Роль музыки в системе нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Роль музыки в системе нравственно- патриотического воспитания дошкольников
Музыкальный руководитель Идрисова Е.А.
МБДОУ детский сад №107 «Светлячок», г. Ульяновск, Россия

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С.Михалков
Вырастить патриота - достойного гражданина нашего общества, является одной из важнейших задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, потому не наследуется, а формируется. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и важнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Задачи педагогов и родителей – как можно раньше пробудить к ребенку любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к матери, семье, улице, городу, чувство гордости за достижения страны, уважение к армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Ведь все это и составляет истоки нравственно-патриотического воспитания, которое зарождается в познании дошкольника, а формируется в процессе систематического и целенаправленного развития. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Из всех образовательных областей художественно-эстетического развития, единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное, патриотическое начало является музыка, так как она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать нравственность и душевное благородство. Занимаясь музыкальной образовательной деятельностью, ставятся следующие задачи:
-всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой;
-активизация познавательной деятельности детей;
-воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции;
-овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Для реализации этих задач необходимо использовать такие виды и формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия комплексные и тематические, беседы-концерты, праздники и развлечения с родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги, литературно-музыкальные гостиные, викторины. Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями и задача педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей, в тесном контакте с воспитателями, родителями и педагогами систематизировать и активизи-ровать деятельность и способствовать рождению нравственного и духовного мира ребенка, его личного отношения к окружающему миру.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. При знакомстве на занятиях, досугах и народных праздниках с прибаутками, календарным, игровым, потешным фольклором, народными музыкальными инструментами обога-щается внутренний мир ребёнка, они осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народные мелодии, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р.н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Валенки», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», «Калинка».
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема защитников Отечества. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются детьми, содержание созвучно с желаниями быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Они слушают и с большой гордостью исполняют патриотические песни: «Гимн РФ» муз. А.Александрова, сл. С.Михалкова, «Звезда Россия» Ю.Таран, «Росиночка–Россия» муз. Е.Зарицкой, сл. И.Шевчука, «Морской капитан» муз. А. Зацепина, сл. Л.Дербенёва, «Песня о пограничнике» муз. С.Богуславского, сл. О.Высотской, «Есть такая профессия – Родину защищать» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой, с увлечением исполняют танцы и играют в военные игры, перевоплощаясь в лётчиков, моряков.
В сознании каждого ребенка тема Дня Победы находит особый отклик. В процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата, воспитывает уважение к ветеранам войны. Музыкальный материал, разучиваемый по этой теме, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Военные песни являются патриотическими, так как они имеют такое воздействие на человека, что хочется радоваться победе, гордиться, любить и защищать её. Дети слушают: «Нам нужна одна Победа» муз. и сл. Б. Окуджавы, «Священная война» муз. А.Александрова. С особым удовольствием исполняются песни военных лет совместно с воспитателями и приглашёнными гостями на праздничные мероприятия, такие как: «День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова, «Огонек» муз. М.Блантера, сл. М. Исаковского, «Катюша» муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского и т.д.
Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для дошкольника Родина – это мама, семья, окружающие, детский сад, друзья. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Музыкальный репертуар несет большое воспитательное воздействие на душу ребенка. В него входит большое количество музыки для слушания: классической, народной и современной. Дети знакомятся с произведениями П.И. Чайковского из «Детского альбома», «Музыкальными шедеврами» О.П. Радыновой.
Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к маме, Родине, своему городу и детскому саду: «Если добрый ты» Б.Савельева, «Улыбка» В. Шаинского, «Детский сад» Е.Зарецкой, «Самая хорошая» А. Иванникова, «Мама» Ю.Верижникова, «Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичкова, «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Д. Тухманова и т.д.
Также немаловажную роль в воспитании патриотизма играет знакомство детей со столицей нашей Родины, с символикой и гимнами России, родного города Ульяновска. Дети с интересом узнают о том месте, где они родились и живут, знакомятся с музыкальной культурой родного края, песнями о родном городе, национальностями, населяющими его, их традициях, обычаях, музыкальной культуре, принимают активное участие в торжествах, посвящённых дню родного города и Дню России.
Чувство любви к родной природе еще одно из слагаемых патриотизма. Это достигается различными средствами, в том числе средствами музыкального искусства. Дети с удовольствием слушают музыкальные произведения, в которых переданы образы животных, птиц, образы природы, что способствует развитию воображения и представления о мире. (П.И. Чайковский альбом «Времена года», Ж.К. Сен-Санс «Карнавал животных», произведения Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А.Гречанинова)
Безусловно, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников должно сопровождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родине и всему окружающему. Благодаря этому у детей формируется чувство ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края, города, воспитывается чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. А от нас, педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Список использованных источников:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой / Мозаика – Синтез – 2014
2. М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» / М - 2008
3. О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» / М., Владос – 1997
4. Журналы: «Старший воспитатель» 2010, «Музыкальный руководитель», 2004.
15