Конспект урока по русскому языку на тему Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Тымовское»








Русский язык
( 4 класс, «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, В.Е. Бунеева)
Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи.



Подготовила: Турец Л.П.,
учитель начальных классов







2016 г





УМК «Школа 2100», 4 класс.
Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
«Русский язык. 4 класс»
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи.
Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи
Задачи:
обучающие:
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
обратить внимание на роль прилагательных в речи;
закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных
развивающие:
развивать каллиграфические навыки;
прививать основы орфографической грамотности;
развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число;
развитие умения формулировать вопросы к заданию;
развитие умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;
воспитательные:
воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе;
воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности;
воспитывать уважение к одноклассникам;
воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца).

Тип урока: обобщение знаний .
Технология деятельностного подхода.
Методы и приемы: проблемно-диалогический, исследовательская деятельность, работа в группах и парах, анализ поэтического текста, упражнения на развитие избирательной памяти.
Оборудование :
учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык. 4 класс»,
компьютер,
мультимедийный проектор,
«светофоры»,
картина с изображением зимнего леса,
листы с изображением зайца, снегиря, ели, сосульки.













Этапы урока
Ход урока

I.Орг.момент (мотивация)
Встали дружно.
Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все, без исключения.



·I. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания. (слайд 2)
Открыли тетради. Записали число. Классная работа.
На доске запись. Спишите эти строчки в тетрадь.
 о а е и ы
ая яя ий ый ой ое ее ые ие
Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.
-  Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.)
-  Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы
Дети делят так: Один ученик у доски

-  Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)
2. Словарно-орфографическая работа (слайд 3)
Игра «Угадай слово».
По описанию узнать о ком идет речь. Записать эти слова, подчеркнуть орфограммы. ( слова отгадки появляются по щелчку). Один ученик у доски.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Кто в беретке ярко красной, в черной курточке атласной?
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (дятел)
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет, крохи собирает. (воробей)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья- белобока, зовут её (сорока)
Спинкой зеленовата, животиком желтовата.
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)
Проверка написанного.
Используют сигнальные карточки с гласными буквами.

III. Формулирование темы и целей урока
- Какие слова помогли узнать о ком идет речь ?
- А какие признаки можно указать у предмета?
- Кто может определить тему нашего урока.
Тема урока. Имя прилагательное как часть речи.
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
- Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.
(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)
- Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.


IV. Обобщение и систематизация изученного.















Наблюдение над словами именами прилагательными.
Поэтическая пятиминутка. Работа над стихотворением (слайд 4)
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой Солнце зимнее ли мечет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
- Какое время года описывает автор в своем стихотворении?
-  Докажите это словами из стихотворения. ("Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой")
- С помощью, каких слов передает автор красоту зимней природы? (Снежная, ослепительная, пуховая)
2. Обобщающая беседа.
-  Какие это части речи? (Это имена прилагательные.) Так какую же роль выполняют прилагательные?
- А что же такое прилагательное. Давайте вспомним с вами все, что мы о нем знаем. На какие вопросы отвечает. Что обозначает?
-С какой частью речи согласуется?
- Как изменяются имена прилагательные?
(по числам, в единственном числе по родам)
Да, это замечательное-
Имя прилагательное.
Имя прилагательное – огромная страна,
И нами лишь частично изучена она.
Сегодня на уроке мы с вами повторим
Все то, что нам известно и тест в конце решим
- Зачем используются прилагательные в речи?
(Они делают речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета).
Определяю я предметы,
Они весьма со мной приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
3. Работа с текстом . Отредактируй текст. (слайд 5)
(Текст написан без прилагательных)
Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.
– Прочитайте текст. Понравился вам он? Какой это текст: описание или повествование?
-  Чего не хватает в тексте-описании?
- Что надо сделать чтобы текст стал «Живым». Давайте отредактируем текст.
Выслушиваются тексты, составленные детьми.
– А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес; Утро в лесу; Лесная поляна)
-Спишите текст, ставя прилагательные в нужном падеже.
- С какой часть речи согласуется прилагательное?
Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Взаимопроверка работ. Работа в парах.
Сравните свой результат
С работой соседа.
Исправьте ошибки, если нашли.
Не просто исправьте, а докажите,
Что он не прав, а правы вы.

V.Физминутка.

Мы пришли сегодня в лес. Сколько тут чудес!
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в дупло кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.

VI. Обобщение и систематизация изученного.
(продолжение)


5.Игра «Подари предмету признак». Работа в группах. (слайд 6)
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. Листок с изображением данных предметов у каждой группы.
1 группа – заяц
2 группа – снегирь
3 группа – ель
4группа – сосулька
Каждый представитель группы зачитывает слова. Учащиеся оценивают свою работу.
6. Выборочное списывание. Разноуровневая самостоятельная работа
(слайд 7)
-Сейчас вы выберите себе задания по уровням, чтобы проверить свои знания.
1 уровень.
Выпишите из текста сочетания сущ.+прил.
2 уровень.
Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число
3 уровень.
Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число, падеж

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
(С.Есенин)
Дети выбирают себе задание по уровню, записывают в тетрадь.
7. Тестирование.
Как говорила я вначале,
Осталось тест нам написать.
Если работали усердно,
Тогда все справитесь на пять.
1 Выберите верное утверждение: (слайд 8)
а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета
б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает предмет
в) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы
а) Кто? Что?
б) Какие? Какая? Какое? Какой?
в) Что делать? Что сделать?
3.Имя прилагательное согласуется с (слайд 9)
а) существительным
б) глаголом
в) не согласуется
4. В какой строке даны только прилагательные:
а) синий, синь, синеть
б) надежда, белый, синий
в) надежный, синенький, синий
5. У прилагательного нет следующего признака:
а) числа б) рода в) времени
2.Проверка. Ответы на слайде по щелчку. (Слайд 10)
1в 2б 3а 4в 5в


VII. Рефлексия.
Урок подходит уж к концу и требует оценки.
Каким он был?.. Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным
Иль поучительным? Каким?
Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными.
Дети записывают 2-3прилагательных
- Что вам больше всего понравилось в уроке?
- Все ли у вас получилось на уроке?
- Что вам хочется сказать самому себе?
Желтые кружочки - «все на уроке удалось»
Зеленые - «старался, но не все удалось»
Красные –«Затруднялся выполнять большинство заданий»



·V. Домашнее задание.
Написать мини- сочинение на тему «Зимний день»

Список используемой литературы:
1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник «Русский язык», 4 класс. – М.: «Баласс», 2004.
2. Кучеренко С.В. Методические рекомендации к урокам. – Волгоград: Издательство «Волгоград», 2007.
3. Смирнова И.Г. Русский язык. 3-4 класс: тренинговые упражнения/ И.Г. Смирнова, Т.В. Бондарева. =- Волгоград: «Учитель», 2009.
4. Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель».2008.


























Приложение
1 группа «Заяц»









2 группа «Снегирь»










3 группа «Ель»








4 группа «Сосулька»











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 5 Заголовок 315