Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Учебное занятие
Урок русского языка
«Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи»

Автор: Дворцевая Светлана Михайловна
учитель начальных классов
Тема: Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Цели:
предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, активизировать словарный запас.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование для учителя: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» УМК «Школа России», ОАО «Издательство Просвещение». Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.
Оборудование:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
 -Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
- Давайте вспомним правила поведения на уроке.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Мы тетрадки открываем
И работать начинаем.
Запишем число, классная работа.
Мягкий знак – хитрый знак:
Не произнести его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
-О какой букве я прочитала стихотворение?
- Для чего в слово просится мягкий знак. (для обозначения мягкости согласного)
- Вспомним, как пишется мягкий знак.
- Пропишем его.
- Поставьте точку под правильно написанной буквой.
-Ребята, с чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.) личностные: 
Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность; оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата
коммуникативные:
совместно договариваться о правилах поведения; аргументированно отвечать
познавательные: аналогия
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами
Как людьми населенаПравит ими Государь
По призванию… (Словарь)
Словарь: медведь, морковь, сентябрь, учитель, октябрь, ноябрь.
Взаимопроверка.
- Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки?
- Чем все слова похожи между собой? (в словах встречается мягкий знак)
2.Орфографическая минутка
Исправьте ошибки Незнайки. Их 5.(слайд)
Одна девочька ушла издома в лес. В лису она заблудилась и стала искать дарогу дамой.
- Подчеркните орфограммы.
(Один возле доски, класс проверяет. Уч-ся обмениваются тетрадками и проверяют работу друг друга) регулятивные: уметь воспринимать задание; оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата
коммуникативные:
использование критериев для обоснования своего суждения
Выявление места и причины затруднения
На слайде слова:
Завод, заводить, заводской, ученик, учить, юг, южный, встреча, встречный, встречать.
-Прочитайте слова. Найдите среди них имена существительные. Докажите правильность выбора, используя специальные термины из прошлого урока.
-Что общего у оставшихся слов?
-Что могут обозначать имена существительные?
-Поднимите руку. Кто не смог найти имена существительные?
- Почему? Ты можешь обосновать (объяснить), почему ты не нашёл их?
-Почему возникло это затруднение?
- А хотите узнать больше об имени существительном?
- С давних времен существует страна под названием «Части речи». Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Мы только начали знакомиться с одной из ее частей? А какой вы назовёте сами. (Имя существительное). регулятивные: формирование умения определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя.
познавательные: постановка, решение проблемы.
коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Построение проекта выхода из затруднения
- Вы догадались, какая тема нашего урока? (часть речи - имя существительное.) На слайде: «Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.»- Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы)
-Как вы думаете, все об имени существительном мы знаем? Нет. Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (сегодня мы будем повторять и закреплять то, что мы уже знаем, и узнавать новое об имени существительном.)
- Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (находить имена существительные среди других частей речи)
- Как вы будете открывать новое правило? (Сами.) личностные: формирование умения проявлять интерес к новому содержанию
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
Физкультминутка
(двигательная) регулятивная: волевая саморегуляция как способность к мобилизации энергии и сил.
Реализация построенного проекта
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными. (назовите их с вопросами, запишите два из них себе в тетрадь.
Делаем вывод:
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно. (Слайд)
упр.74 с. 44 (с комментированием)
- Рассмотрите рисунки.
- Назовите предметы.
- Поставьте вопрос к каждому слову-названию предмета.
- Как вы думаете, к какой части речи относятся эти слова? Докажите.
-Ребята, вы получили (открыли) новое правило. А как проверить своё открытие? (Посмотреть в учебнике)
-Откройте в учебнике страницу 45.
Проверьте, читая про себя правило.
-Прочитаем вслух хором. Какое дополнение нам нужно внести?
-Запишите слова в 2 столбика: сначала слова, отвечающие на вопрос кто?, затем слова, отвечающие на вопрос что?
(Возле доски работают 2 человека. Уч-ся обмениваются тетрадками и проверяют работу друг друга)
-Какая цель была перед нами?
-Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
-Что можете теперь делать? (находить имена существительные).
Не смотря в учебник, вы можете сформулировать правило (что такое имя существительное).
-Молодцы. А для чего нам нужно это правило?
-Так какой следующий важный шагна уроке? (Учиться, применять правило) познавательные: извлечение необходимой информации; подведение под понятие; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; контролировать действия в процессе выполнения задания; строить речевые высказывания в устной и письменной речи.
регулятивные: формирование умения оценивать результат работы, писать по образцу;
коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли; владеть монологической и диалогической речью; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
упр.75 с.45 ( с комментированием)
- Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению.
(Возле доски работают 4 человека. Уч-ся обмениваются тетрадками и проверяют работу друг друга)
-Ребята, а сейчас у нас блиц- опрос?
Имя существительное обозначает признак предмета?
Имя существительное обозначает предмет?
Имя существительное отвечает на вопросы что делает? Что сделает?
Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону -Выпишите только имена существительные.
Красный, ягода, месяц, зеленеет, бежит, ясный, город, Москва, хороший, красивый, ворона, щавель.Самооценка. Рефлексия учебной деятельности на уроке Какую часть речи вы научились распознавать?
Всё ли вам было понятно?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
-Какое задание вызвало затруднение?
-Что вы расскажите дома родителям о сегодняшнем уроке?
Оцените свою работу с помощью Светофора.
- У кого было прекрасное настроение на уроке и кому было всё понятно – зелёный кружочек
- Кто чем-то был недоволен на уроке - жёлтый
- А у кого испортилось настроение на уроке - красный
познавательные: контроль и оценка процесса и результата действий
(организовать оценивание учащихся собственной деятельности на уроке)
коммуникативные: умение выражать свои мысли (организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния)
Дом.задание: с. 46 упр.78