Коррекционных занятий «Путешествие в сказку» с элементами сказкотерапии для младших школьников в условиях инклюзивного образования.


Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа № 19
имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционных занятий «Путешествие в сказку» с элементами сказкотерапии для младших школьников в условиях
инклюзивного образования.
Наименование коррекционных занятий: «Путешествие в сказку» с элементами сказкотерапии для младших школьников и обучающихся начальной школы с особыми образовательными потребностями.
Класс 1-4
Уровень: начальная школа
Педагог-психолог: Л.Л. Коношанова
Срок реализации программы, учебный год: 2016 – 2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: 1-4 кл.- 18 часов
Планирование составлено на основе сказкотерапевтических занятий для младших школьников « Сказки и игры с «особым» ребенком» Е.Л. Набойкина 2010 год
Рабочую программу составила ______________________________ Коношанова Л.Л.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление программы – психологическое сопровождение младших школьников и обучающихся начальной школы с особыми образовательными потребностями.
Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Это связано с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития. Рабочая программа «Путешествие в сказку» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе сказкотерапевтических занятий «Сказки и игры с «особым» ребенком», автор – Набойкина Е.Л.
Данная программа направлена на осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения для учащихся начальной школы с особенностями психофизического развития, а так же для детей младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием. Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы и занятия, для обучения младших школьников и обучающихся начальной школы с особыми образовательными потребностями. Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка наполноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа рассчитана на группу детей в возрасте 6 - 9 лет, разработана с учетом возрастных особенностей детей и включает занятия различной тематики, способствующие разностороннему развитию детей. Занятия помогут учащимся разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки.
Начинается школьная жизнь. И если начало ее у всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся стать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок будет познавать в школе не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.
Программа «Путешествие в сказку» дает возможность отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.
Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с ОВЗ является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.
Программа ориентирована на социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья ребёнка. Программа представляет собой комплекс специально разработанных игр и упражнений, направленных на воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья младших школьников. Работая по учебно-методическому комплекту, у ребёнка формируются личностные, метапредметные, предметные результаты.
Форма занятий групповая и индивидуальная.
Место в учебном плане:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, по 1 часу в неделю – 18 часов;
Цель: воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья младших школьников.
Задачи:
- формировать интерес к проводимым занятиям, способствующим приобретению и развитию навыков общения, познавательных процессов, адаптации к школе.
- формировать навыки общения;
- корректировать трудности поведения и характера;
- развивать у детей познавательные процессы: внимание, воображение, память, мышление;
- повышать уровень интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
- создать комфортную обстановку на занятиях, благоприятные условия для адаптации учащихся;
- формирование общественной активности, самореализация в обществе.
Формы и методы работы:
Учитывая психологические особенности обучающихся на занятиях используются следующие формы:- фронтальная
-групповая
-индивидуальная
Методы работы:
-наблюдение;
-беседа;
-игротерапия – метод моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях;
-арттерапия – метод гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания;
-тренинг – метод обучения ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях;
-психогимнастика – невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии;
-метод сказкотерапии – метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением – как взрослыми, так и сверстниками.
Структура занятий:Занятие делится на несколько этапов:1. Приветствие (огранизационный момент, сюрпризный момент, упражнения на внимания и т. д.)2. Основная часть. Чтение или рассказывание сказки (с последующим обсуждением). 3. Обыгрывание сказки.4. Прощание. Рефлексия.
Прогнозируемые результаты:
Предполагаемым результатом работы должна стать положительная динамика личностного развития младших школьников и обучающихся начальной школы с особыми образовательными потребностями учащегося, которая определяется расширением круга знаний и умений ребенка, повышением уровня его интеллектуального и эмоционального развития, коммуникативной и творческой активности, самоопределения в выборе дальнейших занятий.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и способности сопереживанию;
- развитие нравственных чувств и этического сознания;
- трудолюбия и творческого отношения к труду и учебе;
- развитие толлерантности;
- моделировать ситуацию с помощью учителя Коммуникативные УУД.
Метапредметные результаты:
- формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению;
ценностно-смысловой сферы личности;
- умения учиться и способности к организации своей деятельности (планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
- умения определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведениеи поведение окружающих;
- опыта социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности;
- готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зренияи права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- навыками использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- навыками активного использования речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- навыками использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- умение распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
- умение исследовать свои качества и свои особенности, доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- умение слушать и понимать речь других, осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
- навыками осознанного ценностно-смыслового построения речевого высказывания и составления текстов в устной и письменной формах;
- логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогийи причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- базовыми предметными и межпредметными связями, формирующими основы российской гражданской идентичности и целостного мировосприятия.
- воспитание способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию;
- добросовестного отношения к учебе, домашним обязанностям и труду;
- готовности применения полученных знаний в быту, семейной жизни, дружеских отношениях и будущей трудовой и общественной деятельности.овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
Формы контроля:
-отслеживание динамики личностного и эмоционального развития ребенка по результатам диагностики и проведенной коррекционно – развивающей работы;
- фиксирование результатов в индивидуальной карте сопровождения;
- самопроверка и взаимопроверка обучающихся;
Методическое обеспечение:
- необходимая литература по разделам программы;
- диагностический инструментарий, соответствующий возрасту ребенка.
При реализации данной программы используются следующие типы занятий:
- психологическое просвещение;
- психологическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.
1. «Путешествие в страну чувств!» (вводное занятие)(1 час)
Диагностика. Вводная беседа, ритуал входа в сказку, релаксационное упражнение «Полет над морем», рассказывание и драматизация сказки «Путешествие в страну чувств», ритуал выхода из сказки, релаксационное упражнение «Полет над морем», домашнее задание - 1час
2. «Зимовье зверей» (1час)
Вводная беседа, составление графика настроения (рефлексивный анализ эмоций и чувств), игра «Угадай причину» (анализ различных эмоциональных состояний, соотнесение с причинами их появления), игра «Рассмешите клоуна» (развитие контроля над поведением и эмоциями), упражнение «Цветопись» (анализ собственных эмоциональных переживаний в связи с той или иной ситуацией) – 1 час
3. «Муха -Цокотуха» (1час)
Проблемно-ценностное общение, анализ приемов, помогающих учиться: 1 прием «Правило «6П»», 2 прием «Отложенный контроль», 3 прием «Слоеный пирог». Игровой тренинг «Вижу, слышу, ощущаю» (устанавливаем ведущую анализаторную систему ребенка. развиваем различные механизмы восприятия), игра на развитие динамичности мышления (тренировка необходимых качеств мышления).
4.«Муравьишки» (1час)
Групповая работа (поиск ошибок), упражнение «2П+6П» (применение способов организации и выполнения самостоятельной деятельности), аналитическая беседа – построение алгоритма пересказа текста, применение приема «Отложенный контроль» ( формирование осознанного отношения к ретроспективному анализу и оценке).
5. «Спрячь мышку» (1час)
Проблемно-ценностное общение, актуализация и применение различных приемов развития памяти – «Что изменилось?», пиктограмма, запоминание по опорным словам, игра «Связки», план к тексту.
6. «Теремок» (1 час)
Проблемно-ценностное общение, игра «Волшебный фургон»,«Волшебный фургон», рассказывание сказки «Теремок», драматизация сказки «Теремок», дидактическая игра «Теремок»,этюды «Медведь», «Зайка»
7. «Сказка о рыбках» (1 час)
Медитация «Путешествие на облаке» (1,2 часть), групповой коллаж «Сказочный аквариум»,чтение сказки «Подводный бал», игра-драматизация по сказке «Подводный бал».
8. «Разговор по телефону» (1 час)
Проблемно-ценностное общение, упражнение «Волшебный лепесток», дидактическая игра «Разговор по телефону», чтение и анализ сказок с последующим обсуждением, игра-драматизация по сказке, упражнение «Ласковый дождик»
9. «Три поросенка» (1 час)
Вводная беседа, игра «лабиринт», «волчьи игры»,«три поросенка», рассказывание сказки «Три поросенка», драматизация сказки «Три поросенка», рисование «Смешной страх.
10.«Жил-был зайчик» (1час)
Проблемно-ценностное общение, игра «лошадки», рассказывание, анализ и драматизация сказки «Как Зайчик в школу пошел», игра «волшебные кляксы
11.«Почини одеяло» (1 час)
Вводная беседа, групповая работа:упражнение «Зеркало», рассказывание, анализ и драматизация сказки «Буратино и Мальвина», игра «Волшебные рисунки»
12.«Гусята» (1 час)
Познавательная беседа, упражнение «Улыбка», «Весело", «Улыбка», рассказывание сказки «Про гусят", этюды «Гусята», «Снежинки», «Гусята загрустили», дидактическая игра «Наденем сапожки», «Скажи доброе слово.13.«Осень» (1 час)
Упражнение «Волшебные ворота», рассказывание сказки «Ёжик», изготовление листьев, наклеивание листьев и яблок на дерев, игра-драматизация по сказке «Ёжик», «Волшебный сон, упражнение «Волшебные ворота».14.«Волшебный камешек» (1 час)
Релаксационное упражнение «Волшебный камешек», чтение , анализ, драматизация сказки «Волшебный камешек», игра «Шариковая груша», «Мальчик».
15. «Медведь- липовая нога» (1 час)
Игра «Змейка», этюд «Наглец», анализ этюда, рассказывание, драматизация сказки «Медведь – липовая нога»,игра «Веселые медвежата», «Змейка».
16. «Путешествие паровозика» (1 час)
Релаксационное упражнение «Аленький цветочек»,сказка «Путешествие паравозика" игра «На полянке», «Змейка»,медитация «цветы»,гимнастика «Солнышко», рисование (коллаж) под музыку на тему «Море и солнце»,обсуждение занятия.
17.«Колобок» (1час)
Проблемно-ценностное общение, упражнение «Волшебная палочка»,медитация «Волшебный лужок»,повторение сказки «Колобок», лепка сказочного героя (Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса). игра-драматизация по сказке «Колобок»,гимнастические упражнение на расслабление, обсуждение.
18.«Злость». Итоговое занятие (1 час)
Коллективное упражнение «Волшебное покрывало»,знакомство со слугой – чувством Злость, игры, обсуждение. Подведение итогов (рефлексия прожитого учебного года).КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пТема Дата проведения занятия
теоретическая Количество часов
Дата проведения занятия фактич. общее теория практика
«Путешествие в страну чувств!» 1 0,5 0,5
«Зимовье зверей» 1 0,5 0,5
«Муха -Цокотуха» 1 0,5 0,5
«Муравьишки» 1 0,5 0,5
«Спрячь мышку» 1 0,5 0,5
«Теремок» 1 0 1
«Сказка о рыбках» 1 0,5 0.5
«Разговор по телефону» 1 0,5 0.5
«Три поросенка» 1 0,5 0,5
«Жил-был зайчик» 1 0,5 0,5
«Почини одеяло» 1 0,5 0,5
«Гусята» 1 0,5 0,5
«Осень» 1 0,5 0,5
«Волшебный камешек» 1 0,5 0,5
«Медведь- липовая нога» 1 0,5 0,5
«Путешествие паровозика» 1 0,5 0,5
«Колобок» 1 0,5 0,5
«Злость». Итоговое занятие 1 0,5 0,5
Используемая литература:
1. «Сказки с «особым» ребенком» Е.Л. Набойкина 2010 год
3. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе». –М.:Генезис, 2008.
http://www.maam.ru/detskijsad/kruzhok-puteshestvie-v-skazku-s-yelementami- elnoi-grupy.html .