Проект Решение практических задач по энергосбережению ресурсов


Проектная работа
Тема: «Решение практических задач по энергосбережению ресурсов»
Автор: Токарева Гузель РашитовнаСодержание проекта:
Актуальность проекта.
Проблема проекта.
Цель и задачи проекта.
Практическая часть проекта.
Ожидаемые результаты проекта.
Заключение.
Список используемой литературы.
Актуальность проекта.
В условиях возрастающего спроса на энергоресурсы и роста тарифов на них, а также ухудшения экологии, сокращения запасов нефти, угля и газа – особое значение приобретают вопросы энергосбережения. Сегодня многие страны мира разрабатывают и реализуют стратегии повышения эффективности использования энергетических ресурсов.
Самый простой и эффективный способ экономии электроэнергии – не забывать всегда выключать за собой свет там, где он не нужен: уходя из дома, не оставлять бесполезно работающими электроприборы и освещение, не допускать длительного освещения пустых помещений. Рассмотрим некоторые способы экономии света:
Применение двухтарифного счетчика.
Установка электросчетчиков это не технология энергосбережения, а мера стимулирования потребителя к экономии электрической энергии. Для потребителя двухтарифный учет выгоден тем, что в позднее время суток электрическая энергия более дешевая.  Для энергосистемы работа потребителей в ночные часы выгодна тем, что сглаживается график суточной нагрузки.
От сглаживания суточных графиков распределения электрических нагрузок будут получены:
- снижение потерь электроэнергии в сетях,
- снижение максимума активной мощности энергосистемы,
- уменьшение количества крупных аварий.
Эта система оплаты предполагает снижение платы за электроэнергию в ночное время, причем для населения это снижение весьма значительно - ночной тариф в несколько раз меньше дневного. Это может стимулировать население к переносу части нагрузок на ночное время, однако в реальности есть не так много электроприборов, которые люди будут использовать ночью - в основном, это стиральные машины, работа компьютера и др.. Применение компактных люминесцентных ламп.
Установка компактных люминесцентных ламп предназначены для замены обычной лампы накаливания в большинстве осветительных приборов. Эти лампы потребляют на 80% меньше электроэнергии по сравнению с лампой накаливания той же яркости. Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы в среднем может снизить потребление электроэнергии в квартире в 2 раза. Затраты обычно окупаются менее чем за год.
В настоящее время в коммунально-бытовом секторе основным является учет электроэнергии на базе визуального снятия показаний счетчика и ручной обработки этих показаний. Такой способ не позволяет получать требуемые достоверные и оперативные данные учета, правильно выполнять расчеты с потребителями электроэнергии, а также решать задачи оптимизации выработки и потребления электроэнергии на основе прогрессивных тарифных систем. Поэтому актуально внедрение автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ), элементами которых становятся первичные средства учета - счетчики электроэнергии. Автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов  (АСКУЭ) - система электронных программно-технических средств для автоматизированного дистанционного измерения, сбора, передачи, обработки, отображения и документирования процессов выработки, передачи или потребления энергоресурсов. АСКУЭ уже широко внедряются в промышленности и непромышленной сфере, перспективно их применение в коммунально-бытовом секторе и для мелких потребителей, хотя эти сектора наиболее сложны для охвата такими системами. Использование АСКУЭ позволяет обеспечить управление электропотреблением через тарифы, а в ряде случаев - и прямое управление электрическими нагрузками, в случаях их ограничения. Создание АСКУЭ промышленных и других групп потребителей (в том числе коммунально-бытовых) позволит привлечь к управлению нагрузками широкий круг пользователей.
Проблема проекта.
Сегодня энергоэффективность и энергосбережение входят в 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития, названных президентом РФ Дмитрием Медведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которая состоялась 18 июня. Эта тема была продолжена президентом на расширенном заседании президиума Госсовета 2 июля 2009 года в Архангельске. Среди основных проблем, обозначенных Медведевым, — низкая энергоэффективность во всех сферах, особенно в бюджетном секторе, ЖКХ, влияние цен энергоносителей на себестоимость продукции и ее конкурентоспособность. Одна из важнейших стратегических задач страны, поставленной президентом (Указ № 889 от 4 июня 2008 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики») — сократить энергоемкости отечественной экономики на 40% к 2020 году. Для ее реализации необходимо создание совершенной системы управления энергоэффективностью и энергосбережением.
Все мы с вами пользуемся электроэнергией. Ежемесячно приходится заполнять квитанцию об оплате за электроэнергию
С помощью электронных таблиц можно производить расчеты по оплате коммунальных услуг.
- Как часто приходится платить за коммунальные услуги? (ежемесячно)
- Какие услуги входят в коммунальные ? (электроэнергия, вода, отопление)
- Каким образом производится оплата? (заполнение квитанции фиксированной суммой или снятие показаний счетчика и заполнение квитанции и оплата в определенном месте) .
Цель проекта.
Научить учащихся решать практические задачи по энергосбережению ресурсов с помощью программы MS Excel.

Задачи проекта.
Расширить знания учащихся о энергосберегающих ресурсах.
Построить столбчатую диаграмму, отражающую ежемесячный расход электроэнергии за год.
Подсчитать с помощью электронной таблицы на сколько использование двухтарифного счетчика выгоднее однотарифного.
Сравнить и подсчитать с помощью электронной таблицы на сколько использование компактных люминесцентных ламп выгоднее обычных.
Практическая часть проекта.
С помощью электронных таблиц можно подсчитать на сколько эффективны разные способы экономии.
Выполнение практической работы. Работа в группах.
Учащиеся в классе делятся на группы. Каждой группе предлагается решить задачу. После ее выполнения один из учеников каждой группы проводит защиту своего проекта.
Все мы с вами пользуемся электроэнергией. Ежемесячно приходится заполнять квитанцию об оплате за электроэнергию (Квт.ч). Квитанцию, которую необходимо заполнить, вы видите перед собой (Рисунок1).

Задание: Постройте электронную таблицу «Оплата электричества» для расчета ежемесячной платы за расход электроэнергии. Исходной информацией являются показания счетчика каждого месяца и стоимость одного киловатт-часа.
- Какие вычисления нам необходимо провести (Сумма, Квт.ч., Итого)
- Вычисления по количеству использованной электроэнергии и требуемой оплате выполняет компьютер.
- Какие поля целесообразно включить в таблицу? (месяца, показания счетчика в начале месяца, в конце месяца, сколько нагорело Квт.ч., сколько надо заплатить, цена одного Квт.ч.)
- Структура таблицы изображена в инструкционной карте:
№ А В С D E F
1 Месяц январь февраль … декабрь Всего
2 Показания счетчика в нач месяца 3 В конце месяца 4 Итого ( Квт.ч) 5 Оплата - Цена одного киловатт часа имеет название «тариф» и определяется коммунальными службами. В настоящее время в нашем регионе составляет 2 рубля 23 копейки.
- На основании данных постройте столбчатую диаграмму, отражающую ежемесячный расход электроэнергии в течение года.
Задание
Сравните и подсчитайте с помощью электронной таблицы на сколько использование двухтарифного счетчика выгоднее однотарифного. Используйте данные: показания счетчиков ( Квт.ч) одинаковы, цена тарифа 2рубля23 копейки, ночной тариф на 50% меньше.
Структура таблицы изображена в инструкционной карте.
Двухтарифный счетчик Однотарифный счетчик
Всего Сумма Всего Сумма
Показания счетчика за день Показания счетчика за ночь Показания счетчика (всего) Итого Задание .Сравните и подсчитайте с помощью электронной таблицы на сколько использование компактных люминесцентных ламп выгоднее обычных. Для решения задачи используйте данные: цена тарифа 2рубля 23 копейки, люминесцентные лампы потребляют на 80% меньше электроэнергии по сравнению с обычной лампой.
Структура таблицы изображена в инструкционной карте.
Виды ламп Количество ламп Мощность Цена Итого (Квт.ч) Итого(сумма)
Обычные люминесцентные Итого экономия Задание: Используя данные квитанции, постройте электронную таблицу «Оплата природного газа » за месяц. Исходной информацией являются показания счетчика и стоимость одного кубометра. Данные для решения задачи необходимо взять из квитанции. (Рисунок 2)

Ожидаемые результаты проекта.
Учащиеся научились решать практические задачи по энергосбережению ресурсов с помощью программы MS Excel:
строить столбчатую диаграмму, отражающую ежемесячный расход электроэнергии за год;
подсчитали с помощью электронной таблицы на сколько использование двухтарифного счетчика выгоднее однотарифного;
сравнили и подсчитали с помощью электронной таблицы на сколько использование компактных люминесцентных ламп выгоднее обычных.

Заключение.
Для экономии электроэнергии учащиеся могут воспользоваться простыми советами. С «Советами каждому на каждый день !» они могут познакомить своих друзей (Приложение 1).
(Приложение 1)