Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме Имя существительное как часть речи.


Урок в 6 классе.
Урок № 64, 65.
Тема: Имя существительное как часть речи.Цели: повторить, закрепить знания учащихся об имени существительном как части речи; знать самостоятельные и служебные части речи; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков; развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
выражать положительное отношение к процессу познания;
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Метапредметные –
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу,
планировать необходимые действия, действовать по плану,
выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Познавательные:
Повторить, закрепить знания учащихся об имени существительном как части речи; дифференцируют самостоятельные и служебные части речи; осознают поставленную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию,
умеют определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение;
Коммуникативные:
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
Предметные: знать определения имени существительного, морфологии, орфографии, культуры речи; знать самостоятельные и служебные части речи.
ТИП УРОКА: урок комбинированный ( УК)
Карта урока
Деятельность учителя Деятельность уч-ся
1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Приветствие, выявление отсутствующих в классе.
Здравствуйте, ребята!
- Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Улыбнёмся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу.
(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения) Приветствие, дежурный называет отсутствующих
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да)
Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (нет)
Т. е. представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место – самое важное и т. д.).
-Какое слово вы поставили на первое место? А почему?
Потому что   семья –это главное в жизни человека.
 Да, действительно. Семья –это главное в жизни человека. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?);- А какой частью речи является слово «семья?» (Имя существительное)
- В каком разделе языкознания изучается  имя существительное?
 И открывает этот раздел часть речи-имя существительное
Как будет звучать тема нашего урока?
Эпиграф: Дерево держится корнями, а человек семьей.
Пословица.
Слов какой части речи больше всего в пословице?
Целеполагание.
Какие цели поставим перед собой? Отвечают на вопрос.
Называют тему урока, ставят цели урока.
Записывают в тетради дату, тему урока.
На доске написано следующее:
карьера
материальные блага
отдых
дети
семья
3. Актуализация знаний
Орфографическая разминка (с. 116).
Аналитическая беседа с элементами поиска информации:
Что вы знаете о существительном?
Откуда произошел термин имя существительное? Ответ найдите в учебнике.
Что является предметом в грамматике? Ответ в учебнике.
Назовите постоянные морфологические признаки. Непостоянные?
Какова синтаксическая роль имени существительного?
Упражнение 225. (устно) Записывают слова, объясняя их написание (2 человека работают у доски), затем обмениваются тетрадями, проверяют, ставят оценки.
Выполняют задание в соответствии с учебной задачей.
4. Первичное усвоение новых знаний
Упражнение 226 (письменно в тетради).
Упражнение 227 (устно). Работают с таблицей.
5. Первичная проверка понимания
Что может называть имя существительное?
Что такое грамматический предмет и чем он может быть представлен? Отвечают на вопрос. При затруднении ищут ответ в учебнике.
6.Первичное закрепление
Чтение статьи «Советы помощника».
Работа в группах: «Кто быстрее»
упражнение 228, 229.
Работа в группах (карточки). Выписывают из текста слова, определяют часть речи
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
А теперь вновь вернемся к имени существительному «семья»
Что такое семья? Каково лексическое значение этого слова?
Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.
 На сегодняшнем уроке мы с вами  при работе с текстами будем  говорить о семье и ее семейных ценностях. Поэтому еще одну проблему должны мы решить на уроке - сформулировать ценностные ориентации и     правила поведения в семье.
•        Прочитайте его и обратите внимание, что  выделенные существительные стоят в начальной форме.
•        Поставьте их в нужную форму.
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы
Дедушка. 
        Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; рука и нога у него дрожали от старость: несёт ложка ко рот и суп расплескивает.
        Не понравилось это сын и невестка: перестали они отец за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняная чашка. Задрожали рука у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отец из старая деревянная миска.
        У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол и складывает что – то из щепочек.
- Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
- Коробочка, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянная коробочка кормить.
        Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старик за печь прятать, из деревянная чашка кормить. К. Д. Ушинский                                                                                                                                    
Анализ лингвистического текста.
•        Докажите, что это текст (все предложения связаны общей темой, общей основной мыслью  и грамматически)
•        Почему К. Д.Ушинский назвал этот текст «Дедушка»?
А кто такой дедушка?
- Какова этимология этого слова?  
 1) То же, что: дед; отец отца или матери
 2) Старый человек, старик (с оттенком уважительности, доброжелательности).
 3) а) перен. Родоначальник, основоположник чего-либо.
4) военн., жарг. старослужащий срочной службы
•Какова основная мысль этого текста? Чему  он учит, какие нравственные качества воспитывает? (О семье, об отношении к пожилым, о правильном семейном  воспитании). Ответы детей
К какому жанру относится текст? По жанру – это нравоучительная басня. А каждая басня имеет мораль. Что такое мораль? Вы, наверное обратили внимание что, в тексте нет собственных имен существительных? (Потому что эта нравоучительная басня носит поучительный  характер, она описывает  не единичный, а типичный случай, пример из жизни).
К какому стилю относится текст? Тип речи?
А сейчас, ребята вы получите тестовые задания. Выберите правильный вариант ответа. Сделали? Проведите взаимопроверку. Сверьте свои ответы с соседом по парте. А теперь смотрим на слайд. Совпадают ли ваши ответы? Если да, то з заданием справились.
Тест
1. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.А) Ненужный, использованный;
Б) слабый, немощный от старости;
В) плохой, скверный.
2. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?
А) Они не хотели общаться с отцом;
Б) отец стал неаккуратно есть;
В) отец стал их обижать.
3. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?
А) Любовь к детям;
Б) любовь к престарелым родителям;
В) умение уважать старость.
4. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.
А) Любишь кататься – люби и саночки возить.
Б) Сделав худо, не жди добра.
В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.
Задания:
морфологические и синтаксические свойства слова дедушка?
Просклонять данное сущ-е в ед. и во мн.ч.
Сделать морфемный и словообразовательный разор слова дедушка
Задания по рядам:  1 ряд заполняет 1-ую колонку, 2-й – вторую и т.д.
Склонение имен существительных
I склонение II склонение III склонение
Дедушка Молодец мать
Рука Рот старость
Невестка Суп печь
Чашка Дитя Щепочка Старик коробочка сынок Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных
Одушевленные Неодушевленные
Мать Стол
Отец Миска
Сынок Коробочка
тятенька пол
Категория рода имен существительных
Мужской род Женский род Средний род
молодец Чашка Дитя
Тятенька старость полотенце
суп печь Работают с текстом, отвечают на вопросы, выполняют задания в соответствии с учебной задачей.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Д.З.: пар. 30, упр. 233 («Это интересно») или упр. 234 (А или В). Записывают в дневники д.з.
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Игра «Интервью». Оценивают результаты своей работы
Дедушка. 
        Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; рука и нога у него дрожали от старость: несёт ложка ко рот и суп расплескивает.
        Не понравилось это сын и невестка: перестали они отец за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняная чашка. Задрожали рука у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отец из старая деревянная миска.
        У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол и складывает что – то из щепочек.
- Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
- Коробочка, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянная коробочка кормить.
        Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старик за печь прятать, из деревянная чашка кормить.
К. Д. Ушинский                                                                                                                                    
Тест
1. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.А) Ненужный, использованный; Б) слабый, немощный от старости; В) плохой, скверный.
2. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?
А) Они не хотели общаться с отцом; Б) отец стал неаккуратно есть; В) отец стал их обижать.
3. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?
А) Любовь к детям; Б) любовь к престарелым родителям; В) умение уважать старость.
4. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.
А) Любишь кататься – люби и саночки возить. Б) Сделав худо, не жди добра.
В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.
Задания:
морфологические и синтаксические свойства слова дедушка?
Просклонять данное сущ-е в ед. и во мн.ч.
Сделать морфемный и словообразовательный разор слова дедушка
Дедушка. 
        Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; рука и нога у него дрожали от старость: несёт ложка ко рот и суп расплескивает.
        Не понравилось это сын и невестка: перестали они отец за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняная чашка. Задрожали рука у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отец из старая деревянная миска.
        У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол и складывает что – то из щепочек.
- Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
- Коробочка, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянная коробочка кормить.
        Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старик за печь прятать, из деревянная чашка кормить.
К. Д. Ушинский                                                                                                                                    
Тест
1. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.А) Ненужный, использованный; Б) слабый, немощный от старости; В) плохой, скверный.
2. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?
А) Они не хотели общаться с отцом; Б) отец стал неаккуратно есть; В) отец стал их обижать.
3. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?
А) Любовь к детям; Б) любовь к престарелым родителям; В) умение уважать старость.
4. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.
А) Любишь кататься – люби и саночки возить. Б) Сделав худо, не жди добра.
В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.
Задания:
морфологические и синтаксические свойства слова дедушка?
Просклонять данное сущ-е в ед. и во мн.ч.
Сделать морфемный и словообразовательный разор слова дедушка