Рабочая программа по физкультуре (4 класс УМК Перспектива)


Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 г.), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной программы начального общего образования (2012г.), ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», авторской программы А.П. Матвеева УМК «Перспектива», Для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура » на этапе начального общего образования в 4 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа в год (3 часа в неделю).
Обоснование выбора программы обучения
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию содержательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ первоначальных представлений о значении физической культуры и ее влиянии на развитие человека.
Предметом обучения физической культуры в 4 классе является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.

Место и роль учебного предмета в системе образования
Программа является составной частью изучения курса «Физическая культура». Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учётом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся класса.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Цели и задачи:
Целью физической культуры является формирование основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма,
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта,
формирование общих представлений о развитии физической культуры у народов Древней Руси; разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных; об измерении частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений; о правилах и особенностях игры в футбол, баскетбол и волейбол,
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга,
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа предусматривает ключевые компетенции и способы их формирования:
Личностными результатами по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Формы организации образовательного процесса: классно-урочная. Технология обучения: обучение в сотрудничестве, личностно- ориентированная технология, здоровьесберегающие технологии.
Основные методы работы на уроке:
- словесный;
- демонстрации;
- разучивания упражнений;
- совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств;
- игровой и соревновательный.
Требования к уровню подготовки учащихся в 4 классе:
-по разделу «Знания о физической культуре» — выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки, плавания), вести дневник самоконтроля, рассказывать историю появления мяча и футбола, объяснять, что такое зарядка и физкультминутка, что такое гимнастика и ее значение в жизни человека, правила обгона на лыжне;
-по разделу «Гимнастика с элементами акробатики» — выполнять строевые упражнения, наклон вперед из положения сидя и стоя, различные варианты висов, вис завесом одной и двумя ногами, кувырок вперед с места, с разбега и через препятствие, кувырок назад, стойку на голове, на руках, на лопатках, мост, упражнения на гимнастическом бревне, упражнения на кольцах (вис согнувшись, вис прогнувшись, переворот назад и вперед, выкрут, махи), опорный прыжок, проходить станции круговой тренировки, лазать по гимнастической стенке, по канату в два и три приема, прыгать в скакалку самостоятельно и в тройках, крутить обруч, напрыгивать на гимнастический мостик, выполнять разминки на месте, бегом, в движении, с мешочками, гимнастическими палками, массажными мячами, набивными мячами, малыми и средними мячами, скакалками, обручами, резиновыми кольцами, направленные на развитие гибкости и координации движений, на матах, запоминать небольшие временные промежутки, подтягиваться, отжиматься;
-по разделу «Легкая атлетика» — пробегать 30 и 60 м на время, выполнять челночный бег, метать мешочек на дальность и мяч на точность, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать в высоту с прямого разбега, перешагиванием, спиной вперед, проходить полосу препятствий, бросать набивной мяч способами «из-за головы», «от груди», «снизу», правой и левой рукой, пробегать дистанцию 1000 м, передавать эстафетную палочку;
-по разделу «Лыжная подготовка» — передвигаться на лыжах скользящим и ступающим шагом с лыжными палками и без них, попеременным и одновременным двухшажным ходом, попеременным и одновременным одношажным ходом, «змейкой», выполнять повороты на лыжах переступанием и прыжком, подъем на склон «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», спуск со склона в основной стойке и в низкой стойке, тормозить «плугом», проходить дистанцию 2 км, играть в подвижные игры на лыжах «Накаты» и «Подними предмет»;
-по разделу «Подвижные и спортивные игры» — выполнять пас ногами и руками, низом, верхом, через волейбольную сетку, ведение мяча ногами и руками, прием мяча снизу и сверху, бить и бросать по воротам, бросать и ловить мяч самостоятельно и в парах, бросать мяч в баскетбольное кольцо различными способами, играть в подвижные игры «Ловишка», «Ловишка на хопах», «Колдунчики», «Салки с домиками», «Салки — дай руку», «Флаг на башне», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Собачки», «Собачки ногами», «Командные собачки», «Вышибалы», «Вышибалы с кеглями», «Вышибалы с ранением», «Вышибалы через сетку», «Перестрелка», «Волк во рву», «Антивышибалы», «Защита стойки», «Капитаны», «Осада города», «Штурм», «Удочка», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Горячая линия», «Будь острожен», «Игра в мяч с фигурами», «Салки и мяч», «Ловишка с мешочком на голове», «Катание колеса», «Марш с закрытыми глазами», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Командные хвостики», «Ножной мяч», играть в спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол).
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся 4 в класса и специфики классного коллектива.
У многих учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности двигательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме.
Учебный предмет «Физическая культура» тесно взаимосвязан с предметами школьного курса. Практически вся тематика базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов.
Окружающий мир - оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги; оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги;
режим дня школьника, рацион питания, оказание ПМП, работа мышц, кровообращение, утомление, экологическая безопасность;
Математика - расстояние, скорость.
Содержание тем учебного курса
История развития физической культуры в России в XVII—XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Легкая атлетика
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».
Общеразвивающие упражнения
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, взмахами ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; выкруты с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание туловища (в стойках и седах), прогибание туловища; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации движений: произвольное преодоление простых препятствий; передвижения с изменяющимися направлениями движения, с остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, седах); жонглирование мелкими предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку из матов; комплексы упражнений на координацию движений с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие (например, ласточка на широкой ограниченной опоре с фиксацией равновесия различных положений); жонглирование мелкими предметами в процессе передвижения; упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу; жонглирование мелкими предметами в движении (правым и левым боком, вперед и назад).
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием тяжести своего тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке: в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево); прыжки вверх-вперед толчком одной и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах; комплексы упражнений с дополнительным отягощением и индивидуальные комплексы избирательной направленности на отдельные мышечные группы.На материале раздела «Легкая атлетика»
Развитие координации движений: бег с изменяющимся направлением во время передвижения; бег по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной и двух ногах, поочередно на правой и левой.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с низкого и высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег «с горки» в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски теннисного мяча в стенку и ловля его в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами; рывки с места и в движении по команде (по сигналу).Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений, метание набивных мячей (1—2 кг) одной и двумя руками из разных исходных положений различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок «в горку»; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание на горку из матов и последующее спрыгивание с нее.
На материале раздела «Лыжные гонки»
Развитие координации движений: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы на лыжах с изменяющимися стойками; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах различными способами в режиме умеренной интенсивности, с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
На материале раздела «Плавание»
Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена.. Влияние физических упражнений на организм человека. Спортивный инвентарь.
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди: стоя на месте и в сочетании с ходьбой, стартового прыжка.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
- бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.Формой промежуточной аттестации является тестирование.
Контрольные упражнения Уровень
высокий средний низкий высокий средний низкий
Мальчики Девочки
Подтягивание в висе, кол-во раз 6 4 3      
Подтягивание в висе лежа согнувшись, кол-во раз       18 15 10
Бег 60 м 10,0 10,8 11,0 10,3 11,0 11,5
Бег 1000 м, мин. с4.30 5.00 5.30 5.00 5.40 6.30
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с7.00 7.30 8.00 7.30 8.00 8.30
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Матвеев, А. П. Физическая культура. 4 класс : учеб. для общеобразоват.учреждений / А. П. Матвеев. – 4-е изд. – М. : Просвещение.
2.  Матвеев, А. П.  Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы / А.  П. Матвеев.  
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\пТема урока Кол-во часов Элементы содержания: основные вопросы и понятия Характеристика учебной деятельности Виды контроля,
измерители Планируемые результаты
Дата проведения
личностные предметные метапредметныеплан факт
1 Знания о физической культуре.
Из истории физической культуры. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. 1 Развитие физической культуры в России. Роль знаменитых людей России в развитии физической культуры и спорта. Необходимость регулярного проведения занятий физической подготовкой Приводить примеры из истории спортивных состязаний народов России.
Раскрывать роль и значение занятий физической культурой в подготовке офицеров и солдат русской армии, в крупных победах русской армии.
Характеризовать роль знаменитых людей России в развитии физической культуры и спорта (например, царь Пётр I, полководцы Ф. Ф. Ушаков, А. В. Суворов и др.). Текущий
ФО Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 2
3 Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. 2 Цель и задачи наблюдения за показателями индивидуального физического развития и физической подготовленности. Техника выполнения тестовых заданий для определения уровня развития основных физических качеств. Оформление результатов измерения показателей физического развития и физической подготовленности в течение учебного года. Характеризовать наблюдение как регулярное измерение показателей физического развития и физической подготовленности.
Выявлять возможные отставания в показателях индивидуального физического развития и развития физических качеств. Выполнять тестовые процедуры для оценивания показателей физического развития и развития физических качеств.
Вести запись наблюдений индивидуальных показателей по четвертям учебного года.
Выявлять отстающие от возрастных норм показатели физического развития и физической подготовленности и определять направленность самостоятельных занятий физической подготовкой. Текущий
Тест Владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием за счет отслеживания изменений показателей развития основных физических качеств – быстроты, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью беговой разминки и подвижных игр.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 4
5
6
7 Легкая атлетика
Беговые упражнения: высокий старт с последующим ускорением, челночный бег, бег с изменяющимся направлением, бег по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений, бег на дистанцию 1000м.
Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена. 4 Совершенствование техники высокого старта (повторение материала III класса). Подводящие упражнения для самостоятельного обучения технике низкого старта.
Техника выполнения низкого старта. Техника стартового ускорения. Техника финиширования. Демонстрировать технику выполнения низкого старта по команде стартера.
Выполнять стартовое ускорение из положения низкого старта в условиях учебной и игровой деятельности.
Выполнять финиширование в беге на спринтерские дистанции (30 и 60 м).
Совершенствовать высокий старт в беговых упражнениях на короткие дистанции в условиях игровой и соревновательной деятельности.
Описывать технику низкого старта.
Выполнять подводящие упражнения для самостоятельного освоения низкого старта. Текущий
ФО
Тест Иметь углубленные представления о беговых упражнениях, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки в движении и подвижной игры.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 8
9 Броски большого мяча на дальность разными способами 2 Правила техники безопасности при выполнении упражнений в бросках большого мяча. Бросок большого мяча (1-2 кг) снизу на дальность одной- двумя руками из положения стоя. Бросок большого мяча (1-2 кг) на дальность двумя руками из-за головы из положения сидя, передача набивного мяча(1кг.) в максимальном темпе по кругу, из разных исходных положений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений в бросках большого мяча.
Демонстрировать технику броска большого мяча на дальность одной-двумя руками снизу из положения стоя.
Демонстрировать технику броска большого мяча на дальность двумя руками из-за головы из положения сидя. Текущий
ФО Иметь углубленные представления о бросках и ловле мяча в парах, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки с мячами и подвижной игры.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 10
11 Метание малого мяча на дальность, броски в стену и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений. 2 Правила техники безопасности при выполнении упражнений в метании малого мяча. Метание малого мяча на дальность из-за головы, стоя на месте, броски в стену и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений в метании малого мяча.
Характеризовать и демонстрировать технику броска малого мяча из-за головы.
Выполнять метание малого мяча на максимально возможный результат Текущий
ФО Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; Иметь первоначальные представления о технике метания мяча из положения стоя боком, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью беговой разминки с мешочками и подвижных игр.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 12
13 Прыжковые упражнения: прыжки в высоту 2 Подводящие упражнения для самостоятельного разучивания прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание». Техника выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание». Описывать технику выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
Выполнять подводящие упражнения для самостоятельного освоения этого прыжка.
Демонстрировать технику прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» в условиях учебной деятельности (планка устанавливается на высоте 60—70 см). Текущий
тест Иметь углубленные представления о технике выполнения прыжка в высоту,
организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки на месте и спортивной игры «Футбол».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 14
15 Общеразвивающие физические упражнения
На материале лёгкой атлетики: развитие скоростно- силовых способностей, быстроты, выносливости
Влияние физических упражнений на организм человека во время плавания. Спортивный инвентарь.
2 Дозирование и контроль физических нагрузок при выполнении легкоатлетических упражнений во время самостоятельных занятий физической подготовкой. Развитие физических качеств с помощью легкоатлетических упражнений. Контрольное упражнение для проверки развития быстроты: бег на дистанцию 30 м. Контрольное упражнение для проверки развития выносливости: бег на дистанцию 1000 м. Контрольное упражнение для проверки развития скоростно-силовых способностей', прыжок в длину с места. Демонстрировать развитие быстроты в контрольном упражнении.
Демонстрировать развитие выносливости в контрольном упражнении.
Демонстрировать развитие скоростно-силовых способностей в контрольном упражнении.
Использовать легкоатлетические упражнения в самостоятельных занятиях физической подготовкой для развития быстроты, выносливости и скоростно-силовых способностей.
Текущий
ФО
Тест Иметь углубленные представления о беговых упражнениях, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки в движении и подвижной игры.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 16
17 Подвижные игры
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения для развития выносливости и координации движений
2 Подвижные игры, включающие легкоатлетические упражнения:
« Стрелки», «Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Пустое место», «Капитаны», «Защита укрепления» , « Мяч среднему»,
« Круговая охота».
.Владеть правилами организации и проведения подвижных игр, готовить места занятий с учетом правил техники безопасности.
Регулировать эмоции и управлять ими в процессе игровой деятельности.
Взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности.
Воспитывать смелость, волю, решительность, активность и инициативность; проявлять эти качества при решении вариативных задач, возникающих в процессе подвижных игр. Текущий
ФО Иметь углубленные представления о беговых упражнениях, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки в движении и подвижной игры.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 18
19
20
21
22 Спортивные игры
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола
5 Совершенствование техники удара по неподвижному мячу стоя на месте и с небольшого разбега (повторение материала II и III классов). Совершенствование техники удара по катящемуся мячу стоя на месте и с небольшого разбега (повторение материала III класса).
Совершенствование техники ведения футбольного мяча в разных направлениях и с разной скоростью передвижения (повторение материала III класса). Совершенствование техники передачи футбольного мяча стоя на месте и в движении (повторение материала II и III классов). Выполнять технические приёмы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности.
Организовывать игру в футбол, играть по упрощённым правилам в условиях активного отдыха и досуга.
Текущий
ФО
Тест Иметь углубленные представления о футбольных упражнениях, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки с мячом и спортивной игры «Футбол».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 23
24
25
26
27 Спортивные игры
Баскетбол: ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца 5 Совершенствование техники ведения баскетбольного мяча в разных направлениях и с разной скоростью передвижения (повторение материала III класса). Совершенствование техники передачи баскетбольного мяча стоя на месте и при передвижении (повторение материала II и III классов). Совершенствование техники броска баскетбольного мяча в корзину стоя на месте и после ведения (повторение материала III класса). Организовывать игру в баскетбол, играть по упрощённым правилам в условиях активного отдыха и досуга.
Выполнять технические приёмы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности.
Текущий
ФО
Тест Иметь углубленные представления о технике ведения мяча различными способами, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки с мячами и подвижной игры.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 28
29
30
31 Спортивные игры
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола
4 Совершенствование техники приёма и передачи мяча через сетку (повторение материала III класса). Совершенствование техники приёма и передачи мяча партнёру стоя на месте и в движении; подача мяча разными способами (повторение материала II и III классов). Выполнять технические приёмы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности.
Организовывать игру в волейбол, играть по упрощённым правилам в условиях активного отдыха и досуга.
Текущий
ФО
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; Иметь углубленные представления о бросках и ловле мяча в парах, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки с мячами и подвижной игры.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 32
33 Подвижные игры разных народов 2 Совершенствование техники игровых действий в национальных подвижных играх (повторение материала II и III классов). Совершенствование техники соревновательных действий из национальных видов спорта (повторение материала III класса). Раскрывать в содержании национальных подвижных игр культурные особенности своего народа, его традиции и обряды.
Организовывать и принимать участие в национальных играх в условиях активного отдыха и досуга.
Активно участвовать в национальных праздниках и спортивных соревнованиях по национальным видам спорта. Текущий
Иметь углубленные представления о беговых упражнениях, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки в движении и подвижной игры.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 34 Знания о физической культуре
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений 1 Физическая нагрузка как мышечная работа, повышающая уровень активности систем организма. Способы регулирования физической нагрузки. Роль отдыха во время выполнения физических упражнений и его значение в регулировании физических нагрузок.
Объяснять зависимость между регулярными занятиями физической подготовкой и улучшением показателей развития физических качеств, лёгких и сердца.
Приводить примеры, раскрывающие связь между изменением показателей мышечной работы и частотой дыхания и пульса.
Характеризовать основные способы изменения нагрузки, приводить примеры изменения величины нагрузки за счёт изменения скорости и продолжительности выполнения упражнения, за счёт дополнительных отягощений (например, выполнение упражнений с гантелями).
Характеризовать зависимость между величиной нагрузки и наступлением утомления.
Характеризовать зависимость между временем отдыха и началом выполнения последующей нагрузки. Владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием за счет отслеживания изменений показателей развития основных физических качеств – быстроты, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью беговой разминки с мешочками и подвижных игр.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 35
36 Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост
2 Совершенствование техник, например упражнений, объединённых во фрагменты акробатических комбинаций: из положения лёжа на спине стойка на лопатках с согнутыми ногами и согнувшись с последующим выпрямлением тела; из стойки на лопатках переворот назад в упор стоя на правом (левом) колене, левая (правая) назад. Демонстрировать технику упражнений, объединённых во фрагменты акробатических комбинаций в условиях игровой и соревновательной деятельности.
Иметь углубленные представления о группировке, перекатах, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки на матах и подвижной игры.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 37
38
39
40 Акробатические комбинации:
1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев;
2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд 4 Понятие акробатической комбинации как последовательного выполнения акробатических упражнений разной сложности. Правила самостоятельного освоения акробатических комбинаций. Подводящие упражнения и отдельные элементы (связки) для освоения акробатических комбинаций. Акробатическая комбинация 1.
Акробатическая комбинация 2. Раскрывать понятие «акробатическая комбинация».
Характеризовать основные правила самостоятельного освоения акробатических упражнений и комбинаций.
Выполнять подводящие упражнения для освоения техники акробатических комбинаций
Описывать технику и последовательность упражнений акробатических комбинаций.
Демонстрировать их выполнение в условиях учебной деятельности. Иметь углубленные представления о группировке, выполнении моста с помощью и самостоятельно , организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки на матах и подвижной игры.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 41
42 Опорный прыжок 2 Подводящие упражнения для освоения опорного прыжка. Выполнение опорного прыжка напрыгиванием с последующим спрыгиванием. Выполнять подводящие упражнения для освоения техники опорного прыжка напрыгиванием с последующим спрыгиванием.
Демонстрировать технику выполнения опорного прыжка напрыгиванием с последующим спрыгиванием в условиях учебной деятельности. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 43
44 Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перевороты, перемахи2 Перемах толчком двумя ногами из виса стоя присев в вис сзади согнувшись и обратно. Переворот толчком двумя из виса стоя присев в вис сзади согнувшись и обратно.
Подводящие упражнения и отдельные элементы и связки комбинации на гимнастической перекладине. Техника выполнения комбинации на гимнастической перекладине. Описывать технику перемаха толчком двумя из разных исходных положений и демонстрировать её выполнение в условиях учебной деятельности.
Описывать технику переворота толчком двумя из разных исходных положений и демонстрировать её выполнение в условиях учебной деятельности.
Иметь первоначальные представления о том, какие варианты висов существуют, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки на гимнастических матах с мячом и подвижной игры.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 45
46 Гимнастическая комбинация: из виса стоя присев толчком двумя ногами переворот назад, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд
2 Перемах толчком двумя ногами из виса стоя присев в вис сзади согнувшись и обратно. Переворот толчком двумя из виса стоя присев в вис сзади согнувшись и обратно.
Подводящие упражнения и отдельные элементы и связки комбинации на гимнастической перекладине. Техника выполнения комбинации на гимнастической перекладине. Выполнять подводящие упражнения для освоения техники гимнастической комбинации на перекладине.
Описывать технику гимнастической комбинации на низкой перекладине и демонстрировать её выполнение. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 47
48 Преодоление полосы препятствий: разнообразные передвижения с элементами лазанья, перелезания, переползания, передвижения по наклонной гимнастической скамейке 2 Техника выполнения ранее разученных прикладных упражнений (повторение материала II класса): передвижение по гимнастической стенке, спиной к опоре; перелезание через гимнастическую скамейку и горку матов; ползание по-пластунски, ногами вперёд; проползание под гимнастическим козлом (конём); запрыгивание на горку матов и спрыгивание с неё. Передвижение по наклонной скамейке вверх и вниз ходьбой и бегом, приставными шагами правым и левым боком. Преодоление полосы препятствий из хорошо освоенных прикладных упражнений. Совершенствовать технику выполнения прикладных упражнений.
Характеризовать и демонстрировать
технику передвижений по гимнастической скамейке разными способами.
Преодолевать полосу препятствий, составленную из хорошо разученных упражнений в условиях учебной и соревновательной деятельности.
Иметь углубленные представления о беговых упражнениях, о технике передвижения по гимнастической скамейке;
организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки в движении и подвижной игры.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 49
50 Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств
Движения рук и ног при плавании кролем на груди 2 Цель и задачи наблюдения за показателями индивидуального физического развития и физической подготовленности. Техника выполнения тестовых заданий для определения уровня развития основных физических качеств. Оформление результатов измерения показателей физического развития и физической подготовленности в течение учебного года. Характеризовать наблюдение как регулярное измерение показателей физического развития и физической подготовленности.
Выявлять возможные отставания в показателях индивидуального физического развития и развития физических качеств. Выполнять тестовые процедуры для оценивания показателей физического развития и развития физических качеств.
Вести запись наблюдений индивидуальных показателей по четвертям учебного года.
Выявлять отстающие от возрастных норм показатели физического развития и физической подготовленности и определять направленность самостоятельных занятий физической подготовкой. Владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием за счет отслеживания изменений показателей развития основных физических качеств – быстроты, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью беговой разминки с мешочками и подвижных игр.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 51 Знания о физической культуре.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, организация мест занятий проведения занятий физической подготовкой.
1 Основные причины возможного возникновения травм во время занятий физическими упражнениями. Правила предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой и акробатикой, лёгкой атлетикой, лыжной подготовкой.
Оказание первой помощи при лёгких травмах.
Характеризовать основные причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями.
Излагать правила предупреждения травматизма и руководствоваться ими на уроках физической культуры, а также при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Характеризовать основные травмы и причины их появления.
Демонстрировать отдельные способы и приёмы оказания доврачебной помощи при лёгких травмах.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; Владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием за счет отслеживания изменений показателей развития основных физических качеств – быстроты, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью беговой разминки с мешочками и подвижных игр.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 52
53 Лыжная подготовка. Игры и занятия в зимнее время года.
2 Польза занятий физической культурой в зимнее время года. Требования к одежде для зимних прогулок. Катание на санках.
Способы катания на санках с пологих гор. Связь способов катания с гор с развитием равновесия. Техника спуска с пологих гор с помощью игровых упражнений: «Подними предмет», «Спуск с поворотом», «Слалом на санках», «Проехать через ворота» и т. п. Характеризовать прогулки в зимнее время как активный отдых, содействующий укреплению здоровья и закаливанию организма.
Правильно выбирать одежду и обувь с учётом погодных условий.
Характеризовать способы катания на санках с гор (например, сидя и лёжа на санках).
Демонстрировать развитие равновесия при спусках с гор на санках в условиях игровой деятельности.
Иметь углубленные представления о лыжах, их эксплуатации, о том, какую спортивную форму следует носить, о влиянии лыжной подготовки на здоровье человека, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью катания на лыжах.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 54 Правила выбора индивидуального лыжного инвентаря 1 Правила выбора индивидуального лыжного инвентаря (лыжи, палки, крепления). Правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой в зависимости от погодных условий. Излагать правила индивидуального подбора лыж, лыжных палок и креплений.
Соблюдать эти правила при приобретении лыжного инвентаря.
Излагать правила индивидуального подбора одежды и обуви для занятий лыжной подготовкой. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 55
56 Общеразвивающие физические упражнения
На материале лыжных гонок: развитие координации движений, выносливости 2 Ходьба на лыжах для развития основных групп мышц и физических качеств, правильное и самостоятельное их выполнение учащимися.
Физические упражнения из базовых видов спорта для развития физических качеств Выполнять упражнения лыжной подготовки для развития основных физических качеств и использовать их в самостоятельных домашних занятиях.
Демонстрировать повышение результатов в показателях развития основных физических качеств Иметь углубленные представления о передвижении на лыжах попеременным и одновременно двухшажным ходом, а также о поворотах на лыжах прыжком.
Иметь представления о технике выполнения лыжных ходов, техниках подъема «лесенкой», «елочкой», «полуелочкой», спуска со склона в основной стойке, торможение «плугом».
57
58
59 Лыжные гонки. 3 Совершенствование техники ранее освоенных лыжных ходов, подъёмов, торможений (повторение материала II-Ш класса): попеременный двухшажный ход, подъём «лесенкой», торможение «плугом».Демонстрировать технику спуска на лыжах с пологого склона в основной стойке лыжника.
Выполнять торможение способом падения на бок при спуске с пологого склона .Выполнять торможение « плугом» при спуске с пологого склона.
Демонстрировать технику передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом с равномерной скоростью на учебной дистанции (500 м).
Демонстрировать технику подъёма и спуска в условиях игровой и соревновательной деятельности. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 60
61
62 Лыжные гонки. Передвижения, повороты
3 Подводящие упражнения для освоения техники одновременного двухшажного хода. Одновременный двухшажный ход. Выполнять подводящие упражнения для освоения техники одновременного двухшажного хода в условиях учебной и игровой деятельности.
Демонстрировать технику выполнения одновременного двухшажного хода на учебной дистанции.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 63
64 Лыжные гонки. Передвижения, повороты
переступанием 2 Чередование освоенных лыжных ходов в процессе прохождения учебной дистанции. Поворот переступанием. Демонстрировать технику выполнения одновременного двухшажного хода на учебной дистанции
Описывать технику перехода с попеременного двухшажного хода на одновременный двухшажный ход и обратно
Излагать и демонстрировать технику поворота переступанием на лыжах в правую и левую сторону, стоя на месте.
Демонстрировать технику поворота переступанием, скатываясь с небольшого пологого склона.
Демонстрировать чередование попеременного двухшажного и одновременного двухшажного ходов в процессе прохождения учебной дистанции. 65
66 Как развивать выносливость во время лыжных прогулок 2 Определение тренировочной скорости передвижения на лыжах по результатам измерения пульса. Повышение физической нагрузки за счёт увеличения количества повторений и протяжённости тренировочной дистанции Определять скорость передвижения на лыжах на основе результатов подсчёта оптимальной частоты пульса.
Рассуждать об изменении физической нагрузки в процессе самостоятельных занятий лыжной подготовкой.
Иметь углубленные представления о технике передвижения и спуска на лыжах «змейкой», организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью катания на лыжах и подвижной игры «Смелее с горки».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 67
68 Общеразвивающие физические упражнения на материале лыжных гонок: развитие выносливости 2 Дозирование и контроль физических нагрузок при прохождении тренировочных дистанций во время самостоятельных занятий физической подготовкой. Развитие физических качеств с помощью упражнений лыжной подготовки. Контрольное упражнение для проверки выносливости: передвижение лыжными ходами на дистанцию 1000 мИспользовать упражнения лыжной подготовки в самостоятельных занятиях физической подготовкой.
Развивать с их помощью выносливость.
Демонстрировать развитие выносливости в контрольном упражнении формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 69
70
71 Лыжные гонки. Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход 3 Совершенствование техники чередования изученных ходов во время передвижения по учебной дистанции (повторение материала III класса). Подводящие упражнения для самостоятельного освоения одновременного одношажного хода. Техника передвижения одновременным одношажным ходом. Чередование лыжных ходов при прохождении учебных дистанций Описывать технику передвижения одновременным одношажным ходом.
Выполнять подводящие упражнения для её самостоятельного освоения.
Демонстрировать технику передвижения одновременным одношажным ходом на учебной дистанции.
Демонстрировать технику перехода с попеременного двухшажного хода на одновременный двухшажный ход, на одновременный одношажный ход в процессе прохождения учебной дистанции. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 72
73
74 Подвижные игры.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах; упражнения для развития выносливости и координации движений 3 Подвижные игры, включающие упражнения и способы передвижения из лыжной подготовки: «Попади в ворота», «Кто быстрее взойдет на гору», « Кто дальше скатится с горки» Регулировать эмоции и управлять ими в процессе игровой деятельности.
Взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 75 Знания о физической культуре.
Выполнение простейших закаливающих процедур 1 Закаливание организма с помощью воздушных, солнечных ванн и купания в естественных водоёмах. Общие правила проведения закаливающих процедур в естественных условиях. Проводить закаливающие процедуры с использованием воздушных и солнечных ванн, купания в естественных водоёмах.
Выполнять правила закаливающих процедур и соблюдать меры безопасности во время их проведения. Владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием за счет отслеживания изменений показателей развития основных физических качеств – быстроты, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью беговой разминки с мешочками и подвижных игр.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 76 Подвижные игры.
Подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию движений 1 Подвижные игры, включающие упражнения и элементы гимнастики: «Конники- спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось?», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч». Демонстрировать технику физических упражнений из базовых видов спорта в вариативных условиях игровой деятельности.
Моделировать игровые ситуации. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; Иметь углубленные представления о правилах прохождения строевой подготовки, круговой тренировки, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки со скакалками и подвижной игры.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
77 Подвижные игры
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения для развития выносливости и координации движений
1 Подвижные игры, включающие легкоатлетические упражнения: «Вызов номеров», «Шишки-жёлуди-орехи», «Невод», «Пустое место», «Космонавты» «Мышеловка,». Демонстрировать технику физических упражнений из базовых видов спорта в вариативных условиях игровой деятельности.
Моделировать игровые ситуации.
Регулировать эмоции и управлять ими в процессе игровой деятельности 78
79
80
81 Спортивные игры
Баскетбол: ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола
Движения рук и ног при плавании кролем кролем на спине 4 Совершенствование техники ведения баскетбольного мяча в разных направлениях и с разной скоростью передвижения (повторение материала III класса). Совершенствование техники передачи баскетбольного мяча стоя на месте и при передвижении (повторение материала II и III классов). Совершенствование техники броска баскетбольного мяча в корзину стоя на месте и после ведения Организовывать игру в баскетбол, играть по упрощённым правилам в условиях активного отдыха и досуга.
Выполнять технические приёмы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности.
Иметь углубленные представления о технике ведения мяча различными способами, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки с мячами и подвижной игры.
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 82
83
84
85 Спортивные игры
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола 4 Совершенствование техники приёма и передачи мяча через сетку (повторение материала III класса). Совершенствование техники приёма и передачи мяча партнёру стоя на месте и в движении; подача мяча разными способами (повторение материала II и III классов). Выполнять технические приёмы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности.
Организовывать игру в волейбол, играть по упрощённым правилам в условиях активного отдыха и досуга.
86
87
88
89 Спортивные игры
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола
4 Совершенствование техники удара по неподвижному мячу стоя на месте и с небольшого разбега (повторение материала II и III классов). Совершенствование техники удара по катящемуся мячу стоя на месте и с небольшого разбега (повторение материала III класса).
Совершенствование техники ведения футбольного мяча в разных направлениях и с разной скоростью передвижения (повторение материала III класса). Совершенствование техники передачи футбольного мяча стоя на месте и в движении (повторение материала II и III классов). Выполнять технические приёмы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности.
Организовывать игру в футбол, играть по упрощённым правилам в условиях активного отдыха и досуга.
Иметь углубленные представления о технике ведения мяча различными способами, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки с мячами и подвижной игры.
90 Подвижные игры разных народов
1 Совершенствование техники игровых действий в национальных подвижных играх (повторение материала II и III классов). Совершенствование техники соревновательных действий из национальных видов спорта (повторение материала III класса). Раскрывать в содержании национальных подвижных игр культурные особенности своего народа, его традиции и обряды. _
Организовывать и принимать участие в национальных играх в условиях активного отдыха и досуга.
Активно участвовать в национальных праздниках и спортивных соревнованиях по национальным видам спорта. Иметь углубленные представления о беговых упражнениях, о технике передвижения по гимнастической скамейке;
организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки в движении и подвижной игры.
91
92
93
94
95 Легкая атлетика
Беговые упражнения: высокий старт с последующим ускорением, челночный бег, бег с изменяющимся направлением, бег по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений, бег на дистанцию 1000м. 5 Совершенствование техники высокого старта (повторение материала III класса). Подводящие упражнения для самостоятельного обучения технике низкого старта.
Техника выполнения низкого старта. Техника стартового ускорения. Техника финиширования. Демонстрировать технику выполнения низкого старта по команде стартера.
Выполнять стартовое ускорение из положения низкого старта в условиях учебной и игровой деятельности.
Выполнять финиширование в беге на спринтерские дистанции (30 и 60 м).
Совершенствовать высокий старт в беговых упражнениях на короткие дистанции в условиях игровой и соревновательной деятельности.
Описывать технику низкого старта.
Выполнять подводящие упражнения для самостоятельного освоения низкого старта. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 96
97 Метание малого мяча на дальность/ 2 Правила техники безопасности при выполнении упражнений в метании малого мяча. Метание малого мяча на дальность из-за головы, стоя на месте, броски в стену и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений в метании малого мяча.
Характеризовать и демонстрировать технику броска малого мяча из-за головы.
Выполнять метание малого мяча на максимально возможный результат Иметь углубленные представления о бросках и ловле мяча в парах, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки с мячами и подвижной игры.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 98
99
100 Общеразвивающие физические упражнения
На материале лёгкой атлетики: развитие скоростно- силовых способностей, быстроты, выносливости
3 Дозирование и контроль физических нагрузок при выполнении легкоатлетических упражнений во время самостоятельных занятий физической подготовкой. Развитие физических качеств с помощью легкоатлетических упражнений. Контрольное упражнение для проверки развития быстроты: бег на дистанцию 30 м. Контрольное упражнение для проверки развития выносливости: бег на дистанцию 1000 м. Контрольное упражнение для проверки развития скоростно-силовых способностей', прыжок в длину с места. Демонстрировать развитие быстроты в контрольном упражнении.
Демонстрировать развитие выносливости в контрольном упражнении.
Демонстрировать развитие скоростно-силовых способностей в контрольном упражнении.
Использоватьлегкоатлетические упражнения в самостоятельных занятиях физической подготовкой для развития быстроты, выносливости и скоростно-силовых способностей.
Иметь углубленные представления о беговых упражнениях, о технике передвижения по гимнастической скамейке;
организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки в движении и подвижной игры.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 101102 Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств 2 Цель и задачи наблюдения за показателями индивидуального физического развития и физической подготовленности. Техника выполнения тестовых заданий для определения уровня развития основных физических качеств. Оформление результатов измерения показателей физического развития и физической подготовленности в течение учебного года. Характеризовать наблюдение как регулярное измерение показателей физического развития и физической подготовленности.
Выявлять возможные отставания в показателях индивидуального физического развития и развития физических качеств. Выполнять тестовые процедуры для оценивания показателей физического развития и развития физических качеств.
Вести запись наблюдений индивидуальных показателей по четвертям учебного года.
Выявлять отстающие от возрастных норм показатели физического развития и физической подготовленности и определять направленность самостоятельных занятий физической подготовкой. Владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием за счет отслеживания изменений показателей развития основных физических качеств – быстроты, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью беговой разминки с мешочками и подвижных игр.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;