Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся колледжа

О.Е. Лыкова
преподаватель общественных дисциплин ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»
г. Белгород

Мотивация к профессиональной деятельности обучающихся колледжа на уроках «Русского языка и литературы».

В профессиональных образовательных учреждения (колледжах) русский язык служит базой освоения профилирующих дисциплин и средством профессиональной подготовки обучающихся.
Учебные и методические пособия по русскому языку, созданные преимущественно для общеобразовательных школ и используемые в колледжах на первом курсе, в качестве главной задачи выдвигают – усвоение сведений о языке. Поэтому стандартный урок русского языка включает в себя:
теоретическую часть (систему языковых правил, грамматические явления);
примеры, подтверждающие эти правила;
языковые упражнения, подкрепленные схемами, правилами для запоминания, заучивания.
В конце каждой темы (раздела) дается контрольная или проверочная работа, на выявление трудностей в изучении русского языка и работа над ошибками.
Но изучение русского языка в профессиональных образовательных учреждениях основывается еще и на профессиональной ориентированности обучающихся. Общеобразовательная учебная программа «Русский язык и литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по подготовке кадров рабочей специальности. В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Выпускник профессионального образовательного учреждения будет работать в различных отраслях производства и должен уметь говорить о своей профессии, читать, анализировать тексты по специальности, понимать на слух специальные термины, иметь сформированные навыки ведения диалога в трудовой деятельности.
Практический аспект изучения русского языка в колледже включает в себя:
умение обучающихся пользоваться всеми видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом;
формирование профессионально-производственной и административно-правовой речевой деятельности.
Положительная мотивация к профессиональной деятельности на уроках «Русского языка и литературы» проявляется обучающимися в том случае, если на уроке выполняется практическая работа близкая для них и понятная. Например, в перспективно-тематическом плане «Русского языка и литературы» для обучающихся первого курса, изучается тема «Функционально-смысловые типы речи (описание, рассуждение, повествование)». Основные знания, по данной теме, обучающиеся получили в школе, а в колледже, им нужно закрепить полученные знания и усовершенствовать их профессиональными навыками.
На уроке обучающимся представлен раздаточный материал, в виде текста (можно на экране), курсивом выделена специальная лексика для обязательного усвоения. Перед работой с текстом дается коммуникативная целевая установка.
Работа с данным текстом направлена на обучение описанию, как типу монологического высказывания. Обучающиеся должны раскрыть внешний вид предмета, перечислить его признаки, описать трудовые процессы. При обучении профессиональной речи обучающихся, актуально при описании предмета, дать точное представление о нем, подчеркнуть чем оно отличается от художественного описания (то, что они проходили в школе). Акцентировать внимание преподавателем, на том, что в художественном описании глаголы обычно используются в форме прошедшего времени, в профессионально ориентированном, используются глаголы настоящего времени. А также отметить для обучающихся - одинаковую форму построения предложений при описании, аналогичный порядок слов, отсутствие эмоционально окрашенной лексики. Это повторить в итогах урока, закреплением материала будет служить домашняя работа
Прочитать текст и рассказать о том, где применяются бетон и железобетон. Выполнить задания к тексту.
Бетон и железобетон
Из бетона, этого очень прочного искусственного камня, возводили сооружения еще древние римляне.
Искусственным его называли не зря: готового бетона в природе не найдешь. Сначала нужно приготовить на заводе специальный порошок – цемент. Цемент смешивают с песком, а потом в цементное тесто добавляют раздробленные камни – щебень. Перемешивают - и бетон готов. Теперь бетонную «кашу» можно накладывать в особый ящик из дерева или металла – опоку. Опока имеет форму изделия. «Каша» затвердевает – и получай готовую деталь: балку, колонну, плиту.
Бетон выдерживает большую тяжесть и от времени становится еще прочнее. Но, оказывается, у него есть недостатки: он хрупкий. Ударь посильнее по куску бетона – разлетится вдребезги.
В середине прошлого века Жозеф Монье, садовник из Парижа, решил смастерить из бетона большие кадки и посадить в них пальмы. Чтобы кадки были надежнее, он в бетонную «кашу» вложил каркас из проволоки. Кадки действительно получились очень прочными, не разбивались. Молва об этом изобретении быстро разошлись по свету. В бетон для прочности стали укладывать железные прутья, проволоку или сетку.
Так появился новый строительный материал – железобетон: бетон с железным каркасом, с железным скелетом. Железобетон выдерживает огромную тяжесть, не боится ударов, огнеупорен.
Сейчас железобетон применяют всюду. Из него делают плотины, крыши домов, мосты, башни, столбы, трибуны стадионов, железнодорожные шпалы и многое другое.
Запомнить грамматические конструкции:
Возводить (что?) сооружения, здания
Приготовить (что?) специальный порошок
Выдерживать (что?) тяжесть, напряжение
Каркас (из чего?) из проволоки
Бетон (с чем?) с железным каркасом
Выделите в тексте все слова и выражения, которые характеризуют качества бетона и железобетона.
Определите способ, которым образованы слова: прочность, тяжесть, твердость, надежность.
Расскажите о процессе приготовления бетона, используя слова: сначала - потом – затем – теперь.
Письменно ответьте на вопросы (чтобы получился связанный текст):
Что такое бетон? Почему его называют искусственным камнем? Что такое железобетон? Как получают бетон? Как придают форму бетону? Какими качествами обладает бетон? Какие недостатки можно отметить у бетона? Какое открытие сделал французский садовник? Где применяют бетон?
Домашнее задание: ваш знакомый решил сделать в саду цементные бордюры для дорожек. Залил цемент водой и стал укладывать его вдоль дорожек. Когда цемент застыл, появились трещины, а через несколько дней цемент рассыпался. Почему? Письменно объяснить знакомому, как надо было это сделать.
Специфика профессионально направленного обучения русскому языку в профессиональных образовательных учреждениях должна проявляться в широком использовании текстов и заданий, связанных со специальностью обучающихся. Если тексты будут содержать интересную для обучающихся информацию из области науки, техники, будущей специальности, а не только выборку из художественной литературы, то и мотивация к профессиональной деятельности обучающихся будет устойчиво высокая.



















ЛИТЕРАТУРА
Протченко И. Ф., Быстрова Е. А. Профессиональная направленность обучения русскому языку. М.: Высш.шк., 1991.
Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: ТЦ Сфера, 2006.
Профориентация старшеклассников. Сборник учебно-методических материалов. М.: Учитель, 2007.







15