Конспект занятия по технологии для 8-10классов по теме Применение кожаных материалов в декорировании предметов быта


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОБУРЕЙСКАЯ СОШ № 1
КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ:
«ПРИМЕНЕНИЕ КОЖАНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ДЕКОРИРОВАНИИ ПРЕДМЕТОВ БЫТА»
7579873121
РАЗРАБОТАЛ УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ
ПАВЛОВА Т.Л.
2016Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КОНКУРСНОМУ МАТЕРИАЛУ ПО ТЕМЕ
«ПРИМЕНЕНИЕ КОЖИ В ДЕКОРИРОВАНИИ ИЗДЕЛИЙ»
Данная методика обработки кожи может быть использована как в основной программе обучения, так и в кружковой работе по предмету «Технология» среднего и старшего звена учащихся.
Технология применения бросового материала и остатков натуральной и пресованой кожи, является одним из видов декоративно-прикладных работ и используется для изготовления настенных и настольных панно, украшения бутылей и шкатулок, декорирования мебели и предметов интерьера, изготовления бижутерии и аксессуаров для одежды.
Метод интарсии и аппликации из кожи позволяет девочкам воплотить свои фантазийные эксперименты, развивает экономические и предпринимательские способности за счёт использования вторичного сырья и бросовых материалов; создать модное, авторское и полезное изделие, выгодно отличающееся от массовки.
Такие занятия направлены на воспитание художественной культуры школьника, развитие их интереса к народному творчеству, его наследию и традициям; учат находчивости и бережливости, развивают творческую фантазию и индивидуальность.
Сложность объекта изготовления может выбираться в соответствии с желанием и способностями ученика, навыками владения данной методики и творческим замыслом автора.
2
Урок в 10 классе «Применение кожи в декорировании изделий»
Цели:
Научить обрабатывать остатки натуральной и искусственной кожи тепловым способом;
Развивать творческую активность и фантазию;
Уметь применять данную технологию при декорировании предметов быта;
Тип урока: комбинированный
Научно-методическое содержание урока:
Теснение и перфорация на коже;
Аппликация и пирография на коже;
Технологическая обработка изделия;
Техника безопасности учащегося;
Использование бросового материала;
Оборудование и оснащение урока: интерактивная доска, компьютер или ноутбук, набор инструментов, старые газеты, источник огня (свеча или зажигалка), клей ПВА, инструкционные карты и инструкции по ТБ, шаблоны деталей, основа из дерева или плотный картон, работы учащихся в данной технике.
Ход урока:
Оргмомент и сообщение темы занятия.
Подготовительный момент (вопрос учителя) Скажите, какие виды декоративно-прикладного творчества вам известны?
(ответы учащихся) Аппликация, роспись, вышивка, плетение из нитей, лозы, бисероплетение, вязание и др.
(вопрос учителя) Для каких целей можно применять в быту данные виды творчества?
(ответы учащихся) Для украшения интерьера помещений и создания уютной атмосферы, для изготовления подарков близким людям, для получения прибыли после реализации конкретного заказа, для развития своей творческой фантазии.
(слово учителя) Сегодня мы познакомимся с новой для вас технологией украшения предметов быта и попробуем на практике создать небольшой сюжет,/слайд №1/
(слово учителя) Назовите, если знаете, виды обработки кожи и кожевенных изделий.
(учащиеся) Тиснение, плетение из кожи, гравировка.
Объяснение нового материала, (учитель) На самом деле существует несколько видов обработки натуральной кожи:
/слайд №2/
3
Существует множество приёмов и технологий обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приёмы используются как по отдельности, так и в сочетаниях.
То, что сегодня называется художественной обработкой кожи, появилось вместе с цивилизацией. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из неё по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось теснение, дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке её научились покрывать золотом. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплёты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории.
/слайд №3/ рассказ учителя сопровождается демонстрацией презентации и записью основных определений в тетрадь учащихся
Тиснение:
Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. Другой способ—тиснение с наполнением—вырезание из картона элементов будущего орнамента и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти, которую затем обжимают по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счёт толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор.
Термотиснение:
Это выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.
/слайд№4/
Перфорация:
Этот способ сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия, разложенные в виде орнамента. Этот приём используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска.
Плетение:
Один из способов обработки, заключающийся в соединении при помощи специальной техники нескольких полосок кожи. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макраме, выполненные из «цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией плетение применяется для оплётки края изделия (при изготовлении одежды, обуви, сумок)
Пирография:
Или выжигание—приём новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термотиснении (первые упоминания в России с 12века), но затем применялось как самостоятельный приём. В классическом виде представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской
упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора—пирографа. Им можно наносить на кожу тонкие и сложные рисунки. Часто применяют в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.
Аппликация:
Наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. Соединение можно проводить «встык» или « внахлест», в зависимости от вида изделия.
Интарсия:
/слайд№5/
То же, что и инкрустация или мозаика. Её выполняют на текстильной или деревянной основе.
Кроме всего прочего, кожу можно формовать, расписывать, придавать любую форму и рельеф. Мы же с вами сегодня попробуем на небольшом фрагменте соединить различные техники /аппликацию, интарсию и плетение/
/слайд№6/
? назовите необходимые нам сегодня инструменты и приспособления
/слайд№7/
Остатки натуральной и пресованой кожи
Свеча или зажигалка (как источник огня)
Пинцет (для удержания детали над огнём)
Клеёнка или старые газеты (для защиты стола)
Канцелярский нож (для надсекания деталей)
Ножницы
Спички (если используете свечу)
Клей ПВА
Основа для монтирования объекта
Маркер или ручка шариковая
Дополнения для украшения работы (паетки, бусины, тесьма)
(учитель) На ваших рабочих столах предложены инструкционные карты по выполнению данной методики. Следуя инструкциям, рассмотрим пошаговое содержание работы,/слайды № 8,9,10,11,12/
Практическая часть:
(учитель) Прежде чем приступить к выполнению практической части урока хочу обратить ваше внимание на соблюдение правил безопасного труда, т.к. работа сопряжена с открытым огнём и острыми предметами,/слайд №13/
Учащиеся выполняют небольшой объект труда, согласно инструкционных правил. Учитель выступает как консультант и куратор.
Анализ работ учащихся и подведение итогов занятия:
? Какой новой технологии сегодня научились?
?Какие трудности возникли в работе с конструкционным материалом?
Выскажите своё мнение: что больше привлекло—новизна, интерес или результат работы?
Учащиеся анализируют работы друг друга, делятся впечатлениями и новыми идеями. Работы оцениваются по 5-ти бальной системе.
Давайте посмотрим, какие идеи воплотили девочки, ранее изучавшие данную методику обработки кожи /слайд №14,15,16,17,18/
Домашнее задание:
Разработать идею для зачётной работы по данной технологии;/можно групповую/
принести все необходимые материалы для работы над творческим сюжетом,/слайд №19/


6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
http://www.redov.ru/sdelai_samru.wikipedia.orgpatlah.ru›
7
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Инструкционная карта
Трафареты /шаблоны/деталей
Материалы творческих проектов по данной методике
8
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ПО ОБРАБОТКЕ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ ТЕПЛОВЫМ СПОСОБОМ:
ПО ТРАФАРЕТАМ ВЫРЕЖЬТЕ ДЕТАЛИ ИЗ КОЖИ
С ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ КОЖИ СДЕЛАЙТЕ НЕГЛУБОКИЕ НАДРЕЗЫ- ПРОЖИЛКИ ЛИСТЬЕВ И ЛЕПЕСТКОВ, ПРИ ПОМОЩИ КАНЦЕЛЯРСКОГО НОЖА
«РАСКРОЙТЕ» ПРОЖИЛКИ: ВДОЛЬ КАЖДОЙ СЛОЖИТЕ ЛИСТ ПОПОЛАМ, ИЗНАНОЧНЫМИ СТОРОНАМИ ДРУГ К ДРУГУ. ЗАЖМИТЕ ЭТОТ СГИБ ПИНЦЕТОМ И ОБРАБОТАЙТЕ НАД ОГНЁМ, БЫСТРЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЕДВА КАСАЯСЬ ЯЗЫЧКА ПЛАМЕНИ
ОБРАБОТАЙТЕ НА СВЕЧКЕ КРАЯ ЛИСТА, А ПОТОМ СЛЕГКА ИХ ЗАГНИТЕ. ДЛЯ ПРИДАНИЯ ИЗОГНУТОГО ВИДА ПОДЕРЖИТЕ КОЖУ НУЖНОЙ СТОРОНОЙ НАД ОГНЁМ, ПОМНЯ, ЧТО ОНА ИЗГИБАЕТСЯ В СТОРОНУ ТЕПЛА.
СОБЕРИТЕ ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ НЕБОЛЬШУЮ КОМПОЗИЦИЮ, ОФОРМИТЕ В ФОРМЕ ЦВЕТКА И ПРИКРЕПИТЕ К ОСНОВЕ ПРИ ПОМОЩИ КЛЕЯ.