетки, высокодалёкий удар 1 Выполнить упражнения бадминтониста
34 7 Разучить акробатическое соединение. 1 П.4 вопросы
35 8 Совершенствование акробатического соединения. 1 36 9 Плоская подача. Короткие удары в бадминтоне. 1 Развивать гибкость и ловкость с помощью гимнастических упражнений
37 10 Учёт акробатической комбинации. Комплекс упражнений на развитие гибкости
38 11 Ритмическая гимнастика: стилизованные общеразвивающие упражнения; Зачетные комбинации
Комплекс упражнений на развитие координации
39 12 Общая физическая подготовка (ОФП) бадминтониста Развивать силу с помощью упражнений с отягощениями (отягощением может служить собственный вес человека)
40 13 Танцевальные шаги (мягкий шаг, высокий шаг, приставной шаг, шаг галопа, шаг польки) в ритмической гимнастике. 1 Танцевальные шаги
41 14 Упражнения ритмической и аэробной гимнастики. 1 Танцевальные шаги
42 15 Подачи. Удары короткие, высокодалёкие удары в бадминтоне. Развивать силу с помощью упражнений с отягощением собственного веса (отжимание, подтягивание, приседание)
43 16 Опорные прыжки: прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием.
Опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь .Опорный прыжок, через гимнастического козла согнув ноги.
1 Прыжки через небольшие вертикальные (до 40см) и горизонтальные (до 100см) препятствия
44 17 Учет - опорный прыжок, через гимнастического козла согнув ноги (м), ноги врозь (д). 1 Прыжки через небольшие вертикальные (до 40см) и горизонтальные (до 100см) препятствия
45 18 Короткие быстрые удары в бадминтоне. 1 Развивать ловкость и гибкость с помощью гимнастических упражнений и упражнений на растягивание
46 19 Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Учить одновременный бесшажный ход. Пройти 1000м. 1 Выучить правила Т.Б. на уроках лыж. Под.
47 20 Температурный режим, одежда и обувь. Закрепить бесшажный ход. Повторить двухшажный ход. 1 Ступающий шаг без палок и с палками
48 21 Короткие быстрые удары и короткие близкие удары в бадм. 1 Повторить технику выполнения коротких ударов-имитация.
III ЧЕТВЕРТЬ 30 Основы знаний о ф.к., бадминтон, лыжи, баскетбол. 1 +10+ 12+7 Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
49 1 Техника попеременного двухшажного хода. Совершенствовать изученные лыжные ходы в эстафете. 1 Ступающий шаг без палок и с палками
50 2 Общая физическая подготовка (ОФП) , и СПФ по бадм. 1 Выучить определения двигательных качеств человека
51 3 Правила бадминтона. Правила счёта и выполнение подачи 1 Выучить правила бадминтона
52 4 Прохождение дистанции 1км. с использованием ходов. Эстафеты с этапом до 120м. 1 Передвижение на лыжах до 3 км
53 5 Техника одновременного бесшажного хода. Ходьба в медленном темпе 1500м. 1 Передвижение на лыжах до 3 км
54 6 Освоение техники игры. Сочетание подачи и ударов 1 Развивать ловкость и гибкость с помощью гимнастических упражнений
55 7 Учить подъёму ёлочкой на склон. Повторить технику спуска в средней стойке. Пройти 2км. 1 Передвижение на лыжах до 3 км
56 8 Закрепить подъём ёлочкой на склон, спуск в средней стойке. Пройти 2км. со средней скоростью. 1 П.5. вопросы
57 9 Сочетание технических приёмов подачи и удара. 1 Развивать силу верхнего плечевого пояса с помощью упражнений с отягощениями
58 10 Совершенствовать подъём и спуск в средней стойке. Пройти 2км с переменной скоростью. 1 Скользящий шаг без палок и с палками
59 11 Учить торможению плугом. Пройти 2км с применением изученных ходов. 1 Скользящий шаг без палок и с палками
60 12 Развитие физических качеств. ОФП, специальная подготовка бадминтониста (СФП) 1 Подготовиться к зачёту по ударам (далёкий, короткий удары)
61 13 Закрепить торможение плугом. Пройти 3 км с применением изученных ходов. 1 Скользящий шаг без палок и с палками
62 14 Техника игры. Далёкий с замаха и короткий удары в бадм. 1 Придумать 3-4 упражнения с короткой скакалкой для развития гибкости и подвижности суставов
63 15 Совершенствовать торможение. Пройти 4 км. 1 Подъемы и спуски с небольших склонов
64 16 Катание с горки. Техника торможения плугом. 1 Подъемы и спуски с небольших склонов
65 17 Совершенствовать технику изученных ходов. Пройти дистанцию до 3км. 1 Подъемы и спуски с небольших склонов
66 18 Технико-тактическая подготовка в бадм. 1 Подготовить реферат по теме: « Ими гордится Россия» (о бадминтонистах РФ)
67 19 Контрольные соревнования: 1(км)-девочки, 2(км)-мальчики. 1 П.6, читать
Подвижные игры Броски мча.
68 20 Учить передачам мяча в парах и тройках со сменой мест. Совершенствовать передвижение и остановку. 1 Способы самоконтроля ( масса, ЧСС )
69 21 Плоский удар. Перевод в бадм. 1 Развивать гибкость и ловкость с помощью упражнений гимнастики
70 22 Закрепить передачи мяча со сменой мест. Эстафета с ведением мяча. 1 П.7 вопросы.
71 23 Учить технике броска по кольцу. Совершенствовать передачи мяча. 1 Комплекс упражнений на коррекцию осанки
72 24 Плоский удар. Перевод 1 Силовая подготовка.
Выполнить упр., отягощённые собственным весом
73 25 Закрепить технику броска по кольцу. Передача мяча со сменой мест. Игра «Перестрелка». 1 Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия
74 26 Учить ведению мяча правой и левой рукой в шаге. Совершенствовать технику изученных элементов. 1 Комплекс упражнений на профилактику зрения
75 27 Сочетание технических приёмов в учебной игре 1 Силовая подготовка.
Выполнить упр., отягощённые собственным весом
76 28 Закрепить технику ведения мяча правой и левой рукой в шаге. Бросок по кольцу одной рукой - учет. 1 Упражнения на снятие усталости
77 29 Бросок по кольцу двумя руками с линии штрафного броска – учет. 1 Прыжки со скакалкой
78 30 Развитие физических качеств с помощью круговой тренировки (СФП)
1 Составить комплекс круговой тренировки для самостоятельных занятий дома
IV ЧЕТВЕРТЬ. 27 Баскетбол, основы знаний по ф.к., бадминтон, легкая атлетика. 10 + 2 + 7 + 8 Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
79 1 Основы знаний по ф.к.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности
1 Тетрадь.
80 2 Баскетбол: ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; повороты с мячом на месте
1 Ловля и передача мяча
81 3 Совершенствование игровых действий 1 Повторить правила бадминтона
82 4 Баскетбол. Ловля и передача мяча двумя руками от груди; одной рукой от плеча. 1 Упражнения на развитие реакции
83 5 Баскетбол. Передача мяча при встречном движении; передача мяча одной рукой снизу; одной рукой сбоку; двумя руками с отскока от пола; 1 Ловля и передача мяча
84 6 Правила одиночной и парной игры 1 Повторить правила парной игры
85 7 Бросок мяча двумя руками от груди с места – Учет. 1 Броски.
86 8 Бросок мяча одной рукой от головы в прыжке – учет. 1 Броски.
87 9 Организация соревнований по бадминтону 1 Выучить порядок и правила организации соревнований
88 10 Бросок мяча одной рукой от головы в движении – учет. 1 Броски.
89 11 Штрафной бросок – учет. 1 Броски.
90 12 Специальная подготовка бадминтониста (СФП) 1 Развивать координационные способности и ловкость с помощью подвижных игр во внеурочное время
91 13 Вырывание и выбивание мяча в баскетболе, перехват мяча во время передачи; перехват мяча во время ведения; накрывание мяча. 1 Упражнения на развитие реакции
Упражнения на развитие быстроты
92 14 Тактические действия: подстраховка; личная опека. 1 Комплекс упражнений на развитие силы
93 15 Тестирование двигательных умений и навыков учащихся 1 Зафиксировать результаты тестирования.
94 16 Игра в баскетбол по правилам. 1 Тетрадь.
95 17 Основы ЗОЖ. Восстановительный массаж, его роль и значение в укреплении здоровья человека. 1 Тетрадь.
96 18 Общая физическая подготовленность учащихся. Тестирование уровня физической подготовленности. 1 Зафиксировать результаты тестирования.
97 19 Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом. 1 Выучить правила оказания первой помоши.
98 20 Метание мяча на дальность с 4-5 шагов. – учет. Игра «Перестрелка» 1 Прыжки на скакалке
99 21 Проведение соревнования по бадминтону. 1 Организовать дворовые соревнования по бадминтону
100 22 Прыжки через скакалку за 1мин.,- учет. Игра «Перестрелка». Прыжки на скакалке
101 23 Бег 60м - учет. Игра «Перестрелка». Зафиксировать результаты тестирования.
102 24 Подведение итогов.
Мониторинг результатов учебной деятельности , двигательных умений и навыков Зафиксировать результаты в тетрадь.
103 25 Прыжки в длину с разбега. Эстафета с палочкой с этапом до 50м. Зафиксировать результаты в тетрадь.
104 26 Бег 1000 м. Эстафеты с предметами. Зафиксировать результаты в тетрадь.
105 27 Соревновательный урок. Зафиксировать результаты в тетрадь.
Контроль уровня достижения планируемых результатов
В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя и соответственно планируемыми результатами освоения содержания учебного предмета являются:
укрепление здоровья школьников, улучшение осанки, гармоничное физическое развитие;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным и спортивным играм;
воспитание морально-волевых качеств;
формирование устойчивого интереса к двигательной активности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, подвижными и спортивными играми;
обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании;
обучение физическим упражнения из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМАРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка успеваемости по физической культуре в 5 классе производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственный результат.
По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся сдает дифференцированный зачет.
Демонстрировать физические качества:
Физические способности Физические упражнения Мальчики Девочки
Скоростные Бег 60 м с низкого старта, с 9,2 10,2
Силовые Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с 20 10
Подтягивание из виса, кол-во раз 8 -
Прыжок в длину с места, см 180 165
Поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой,
кол-во раз - 24
К выносливости Кроссовый бег на 2 км, мин 14.30 17.20
Передвижение на лыжах на 2 км, мин 16.30 21.0
Бег на 2000 м, мин 10.30 -
Бег на 1000 м, мин - 5.40
К координации Последовательное выполнение кувырков кол-во раз 5 3
Челночный 6ег 3х10 м, с 8,2 8,8
Оценки результатов тестирования учащихся 5 класса, для определения уровня физической подготовленности, на основе нормативов ГТО.
Мальчики
Класс Бег 30м
(сек) Бег 60 м(сек) Прыжок в длину с места (см) Бросок набивного мяча
(м) Подтягивание (высокая перекладина) (кол – во раз)
«3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5»
5 6,3 6,1 5,0 11,2 10,6 10,0 140 160 195 300 400 450 1 4 6
Девочки
Класс Бег 30м
(сек) Бег 60 м(сек) Прыжок в длину с места (см) Бросок набивного мяча
(м) Подтягивание (низкая перекладина) (кол – во раз)
«3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5»
5 6,4 6,3 5,1 11,4 10,8 10,4 130 150 185 250 350 450 4 10 19
Оценка успеваемости по физической культуре в 5 классе проводится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знаниями и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственный результат.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Текущий и рубежный контроль за уровнем освоения программы обеспечивается в процессе уроков по усмотрению учителя.
Оценка физкультурных знаний
Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями в личном опыте.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Оценка техники владения двигательными действиями (умениями, навыками)
Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Оценка умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка «5» — обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики. При этом обучающийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Оценка «4» — имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Оценка «3» — обучающийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности или включенных в утреннюю, атлетическую и ритмическую гимнастику; испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря; с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.
9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Физическая культура»
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Необхо-димое ко-личество Примечание
Основная школа 1 Библиотечный фонд (книго-печатная продукция)
1 2 3 4
1.1 Стандарт основного общего образования по физической культуре Д Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно – методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
1.2 Стандарт среднего полного об-щего образования по физичес-кой культуре базовый уровень 1.3 Примерная программа по физи-ческой культуре общего образо-вания основного по физической культуре Д 1.4 Авторские рабочие программы по физической культуре Д 1.5 Учебник по физической культуре
К В библиотечный фонд входят ком-плекты учебников, рекомендован-ных или допущенных Министер-ством образования и науки Рос-сийской Федерации
1.6 Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «Физичес-кая культура» Г Комплекты разноуровневых тема-тических заданий, дидактических карточек
1.7 Научно-популярная и художест-венная литература по физичес-кой культуре, спорту, олимпий-скому движению Д В составе библиотечного фонда
1.8 Методические издания по физи-ческой культуре для учителей Д 1. Методические пособия и реко-мендации журнал «Физическая культура в школе»;
2. Подписка газеты «Первое сен-тября» - «Спорт в школе» (жур-налы и в электронном варианте);
3. Патрикеев А.Ю. Формирование личностных и регулятивных уме-ний на уроках физической куль-туры. 1-11 классы / А.Ю. Патри-кеев. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 237 с.
4. «Физическая культура» Мето-дики, материалы к урокам 1-11 класс: рекомендации, разработки, из опыта работы (К-диск);
5. «Физическая культура» рабочие программы 1- 11 класс (К-диск);
6. «Физическая культура» темати-ческое планирование (К-диск);
7. «Физическая культура» - внеу-рочная деятельность. Спортивно-оздоровительное развитие лич-ности (секции, олимпиады, досу-говые программы) (К-диск);
8. «Олимпийские старты» 1-11 классы – внеурочная деятельность (спортивно-оздоровительная дея-тельность) (К-диск);
9. Организация спортивной работы в школе (К-диск).
2 Демонстрационные печатные пособия
2.1 Таблицы по стандартам физичес-кого развития и физической подготовленности Д 2.2 Плакаты методические Д Комплекты плакатов по методике обучения двигательным дейст-виям, гимнастическим комплек-сам, общеразвивающим и корриги-рующим упражнениям
2.3 Портреты выдающихся спортс-менов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийс-кого движения Д 3 Экранно-звуковые пособия
3.1 Видеофильмы по основным раз-делам и темам учебного пред-мета «Физическая культура» Д 3.2 Аудиозаписи Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцеваль-ным движениям; проведения спор-тивных соревнований и физкуль-турных праздников
4 Технические средства обучения
4.1 Телевизор с универсальной приставкой Д Телевизор не менее
72 см по диагонали
4.2 Видеомагнитофон с комплектом видеокассет Д 4.3 Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок Д Аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков,
CD-R, CD-RW, МР3, а также магнитных записей
4.4 Радиомикрофон (петличный) Д 4.5 Мегафон Д 4.6 Мультимедийный компьютер Д Технические требования: графи-ческая операционнaя система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы / выхо-ды, возможность выхода в Интер-нет. Оснащен акустическими ко-лонками, микрофоном и наушни-ками. С пакетом прикладных программ (текстовых, личных, графических и презентационных)
4.7 Мультимедиапроектор Д 4.8 Экран (на штативе или навесной) Д Минимальные размеры
1,25 х 1,25
5 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Гимнастика
5.1 Стенка гимнастическая Г 5.2 Бревно гимнастическое высокое Г 5.3 Козел гимнастический Г 5.4 Конь гимнастический Г 5.5 Перекладина гимнастическая Г 5.6 Брусья гимнастические разновысокие Г 5.7 Брусья гимнастические параллельные Г 5.8 Канат для лазанья с механизмом крепления Г 5.9 Мост гимнастический подкидной Г 5.10 Скамейка гимнастическая жесткая Г 5.11 Штанги тренировочные Г 5.12 Гантели наборные Г 5.13 Коврик гимнастический Г 5.14 Маты гимнастические Г 5.15 Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг) Г 5.16 Мяч малый (теннисный) К 5.17 Скакалка гимнастическая К 5.18 Мяч малый (мягкий) К 5.19 Палка гимнастическая К 5.20 Обруч гимнастический К Легкая атлетика
5.21 Планка для прыжков в высоту Д 5.22 Стойки для прыжков в высоту Д 5.23 Барьеры легкоатлетические тренировочные Г 5.24 Флажки разметочные на опоре Г 5.25 Дорожка разметочная для прыжков в длину с места Г 5.26 Рулетка измерительная
(10 м, 50 м) Д 5.27 Номера нагрудные Г Спортивные игры
5.28 Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой Д 5.29 Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой Г 5.30 Мячи баскетбольные Г 5.31 Жилетки игровые с номерами Г 5.32 Стойки волейбольные универсальные Д 5.33 Сетка волейбольная Д 5.34 Мячи волейбольные Г 5.35 Ворота для мини-футбола Д 5.36 Мячи футбольные Г 5.38 Компрессор для накачивания мячей Д 5.39 Палатки туристические (двухместные) Г 5.40 Рюкзаки туристические Д 5.41 Комплект туристический бивуачный Д Измерительные приборы
5.42 Пульсометр Г 5.43 Комплект динамометров ручных Д 5.44 Динамометр становой Д 5.45 Ступенька универсальная (для степ-теста) Г 5.46 Тонометр автоматический Д 5.47 Весы медицинские с ростомером Д Средства доврачебной помощи
5.48 Аптечка медицинская Д 6 Спортивные залы (кабинеты)
6.1 Спортивный зал игровой С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гим-настические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и дево-чек, туалетами для мальчиков и девочек
6.2 Спортивный зал гимнастический С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики мягкие гим-настические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и дево-чек, туалетами для мальчиков и девочек
6.3 Кабинет учителя Включает в себя рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды
6.5 Подсобное помещение для хра-нения инвентаря и оборудования Включает в себя стеллажи, контейнеры
7 Пришкольный стадион (площадка)
7.1 Легкоатлетическая дорожка Д 7.2 Сектор для прыжков в длину Д 7.3 Игровое поле для футбола (мини-футбола) Д 7.4 Площадка игровая баскетбольная Д 7.5 Площадка игровая волейбольная Д 7.6 Гимнастический городок Д 7.7 Полоса препятствий Д 7.8 Лыжная трасса Д С небольшими отлогими склонами
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕСУРСОВ
Для учителей
Галицкий А. Азбука бадминтона: учебное пособие / А. Галицкий, О.Мар-ков. – М.: ФиС, 1987.
Киселёв П.А. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам / П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – М.: Глобус, 2008.
Рыбаков Д. Основы спортивного бадминтона / Д. Рыбаков, М. Штильман. – М.: ФиС, 1982.
Смирнов Ю.Н. Бадминтон: учебное пособие для институтов физической культуры / Ю.Н. Смирнов. – М.: 1989.
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6642163/ Приказ Министерства образования и науки РФ.
http://www.obadmintone.ru.
http://spo.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=240170.
Для учащихся.
Лившиц В.Я. Бадминтон для всех / В.Я. Лившиц. – М.: ФиС, 1988.
Щербаков А.В. Бадминтон. Спортивная игра: учебно-методическое пособие / А.В. Щербаков. – М.: 2010.
http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Badminton/topic/Azbuka-volana
Контрольные тесты для определения уровня развития физических качеств, по
программе « Первые шаги в бадминтоне».
№ п/п Название теста Мальчики Девочки
Н С В Н С В
1 Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (раз) 7 12 17 3 7 12
2 Подтягивание на высокой перекладине (мальчики) из положения вис, на низкой перекладине (девочки) из положения вис лёжа (раз) 2 4 6 7 11 15
3 Прыжки через скакалку за 15 секунд (раз) 32 34 36 32 36 38
4 Челночный бег 3х10 м (сек) 11.0 10.5 10.0 11.5 11.0 10.5
5 Наклон из положения сидя (см) 3 5 9 6 9 12
6 Многоскоки 8 прыжков (м) 5 7 9 3 5 7
7 Прыжки в длину с места (см) 135 150 170 120 135 155
8 Бег 30 м (сек) 6.5 6.0 5.6 6.8 6.2 5.9
Н – низкий уровень развития
С – средний уровень развития
В – высокий уровень развития
Контрольные упражнения по технике игры
Жонглирование открытой, закрытой стороной ракетки – 10-15 раз.
Удары справа, слева различной траектории по заданию учителя, учитель называет место, куда надо послать волан (упражнение на точность).
Далёкие удары с замаха по заданию учителя, учитель указывает место, куда надо послать волан, (упражнение на точность).
Подача открытой, закрытой стороной ракетки. Способ подачи указывает учитель, подача выполняется сериями по 5-7 подач.
Противодействие одного игрока против двух игроков.

Приложение
Уроки по бадминтону в 5 классе
Конспект урока № 9 (3)
Тема урока: Хват бадминтонной ракетки, способы перемещения
Задачи урока:
Обучение хвату бадминтонной ракетки, и способам перемещения.
Развитие быстроты реакции на звуковой сигнал, ловкости, подвижности плечевого сустава.
Воспитание внимательности, дисциплинированности, самостоятельности.
Тип урока: обучающий
Часть урока Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная часть– 12 мин 1.Построение, сообщение задач урока 1 мин Проверяется готовность учащихся к уроку
2.Ходьба
на носках;
на пятках;
шаг польки;
подскоки. 2 мин Упражнения в ходьбе ученики выполняют змейкой.
Следить за осанкой, постановкой стоп и положением рук
3.Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой. 4 мин Выполнить комплекс упражнений с гимнастической палкой
4.Подвижная игра «Воздух, вода, земля» 5 мин Класс в колонне по одному выполняет равномерный бег по периметру площадки.
По команде «Воздух!» выполняют бег на четвереньках.
По команде «Вода!» выполняют прыжки на одной ноге.
По команде «Земля!» выполняют упор лёжа.
По сигналу свистка ученики выполняют бег в колонне.
Основная часть – 30 мин 1.Рассказ о способах держания ракетки, показ учителем хвата бадминтонной ракетки при ударах открытой стороной ракетки и ударах закрытой стороной ракетки. Демонстрация хвата ракетки учащимися (индивидуально)
2.Хват ракетки
И.п. основная стойка, ракетка лежит около ног учащихся спереди на площадке. По сигналу учащиеся берут ракетку правильным хватом. Затем учащиеся кладут ракетку на площадку справой стороны возле себя. По сигналу – поднимают её. Затем учащиеся кладут ракетку с левой стороны на площадку. По сигналу – поднимают её, выполняя хват.
5 мин
7 мин Показ правильного хвата ракетки
Учащиеся стоят в кругу.
Учитель контролирует и исправляет ошибки после каждого упражнения
Ошибки:
Ракетка сильно сжата в руках. Указательный палец выставлен вперёд.
3.Рассказ о способах перемещения в бадминтоне. Демонстрация перемещения 5 мин 4.Перемещения
ходьба лицом вперёд, спиной вперёд
бег прямо с изменением направления
приставные шаги боком, прямо, спиной
выпад на правую, левую ногу вперёд 5 мин Метод выполнения упражнения поточный
5.Упражнения в парах:
учащиеся стоят лицом друг к другу на расстоянии 10 м, у одного учащегося – волан. Первый учащийся подаёт сигнал (хлопает в ладоши) и вытягивает правую (левую) руку в сторону. Второй учащийся по сигналу движется к первому учащемуся и кладёт волан с той стороны от него в какую указал рукой. Затем меняются 8 мин Перемещение заканчивать выпадом вперёд на правую (левую) ногу
Заключительная
часть – 3 мин 1.Построение подведение итогов
2 мин 2.Домашнее задание
1 мин Повторить хват бадминтонной ракетки.
Жонглирование открытой и закрытой стороной ракетки перед собой
Конспект урока № 12 (4)
Тема урока: Подача. Виды подачи
Задачи урока:
Обучение подаче открытой и закрытой сторонами ракетки
Развитие быстроты реакции на звуковой сигнал, ловкости.
Воспитание внимательности, дисциплинированности, самостоятельности.
Тип урока: обучающий
Часть урока Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная часть– 10 мин 1.Построение, сообщение задач урока 2 мин Проверяется готовность учащихся к уроку
2.Премещения
1) бег с высоким подниманием бедра;
2) бег с захлёстыванием голени;
3) бег приставными шагами левым, правым боком»
4) многоскоки с ноги на ногу;
5) перемещения скрестным шагом;
6) перемещения выпадами вперёд. 4 мин Обратить внимание на осанку, постановку стоп и работу рук.
Упражнения выполняют в 4 колоннах, расстояние выполнения упражнений 15-20 метров.
3.Общеразвивающие упражнения в парах 4 мин Выполнить комплекс упражнений в парах
Основная часть – 23 мин 1.Жонглирование ракеткой и воланом
1) жонглирование открытой стороной ракетки;
2) жонглирование закрытой стороной ракетки
3) жонглирование открытой и закрытой сторонами ракетки поочерёдно 7 мин Учащиеся стоят произвольно на площадке
Ошибки:
Ракетка сильно сжата в руках. Указательный палец выставлен вперёд.
2. Способы выполнения подачи 5 мин Показ учителем выполнения подачи открытой стороной ракетки и закрытой стороной ракетки
3.Имитация выполнения подачи
1) открытой стороной ракетки;
2) закрытой стороной ракетки 4 мин Метод выполнения упражнения фронтальный
4.Упражнения у стены:
1) учащиеся стоят у стены на расстоянии 3-4 м и выполняют подачу открытой стороной ракетки;
2) тоже, но закрытой стороной ракетки 7 мин Подача выполняется сериями по 15-20 раз
Заключительная
часть – 12 мин 1 Игра на внимание «День и ночь» 8 мин Учащихся предварительно разбить на две команды.
Учащиеся выстраиваются спиной друг к другу у средней линии. Одна команда «День», другая команда – «Ночь».
Ведущий называет название одной из команд «День». Команда «День», услышав своё название, убегает за лицевую линию, а команда «Ночь» догоняет. Учащиеся, которых удалось запятнать выходят из игры. Побеждает та команда, где окажется больше игроков.
2.Построение подведение итогов 2 мин Отметить учащихся, усвоивших подачу
3.Домашнее задание 2 мин Укреплять кисти, пальцы рук с помощью силовых упражнений (передвижение в упоре лёжа по часовой стрелке и против часовой стрелки, ноги неподвижны по 3-4 раза в каждую сторону; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа)
Конспект урока № 15 (5)
Тема урока: Общая физическая подготовка
Задачи урока:
Развитие физических качеств: быстроты, ловкости, силы.
Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сознательного отношения к выполняемым упражнениям
Тип урока: совершенствование умений и навыков
Часть урока Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная часть– 11 мин 1.Построение, сообщение задач урока 2 мин Проверяется готовность учащихся к уроку
2. Определение ЧСС 2 мин Объяснение, измерение ЧСС в покое
3..Бег:
1) по прямой;
2) «змейкой»:
3) приставными шагами левым, правым боком»
4) спиной вперёд. 3 мин Ноги при работе приставными шагами согнуты, расстояние между стопами 50 см
4.Общеразвивающие упражнения с короткой скакалкой 4 мин Выполнить комплекс упражнений в со скакалкой
Основная часть – 27мин 1.Развитие быстроты
1) бег с ускорением 15-20 м из различного положения старта (3-4 повторения);
2) челночный бег 4х10 м 8 мин Учащиеся предварительно разбиты на две группы по половому признаку. Учащиеся фронтально выполняют упражнения (приседание; отжимание; упор присев, упор лёжа; стоя спиной к линии старта; наклоны вправо, влево), по сигналу выполняют ускорение.
Ошибки:
Медленная реакция на сигнал старта.
2. Развитие силы методом круговой тренировки
1) из виса на гимнастической стенке поднимать ноги в угол с последующим возвращением в исходное положение;
2) из упора лёжа на полу отжиматься от пола, сгибая и разгибая руки;
3) из положения лёжа в висе на низкой перекладине сгибать и разгибать руки подтягивая и опуская туловище в исходное положение;
4) из основной стойки приседать, поднимая руки с гантелями 0,5 кг вперёд и вставать на носки, отводя руки назад;
5) прыжки через скакалку с вращением её вперёд 10 мин Метод выполнения групповой, круговой. Учащихся разбить на группы по 4-5 человек и раздать карточки круговой тренировки.
Дозирование нагрузки происходит по половому и возрастному признаку.
Между упражнениями обязательно выполнить упражнения на гибкость.
3.Определение ЧСС после нагрузки. Признаки утомления. переутомления . 2 мин Подсчитать ЧСС за 10 секунд.
4.Подвижная игра «Перестрелка»
7 мин В игре не разрешается заходить за очерченные линии, бегать с мячом, отбивать летящий мяч.
Заключительная
часть – 7 мин 1 Медленный бег 1 мин 1 мин Темп бега ниже среднего. Учащиеся бегут в колонне по одному по периметру спортивного зала
2.Успокаивающая дыхательная гимнастика 2 мин Выполняется спокойно расслаблено
3..Построение подведение итогов 2 мин Отметить всех учащихся
4. Домашнее задание 2 мин Подсчитать ЧСС своих родителей в покое и после выполнения физических упражнений (приседания)

Конспект урока № 18 (6)
Тема урока: Подача открытой и закрытой стороной ракетки
Задачи урока:
Обучение подаче открытой стороной ракетки и обучение подаче закрытой стороной ракетки
Развитие ловкости, глазомера, быстроты реакции.
Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сознательного отношения к выполняемым упражнениям, понимание значимости занятий бадминтоном для сохранения и укрепления здоровья
Тип урока: тренировочный
Часть урока Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная часть– 9 мин 1.Построение, сообщение задач урока 2 мин Проверяется готовность учащихся к уроку
2. Перемещения -
бег;
1) по прямой;
2) «змейкой»:
3) с остановками по сигналу
4) челночный 3 мин Обращать внимание на правильное выполнение беговых шагов, остановки, работу рук.
4.Общеразвивающие упражнения с теннисным мячом
4 мин Выполнить комплекс упражнений с теннисным мячом
Основная часть – 31 мин 1.Жонглирование
1) открытой стороной ракетки;
2) закрытой стороной ракетки;
3) жонглирование с перемещением 7 мин При жонглировании обращать внимание на захват ракетки, на полёт волана.
Учащихся распределить на пары.
Учащиеся выполняют жонглирование с перемещением вперед. Вместо касания воланом противоположной стены игроки за лицевой линией посылают волан за голову, разворачиваются и без остановки начинают движение в обратном направлении. Следующий в колонне игрок должен поймать волан рукой и затем начинать упражнение..
2 Упражнения с воланом
1) передача волана одной рукой;
2) передача волана, набрасывая его справа, слева от принимающего игрока;
3) передача волана через сетку.
10 мин Учащихся разбить на пары.
Учащиеся передают волан друг другу. Расстояние между учащимися 3 м.
Ловящий волан учащийся должен перемещаться приставным шагом или выполнять выпад.
3.Подача
1) открытой стороной ракетки;
2) закрытой стороной ракетки 9 мин Учащиеся выполняют упражнение в парах, каждый раз выполняя новую подачу. Подачи выполняются сериями по 15-20 раз
4 Подвижные эстафеты 5 мин В эстафеты входят упражнения по жонглированию закрытой, открытой сторонами ракетки, перемещению, по выполнению подачи
Заключительная
часть – 5 мин Ходьба
1)на носках;
2)на пятках;
3)на внешней стороне стопы;
4)на внутренней стороне стопы 2 мин Следить за осанкой во время ходьбы
2..Построение подведение итогов 2 мин Отметить всех учащихся
3. Домашнее задание 1 мин Повторить технику подач. Развивать и укреплять суставы пальцев и кисти рук с помощью силовых упражнений
Конспект урока № 21 (7)
Тема урока: Далёкая и короткая подачи
Задачи урока:
Обучение подаче далёкой подаче закрытой стороной ракетки и короткой подаче открытой стороной ракетки
Развитие ловкости, глазомера, быстроты реакции.
Воспитание активности, трудолюбия, добросовестного отношения к спорту
Тип урока: тренировочный
Часть урока Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная часть– 8 мин 1.Построение, сообщение задач урока 2 мин Проверяется готовность учащихся к уроку
2.Общеразвивающие упражнения у гимнастической стенки 3 мин Обращать внимание на правильное выполнение беговых шагов, остановки, работу рук.
3.Перемещения:
1) бег с высоким подниманием бедра;
2) бег с захлёстыванием голени;
3) бег приставными шагами;
4) многоскоки с ноги на ногу;
5) перемещения скрестным шагом;
6) ускорения. 3 мин Обратить внимание на осанку, постановку стоп и работу рук.
Основная часть – 27 мин 1.Подача на точность.
1) «Попади в обруч»
2) «Вышибалы подачей»
6 мин
7 мин Учащиеся в тройках, выполняя подачу, стараются волан послать в обруч, который находится в центре на расстоянии 3-4 м
Класс делится на тройки. Два игрока с ракетками располагаются в 9 м друг от друга, третий встает между ними. Он – водящий и должен по возможности оставаться на месте. Двое игроков стараются выбить водящего, выполняя подачу в направлении друг друга. Водящий уворачивается, а при попадании в него воланом получает штрафное очко, и игра продолжается. Через определенное время водящий меняется с одним из игроков по очереди. Побеждает игрок, получивший наименьшее количество штрафных очков.
2.Короткая и далёкая подачи
7 мин Ученик выполняет серию из 10 подач, стоя в правом поле, и серию из 10 подач, стоя в левом поле по указанию учителя
4 Сочетание подачи и приёма
7 мин Класс распределить на тройки. Двое учащихся выполняют поочерёдно подачу стоящему напротив игроку, третий игрок выполняет приём подачи.
Заключительная
часть – 10 мин 1. Подвижная игра «Вратарь» 7 мин Игра проводится у стены, на которой мелом могут быть нарисованы ворота. Играют в паре. Игрок с ракеткой встает в ворота, а другой выполняет подачу с расстояния 3–4 м. Вратарь старается не пропустить в ворота волан, отбивая его ракеткой.
Выполнив 5–6 подач, игроки меняются местами. Существует 2 варианта подсчета очков:
1) попадание в ворота дает одно очко подающему;
2) попадание в ворота – два очка, а если вратарь не пропустил волан, но не отбил его, подающему игроку – одно очко.
2..Построение подведение итогов 2 мин Отметить успехи учащихся
3. Домашнее задание 1 мин Развивать ловкость с помощью подвижных игр во внеурочное время. Повторить выполнение подачи.