Статья Формирование патриотических чувств у детей с ОВЗ через хакасскую и русскую культуру


ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
ЧЕРЕЗ ХАКАССКУЮ И РУССКУЮ КУЛЬТУРУ
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня наиболее актуальна. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях национальных традиций. Также равнодушие отношение к близким людям, товарищам, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
В связи с этим очевидна необходимость решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми. Особенно в коррекционных учреждениях по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому.
В процессе воспитания детей с ОВЗ мы создаем условия для полноценной духовной жизни воспитанников. Организуется осмысленная жизнь в культуре, реализуются условия для свободного выбора нравственных ценностей и ценностного самоопределения, для выбора «лучшего себя» как субъекта собственной жизни. Процесс воспитания направлен на внутреннее самоизменение личности.  
Проектная деятельность, которую мы осуществляем, носит характер сотрудничество, в котором принимают участие дети и педагоги учреждения, а также вовлекаются родители, другие члены семьи. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт.
В доме – интернате патриотическое воспитание реализуется через приобщение детей к истории, быту и культуре хакасского народа. Данная работа направлена на обеспечение воспитания и развития детей через национальную культуру. Для этого используется информационный материал о Республике Хакасия: познавательные сведения об истории, жизни, быте хакасского народа, их взаимоотношениях в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике, игрового и речевого фольклора. В первую очередь обращаемся к устному народному творчеству. Это - фольклор. Широко используем пословицы, поговорки, легенды, мифы.
Самый распространенный жанр хакасского фольклора – сказки. Они подразделяются на волшебные, бытовые и о животных. Хакасские сказки учат из поколения в поколение правильному пониманию мира, мудрости. Сказку использовали для воспитательных целей. В основе сказки лежит труд, дружба, честность, доброта. Использование сказки, пословицы, легенды в работе с детьми всех возрастов способствует воспитанию в детях чувства справедливости, добра, сочувствие, отраженной в фольклоре, что открывает ребенку совершенно новый мир, обогащает ребенка, развивает навыки разговорной речи.
Через знакомство с традиционными праздниками у воспитанников пробуждается интерес к хакасскому народному творчеству, культуре, традициям и обрядам праздника. Учитывая возрастные особенности, мы знакомим детей с такими праздниками, как «Чыл пазы» (Хакасский Новый год, который отмечают 22 марта), «Масленица» (Проводы зимы), «Хуртуях улукун» (Праздник почитания пожилого человека), «Праздник детства», «Спас» (Медовый, Яблочный, Ореховый). Знакомятся и с хакасскими, и русскими традициями и обрядами праздника. Например, дети узнают, что «Чыл пазы» - праздник благодарения, гостеприимства, очищения, благословения (Праздник солнца, Неба, Огня и Березы – праздник природы). «Масленица» - славянский традиционный праздник, где главные атрибуты чучело, гулянья, блины. Роль таких мероприятий велика, так как у воспитанников пробуждается интерес к народному творчеству, культуре.
А так же приобщение к культуре хакасского народа проводим через народные игры.
Ведь игра – это основная деятельность детей, средство воспитания, способ познания окружающего. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. В играх воспитывается сознательная дисциплина, вырабатывается организационные навыки, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других, воспитывается воля мужество, стремление к победе. Через игру дети самовыражаются, пробуют свои силы. Например, в играх «Передача стрелы», «Найди бусинку», «Белая палочка» лучше познается характер, привычки, наблюдательность, способности, что позволяет педагогу правильно найти воздействие на каждого ребенка.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. 
Дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием Республики Хакасия, где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается степная зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Формируется желание больше узнать о родной природе, стать ее защитником.
Дети посредством целевых экскурсий, посещений краеведческого музея, заповедника получают сведения о родном городе Абакане, Республике Хакасия, знакомство с особенностями быта и семейного уклада хакасского народа. Опираясь на наглядность, собранных экспонатов дети знакомятся с предметами быта их назначением, названием, рассматривают хакасскую национальную одежду, обувь, украшения, знакомятся с декоративно – прикладным искусством: чеканка, резьба по дереву, национальная вышивка. У детей формируются представления о том, что в Республике Хакасия проживают люди разных национальностей.
А также воспитание патриотизма у детей с ОВЗ проводим через вовлечение в тимуровское движение. Помогают ветеранам труда (пансионат «Дом ветеранов»). Кроме того, общаясь с пожилыми людьми, дети узнают много нового о своем городе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях минувших дней. 
Разыскивая сведения о своих предках, воспитанники, а также некоторые родители воспитанников изучают не только родословную, но и историю своей Родины. Они видят, как в истории семьи отразилась история нашей Родины, что предки тоже были свидетелями и участниками важных событий. Изучая родословную, дети видят историю своего рода.
Процесс патриотического воспитания для нашего учреждения является трудным и его результат не так ощутим, как в образовательных школах, он осложняется от ряда причин. Проект мы реализуем с учетом возрастных особенностей детей, уровня их развития, заболевания.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа, изучая родной край, приобщая воспитанников к народной культуре поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Таким образом изучение родного края, приобщение детей к народной культуре являются эффективными средствами формирования патриотических чувств и развития духовности.
Литература:
Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе: научно – популярная литература/ И.А.Агапова, М.А. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2002- 224с.
А.Бутанаев, В.Я. Хакасский исторический фольклор/В. Я. Бутанаев. - Абакан, 2001.
.Воронова.Е.А. воспитать патриота: программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова.- Ростов на Дону: Феникс,2008.- 282с.
.Кышпанакова О.Н. Хакасские народные игры.- Абакан,1993.
Толмашова Т.В. Проведение хакасских праздников.- Абакан,1997.