Статья Школьные успехи:от чего зависят.


Андреева Галина Владимировна преподаватель
по классу виолончели МБУ ДО ДШИ №8, г. Ульяновск
«Школьные успехи: от чего зависят»
В школу в первый класс с радостью и желанием учиться. Но учиться с самого начала начинают неодинаково: у одних получается все сразу, а у других возникает множество трудностей.
До школы каждый ребенок жил как ему нравилось: играл, бегал, прыгал, пел песни, задавал бесконечные вопросы. В школе он теперь ученик, он должен выполнять задания, усваивать определенный материал, подчиняться определенным правилам. Причем эти задания, правила, учебный материал для всех одинаков. К учебной работе дети привыкают по-разному. Школьные успехи зависят от многих обстоятельств. Аккуратность, усидчивость, подвижность, замедленность действия, внимательность, наблюдательность, рассеянность, застенчивость, раскованность, общительность, замкнутость, старательность, небрежность и многие другие черты характера и качества личности помогают или мешают детям хорошо работать в классе и дома.
Большинство этих качеств зависят от того как его готовили к школе. Это не систематические занятия, не натаскивание дошкольника по программе первого класса, а воспитание характера и главное, широкое общение с ребенком.
Один из естественных видов такого общения с ребенком – чтение ребенку и беседы с ним по поводу прочитанного. В детских книгах речь идет о множестве вещей, часто неизвестных детям. Между малышом и взрослым завязывается беседа, в которой ребенок узнает что-то еще сверх прочитанного. Чтение книг заставляет ребенка думать, приучает к мыслительной деятельности, активности. Учеными замечено, кому взрослые в детстве много читали или они сами читали, беседовали о прочитанном, у таких детей интересы направлены на такие занятия, которые требуют большого интеллектуального напряжения. Интерес к учению с самого начала школьной жизни неодинаков. У некоторых ребят пробуждена жажда знаний, потребность узнавать новое, думать, рассуждать, спрашивать, искать ответы на вопросы. На уроке их привлекает само содержание материала, возможность узнать причину или суть явления, события. Других учение привлекает своей внешней стороной, внешней занимательностью. Это разное отношение не замедлит сказаться на результатах учебы первоклассников, повлиять на последующие этапы обучения.
Судить о способностях, возможностях ребенка надо очень осторожно. Взрослые нередко забывают о том, что становление способностей происходит длительное время. И оно в существенной степени зависит от интереса к предмету или области знания. Усидчивость и исполнительность
полезные качества, но для развития мышления ребенка, его умственных способностей одних их маловато, необходимы еще любознательность, сознательное внимание, умственное напряжение. А они приходят только тогда, когда учебный материал изучается детьми с заинтересованностью и желанием. Поэтому и нельзя судить о способностях ребенка, не узнав о его интересах.
Поддерживать интерес к знаниям нужно с первых дней учебы, только он может стать надежной опорой успехов в учебе. Не вызывать желание получить во что бы то ни стало хорошую отметку, а развивать и воспитывать интерес к знаниям, любознательность, потребность в умственном напряжении, тогда и отметки будут хорошие.
Познавательный интерес играет большую роль в формировании всей личности ребенка. Те дети, у которых развиты познавательные интересы только к одному предмету, переносят на новые области знания потребность, привычку докапываться до самого главного, читать дополнительную литературу по интересующим вопросам, сопоставлять и сравнивать с тем, что им хорошо известно. Прежние интересы будут причиной тому, что ученик не удовлетворится поверхностным знакомством с новым предметом.
Надо стараться очень внимательно и осторожно подходить к оценке успехов и неуспехов детей, не спешить записывать их в малоспособные и неспособные. Надо непременно поискать, в какой деятельности или области знания ученик надеется проявить себя, где он считает себя сильнее . И поддержать его стремления и веру в себя. Человек добивается лишь там, где верит в свои силы и чувствует поддержку близких людей. Развивая способности и познавательные интересы в той области, где ребенку легче добиться успеха, можно поднять уровень его общего умственного развития.
Список литературы:
1. Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты. Сборник статей. Сост. и ред. Юрьев А.Ю. Новосибирск, 1973
2. Вопросы музыкальной педагогики. М., «Музыка», 1980. Выпуск 2, составитель Руденко В.И.
3. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск седьмой. Сборник статей. Сост. и ред. Руденко В.И. М., Музыка,1986
4. Натансон В., Руденко В. «Вопросы методики начального музыкального образования». М., Музыка, 1981
5. Сапожников Р. Основы методики обучения игре на виолончели. 1967
6. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. М., 1983