Конспект НОД по познанию для средней группы Путешествие Лунтика


Институт развития образования Кировской области


Курсовая работа
Сценарий непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
(ознакомление с окружающим миром)
в средней группе
Выполнил
Воспитатель МКДОУ д/с
№4 «Аленький цветочек»
г.Вятские Поляны
Нигматянова Р.Ф.
Рецензент Н.В. Барабановаг. Киров
2015 г.
Тема: «Путешествие Лунтика»
Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи в течение года.
Воспитывающие задачи.
• Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
Обучающие задачи:
• Закреплять знания детей о транспорте, диких и домашних животных и их детенышей, названия магазинов, деревьев, насекомых, грибов и правил поведения в лесу.
• Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-.
• Согласование существительных с прилагательными женского, среднего, мужского рода.
Развивающие задачи.
• Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику.
Методы и приемы:
- словесный (вопросы, ответы);
- наглядный (рассматривание);
- практический (действие детей с демонстрационным материалом);
- игровой (появление игрушки, дидактические игры).
Материал: иллюстрации, игрушки: Лунтик, дикие и домашние животные, макет города, деревни, автомобильная дорога, светофор, дорожные знаки, машинки и автобус.
Словарная работа: обогащение и активизация словаря существительных, прилагательных.
Образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).
Формы организации: подгруппа.
Организационный момент. (Создание положительного эмоционального фона)
Дети, сейчас каждый из вас назовет свое имя и прохлопает его. (Ва-ня, Да-ша, Э-ми-ли-я и т.д.).Ход НОД:
1. История Лунтика. (Сообщение темы, развитие речевого слуха.)
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. Однажды на Луне родился малыш.
«Я родился» - весело воскликнул он.
Воспитатель: Вы догадались, о ком идет, речь?
Дети: О Лунтике.
Воспитатель: Лунтик упал с Луны и попал к нам в детский сад. И сказал мне, что очень хочет узнать, как живут люди на Земле. Как нам быть? Я предлагаю провести ему экскурсию, и показать как мы живем на планете Земля.
Основная часть.
А) Игра «Улица полна неожиданностей» (Закреплять знания детей о правилах поведения на улице; о разных видах транспорта.)
1, 2, 3 вокруг себя обернись,
В городе окажись.
- Мы оказались на городской улице. (Дети перемещаются по группе.)
- Мы идем с вами пешком. Как мы сейчас называемся?
Дети: Пешеходы.
Подходим к макету Город:
- Посмотрите сколько машин на дороге. Как их назвать их, одним словом?
Дети: Транспорт.
Воспитатель: Саша, какой бывает транспорт?
Саша: Грузовой.
Воспитатель: Настя, а еще какой?
Настя: Пассажирский.
Воспитатель: Какой вы знаете пассажирский транспорт?
Дети: Автобус, трамвай, троллейбус, поезд, такси.
Воспитатель: Как называется транспорт, который ходит по земле?
Дети: Наземный.
Воспитатель: Как называется транспорт, который передвигается по воде? Дети: Водный.
Воспитатель: Как называется транспорт, который передвигается по воздуху? Дети: Воздушный.
Воспитатель: Назовите.
Дети: Самолет, вертолет, ракета.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли где попало, переходить улицу?
Дети: Нет только там, где это разрешено.
Воспитатель: А как узнать это место?
Дети: По полоскам, по зебре.
Воспитатель: А если нет такой «зебры» на дороге?
Дети: Нужно искать светофор.
Воспитатель: Лунтик хочет знать, что обозначают сигналы светофора?
Дети (хором)
Красный – стой,
Желтый – жди.
А зеленый - проходи.
Воспитатель: Молодцы ребята, Лунтик теперь знает правила дорожного движения и не будет их нарушать.
Б) Дидактическая игра «Магазин» (Учить детей употреблять в речи названия магазинов)
Расскажите, что есть в нашем городе?
Дети: Многоэтажные дома, автомобильные дороги, по дорогам ездят разные машины, живет много людей, много разных магазинов.
Воспитатель: Посмотрите, целая улица магазинов.
- Даша, если на магазине висит вывеска с продуктами, как назвать этот магазин?
Даша: Магазину «Продукты»
Воспитатель: Ваня, а что можно купить в магазине, где вывеска с куклами, машинками, пирамидками?
Ваня: В этом магазине можно купить игрушки.
Воспитатель: Как называется такой магазин?
Дети: магазин «Игрушечный».
Воспитатель: Пришла машина с товаром. Нужно помочь распределить товар по магазинам.
Возьмите по картинке и определите, какому магазину товар подходит.
Воспитатель: Илюша, у тебя, что на картинке?
Илюша: Обувь.
Воспитатель: В какой магазин отнесешь?
Илюша: Отнесу в обувной магазин.
Воспитатель: Эмилия, у тебя что?
Эмилия: Апельсин.
Воспитатель: В какой магазин отнесешь?
Эмилия: В магазин «Овощи – Фрукты».
Проводится аналогическая работа со следующими картинками.
Картинки: кроссовки, яблоко, книга, молоко, хлеб, лук
Воспитатель: Ребята, послушайте, у Лунтика имя ласковое он любит ласковые слова.
Сейчас мы поиграем в игру «Ласковые слова». Я вам буду говорить овощи, а вы мне должны назвать их ласково.
Картошка – картошечка.
Помидор – помидорчик.
Огурец – огурчик.
Лук – лучок.
Перец – перчик.
Морковь – морковочка.
Капуста – капусточка.
Горох – горошек.
- Молодцы, ребята. Лунтик теперь знает, в каком магазине что купить.

2 часть «Поездка в деревню»
Воспитатель: А теперь, Лунтик, мы приглашаем тебя в гости, в деревню. Мы поедем на автобусе. Занимаем места, садимся поудобнее и отправляемся в путь.(сюжетно-ролевая игра «Транспорт», закрепить профессии: водитель, кондуктор).
- Вот мы проезжаем по лесу, посмотрите, какие деревья здесь растут? (на мольберте вывешены картинки с деревьями)
Игра «Назови дерево» (Закреплять с детьми знания о деревьях, развивать способность наблюдать.)
Дети: Ель, осина, береза, рябина.
Воспитатель: А какие деревья вы еще знаете?
Дети: Сосна, тополь, клен.
Воспитатель: Что еще растет в лесу?
Дети: Грибы, цветы.
Воспитатель: Какие грибы вы знаете?
Дети: Белый гриб, подосиновик, подберезовик, волнушки, лисички.
Воспитатель: Ребята, как надо вести себя в лесу?
Дети: Нельзя в лесу жечь костер, ветки ломать, не разорять гнезда, животных и насекомых обижать.
Воспитатель: А сейчас мы с вами остановимся, выйдем на лесную полянку.
- Ой, какой красивый цветок! А кто на цветке? (Бабочка)
- Каких насекомых вы ещё знаете? (Муравей, пчела, кузнечик, комар, муха).
Физминутка «Бабочка»
Бабочка летала, над цветком порхала
(медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
Два своих больших крыла опустила, подняла
(встать опустить и поднять выпрямленные руки)
Полетела дальше, чтобы мир был краше
(медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
Воспитатель: Ребята, сейчас какое время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Сейчас мы свами поиграем в игру «Скажи со словом «весенний»». Я буду называть слова, а вы эти же слова называете со словом «весенний».
Даша: День. Весенний день.
Ваня: Погода. Весенняя погода.
Саша: Дождь. Весенний дождь.
Эмилия: Трава. Весенняя трава.
Настя: Гроза. Весенняя гроза.
Илюша: Солнце. Весеннее солнце.
Марьям: Лес. Весенний лес.
Миша: Небо. Весеннее небо.
Платоша: Цветы. Весенние цветы.
Воспитатель: Молодцы.
- До деревни совсем недалеко, пройдем пешком вот по этой тропинке. (Идут по следам, руки на пояс, спина прямая).
Вот мы и в деревне. (макет деревни)
Игра «Кто, где живет?» (Классификация животных: дикие и домашние; совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-.)
Воспитатель: На лугу оказались вместе домашние и дикие животные. Одни хотят домой в деревню, другие в лес. Животным нужна ваша помощь. Возьмите по одной игрушке, назовите животное и его детеныша и помогите перебраться или в деревню, или в лес.
1-й ребенок: Корова. У коровы – теленок, они живут в деревне.
2-й ребенок: Медведь. У медведя – медвежонок, живет в лесу.
3-й ребенок: Свинья. У свиньи – поросенок, живет в деревне.
4-й ребенок: Собака. У собаки – щенок – это домашнее животное.
5-й ребенок: Волк. У волка – волчонок, волк живет в лесу.
6-й ребенок: Лошадь. У лошади – жеребенок, живет в деревне.
7-й ребенок Белка. У белки – бельчонок, белка живет в лесу.
8-й ребенок Заяц. У зайца – зайчонок, заяц живет в лесу.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Лунтик теперь знает, что животные бывают домашние и дикие.
- А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад.
(Обратно идем по этой же тропинке и на автобусе.)
Вот мы и приехали.
1,2, 3, вокруг себя обернись,
В городе окажись.
Рефлекия:
- Ребята, кому понравилась наша экскурсия возьмите веселый смайлик, а кому не понравилась грустный.
А сейчас напомним Лунтику, где мы с ним побывали.
Лунтик вас благодарит и дарит на память звезды со своей планеты. А на следующий год вы подрастете, узнаете еще много нового и интересного, и он снова придет к вам в гости.
Анализ занятия:
Проведя непосредственно-образовательную деятельность по данной теме, дети показали свои знания и умения полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Дети совершенствовали грамматический строй речи (употребляли существительные с суффиксами –онок, -енок, например: теленок, жеребенок и.т.д.), согласовывали существительные с прилагательными женского, среднего, мужского рода (весенний лес, весенняя гроза, весеннее солнце). В ходе нашего путешествия дети рассказали Лунтику, как они заботятся о природе.