Календарное планирование. Литературное чтение


Литературное чтение
полугодие
(3 раза в неделю)
(Учебник «Литературное чтение 4 класс» в 2 частях Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий)
Программа для общеобразоват. организаций с обуч. на рус. яз. / сост. Максименко С.Л., Колисниченко Г.И., Гришина С.В., Ищук М.В., Присяжнюк О.В., Лазаренко Т.В. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2016. – 74 с.
Показатели скорости чтения вслух: 80-85 сл/мин
Показатели темпа чтения молча: 110-130 сл/ мин
Контрольная работа (II четверть) - из незнакомого текста (объемом 350 - 420 слов) и 12 заданий (6 заданий первого типа, 5 - второго и 1 - третьего типа):
1) задания, которые предусматривают выбор одного правильного ответа из трех (четырех) предложенных вариантов;
2) задания с коротким письменным ответом, задания на установление соответствия, правильной последовательности;
3) задания, требующие развернутого ответа.
Таблица переведения тестового балла в оценку
Оценка «2»«3» «4» «5»
Тестовый балл 1-56-1011-16 17-19
Цели и задачи:
учить учащихся сравнивать художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты;
учить соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевать такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
формировать умения составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях;
формировать личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине;
развивать умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения
культурного человека, формировать навыки доброжелательного сотрудничества;
способствовать воспитанию духовно-нравственного воспитания ребёнка;
пробуждать интерес учащихся к чтению художественных произведений;
воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
№ Дата
План\
факт Тема урока Характеристика видов деятельности обучающихся Приме-
чание 1 (1). Тема №1 «Вводный урок по курсу
литературного чтения» (1 ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника. Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1-3 классах.
Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. (1).2 (1)
3 (2)
4 (3) Тема № 2 «Летописи, былины, жития» (10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего».
Летопись — источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения (с. 6- 11) Планировать работу на уроке.Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.Читать отрывки из древнерусских
летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.
Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать былины и волшебные сказки. 5 (4)
(3).
6 (5)
7 (6) А.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины.
Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины — защитник Родины. Картина В. Васнецова «Богатыри».(с.12- 21) Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.
Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.
Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.
Описывать скульптурный памятник известному человеку.
Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека..8 (7).
Сергий Радонежский — святой земли Русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. (с.22- 29) Описывать характер человека; высказывать
своё отношение.
Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. 9 (8).
Юность Варфоломея. Рассказ
o битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.
Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. 10 (9).
11 (10) Урок внеклассного чтения. Русские богатыри: Былины и героические сказки.
Проект «Создание календаря исторических событий . Оценка достижений. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Оценка достижений. 12 (1)
13 (2) Тема № 3 «Чудесный мир классики» (16 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
П. Ершов. «Конёк-горбунок».
П. Ершов «Конек-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной.(с. 35- 59) Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его
содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения.
Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. 14 (3). События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. (с.35- 61) Характеризовать героев разных жанров.Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. 15 (4)
16 (5).
А. Пушкин. Стихотворения.
«Няне», «Туча». Авторское отношение к изображаемому.
«Унылая пора! Очей очарование...». Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. (с. 62- 68)
Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. 17 (6).
18 (7). «Сказка о мёртвой царевне и o семи богатырях...». Мотивы народной сказки в литературной.
Герои пушкинской сказки.(с.70- 90) Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.Высказывать суждение о значении произведений классиков. 19 (8). Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.(с.70- 91) Характеризовать героев разных жанров.Сравнивать произведения разных жанров. Делить сказку на части и составлять план к ней. 20 (9).
Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции. 21 (10). М. Лермонтов. «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. (с. 93- 96)
Видеть языковые средства,использованные автором. 22 (11). «Ашик-Кериб. Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. (с.97- 111) Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.
Высказывать суждение о значении произведений классиков .23 (12).
Л. Толстой. «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого. Заучивание наизусть (1 абзац) (с.112- 118) Формулировать основную мысль текста. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). 24 (13).
Басня. «Как мужик убрал камень». Особенности басни. Главная мысль.(с.119) Самостоятельно осваивать незнаком. текст (читать про себя, задавая вопросы по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу
чтения);формулировать основную мысль текста. 25 (14).
А. Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа — герои своего времени.(с. 120- 133) Соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. 26 (15).
А. Чехов. «Мальчики». Характер героев художественного текста. Оценка достижений. (с. 120- 136) Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям. 27 (16). Урок внеклассного чтения. Стихотворения русских писателей о природе. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. 28 (1). Тема № 4 «Поэтическая тетрадь» (8ч)
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела.
Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. (с.137- 140)
Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. 29 (2). А. Фет. «Весенний дождь» (заучивание наизусть),«Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. (с.141- 142) Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.
Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего
соответствует содержанию произведения.
Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. 30 (3). Е. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении. А. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения. (с. 143- 145) Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений, определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают личные чувства других людей. 31 (4).
32 (5) И. Никитин. «В синем небе плывут над полями...». Изменение картин природы в стихотворении.
Н. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки...». (заучивание наизусть) (с.146- 149) Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Самостоятельнo оценивать своё чтение. 33 (6).
34 (7)
И. Бунин. «Листопад» (заучивание наизусть). Картина осени в стихах И. Бунина. Слово как средство художествен- ной выразительности. Сравнения, эпитеты.
Слово как средство художественной выразительности. Оценка достижений (с. 150-154). 35 (8). Урок внеклассного чтения. В. Ф. Одоевский «Бедный гнедко». Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. 36 (1). Тема № 5 « Литературные сказки» (12ч) +1ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
В. Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. (155-168) Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное.
Сравнивать народную и литературную сказки. 37 (2).

В. Одоевский. «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ.(с. 155- 168) Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.
Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.
Делить текст на части.
Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно. 38 (3).
39 (4). В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. (с.169- 179) Определять виды текстов.
Знать отличительные особенности литературной сказки. 40 (5).
41 (6). В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. (с.169-179) Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.
Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.
42 (7)

Урок внеклассного чтения. П. П. Бажов «Голубая змейка».
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Иметь собственные читательские приоритеты. 43 (8). П. Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. (с.180- 192) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Определять смысл заглавия. 44 (9).
П. Бажов. «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения.(с. 180- 192) Ориентироваться в жанрах по определеннымпризнакам.  Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. 45 (10).

С. Аксаков. «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. (с.193- 214) Читать и воспринимать на слух прочитанное.
Сравнивать народную и литературную сказки.
Знать отличительные особенности литературной сказки Чтение по ролям. 46 (11). Урок внеклассного чтения. По страницам любимых сказок. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеристика любимого героя. 47 (12).
С. Аксаков. «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана.(с.193- 214) Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). 48 (13).
С. Аксаков. «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений. (с. 215) Делить текст на части.
Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану выборочно. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Литературное чтение
2 полугодие
(3 раза в неделю)
(Учебник «Литературное чтение 4 класс» в 2 частях Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий)
Программа для общеобразоват. организаций с обуч. на рус. яз. / сост. Максименко С.Л., Колисниченко Г.И., Гришина С.В., Ищук М.В., Присяжнюк О.В., Лазаренко Т.В. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2016. – 74 с.
Показатели скорости чтения вслух: 90-95 сл/мин
Показатели темпа чтения молча: 130-150 сл/ мин
Контрольная работа (II четверть) - из незнакомого текста (объемом 350 - 420 слов) и 12 заданий (6 заданий первого типа, 5 - второго и 1 - третьего типа):
1) задания, которые предусматривают выбор одного правильного ответа из трех (четырех) предложенных вариантов;
2) задания с коротким письменным ответом, задания на установление соответствия, правильной последовательности;
3) задания, требующие развернутого ответа.
Таблица переведения тестового балла в оценку
Оценка «2»«3» «4» «5»
Тестовый балл 1-56-1011-16 17-19
Цели и задачи:
учить учащихся сравнивать художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты;
учить соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевать такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
формировать умения составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях;
формировать личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине;
развивать умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения
культурного человека, формировать навыки доброжелательного сотрудничества;
способствовать воспитанию духовно-нравственного воспитания ребёнка;
пробуждать интерес учащихся к чтению художественных произведений;
воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
№ Дата
План\
факт Тема урока Характеристика видов деятельности обучающихся Приме-
чание 49(1). Тема 6.«Делу время – потехе час» (9 ч)
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Сказочное и реальное в произведении. Знакомство с творчеством автора. Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. 50 (2)
51 (3)
(
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Сказочное и реальное в произведении.
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».Главные герои произведения.
Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Инсценирование произведения.
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. 52 (4)
Внеклассное чтение. Рассказы В. Драгунского. Юмор и сатира в произведениях для детей.
Обучение составлению каталожной карточки. Анализ произведений. Организация диалога - роль юмора в жизни человека. 53 (5).
В. Драгунский «Главные реки». Средства познания комического эффекта. Уточнение сведений об авторе. Жанр – юмористический рассказ. Участие в диалоге, высказывание оценочных суждений с опорой на текст. Пересказ текста от лица героев.
54 (6).
В. Драгунский «Что любит Мишка». Многозначность слова как средство выразительности и создание комического эффекта в рассказе. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Чтение по ролям. 55 (7).

В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Авторское отношение к герою рассказа. Тема, главная мысль произведения. Анализ текста. Умение составить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Инсценирование произведения. 56 (8)
В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Авторское отношение к герою рассказа. Тема, главная мысль произведения. Анализ текста. Умение составить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.
57 (9). Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Соотношение названий и тематики. Составление устных высказывании й с опорой на текст. Особенности жанров литературы.
58 (1)

Тема 7. Страна детства (7ч.)
Внеклассное чтение. «Необычный календарь ( В. Бианки «Лесная газета»)» Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. 59 (2)
Б. Житков «Как я ловил человечков». Анализ поступков героев. Уточнение сведений из жизни автора. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Особенности развития сюжета. Обучение умению вести диалог. 60 (3).
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. Уточнение сведений из жизни автора. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Составление плана. Связь литературы с музыкой. 61 (4).
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Средства художественной выразительности в рассказе. Восстановление последовательности событий. Оценка поступков героев. Роль образных средств в создании атмосферы произведения. Пересказ. 62 (5)
К. Паустовский «Похождение жука-носорога». Моделирование обложки произведения. Организация авторской выставки книг. Анализ произведения. Иллюстрации и художественный текст. Викторина. Групповая работа по моделированию обложки произведения. 63 (6) М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания. Знакомство с жизнью и творчеством автора. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Обучение постановке вопросов по тексту. 64 (7)
Обобщение по разделу «Страна детства». Соотнесение названий и тематики. Составление устных высказываний с опорой на текст. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). 65 (1)
Тема 8. Поэтическая тетрадь (5ч.)
Внеклассное чтение. «Волшебница-зима». Стихи русских поэтов о зиме. Природа зимой. Наблюдение над явлении ем и соотношение его со строками стихов. Подбор образных средств языка к зимним явлениям. Конкурс чтецов. 66 (2)
В. Брюсов «Опять сон», «Детская». Работа над изменением интонирования произведения. Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения. 67 (3) С. Есенин «Бабушкины сказки». Тема детства в произведениях поэта.
Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Тема, главная мысль. 68 (4) М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Работа над выразительным чтением. Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения. Интонирование произведений. 69 (5) Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Стихи С. Есенина и М. Цветаевой. Литературные игры. Работа над выразительным чтением, изменением интонирования в зависимости от настроения автора. Конкурс чтецов. 70 (1). Тема 9 «»Природа и мы» (9ч.)
Д. Мамин - Сибиряк «Приемыш». Нравственные уроки произведения. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.
Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего
соответствует содержанию произведения.
Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. 71 (2).
Д. Мамин - Сибиряк «Приемыш». Роль рассуждений и диалогов в понимании характеров героев, их поступков. Работа с разными видами пересказа. Последовательное восстановление хода событий рассказа. Анализ произведения, его речевой составляющей. Характеристика героев. 72 (3).
Внеклассное чтение. Рассказы А. Куприна, М. Пришвина. Развитие наблюдательности в процессе работы над литературным произведением.
Организация тематической выставки. Анализ произведений. Обучение составлению аннотаций..73 (4).
74 (5)
А. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристика и портреты животных в рассказе.
А. Куприн «Барбос и Жулька». Тема самопожертвования в рассказе.
Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Словесное рисование.
Расширение границ понятия «тема» рассказа. Нравственные уроки произведения. Работа над изменением концовки рассказа.
75 (6).
Е. Чарушин «Кабан». Юмор в произведении. Уточнение сведений об авторе. Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях. событиях). Средства создания юмора в произведении. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного).
66 (7). В. Астафьев «Стрижонок Скрип». Тема природы в произведении. Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Тематическое многообразие. 77 (8).

В. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. Работа над пересказом. Деление на части. Составление плана. Работа над пересказом. Преобразование произведения (фрагментарное). 78 (9).
Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений. Литературные игры. Работа над выразительным чтением, изменением интонирования в зависимости от настроения автора. Формирование умения ставить вопросы. 79 (1).
Тема 10. Поэтическая тетрадь (4ч.)
Б. Пастернак «Золотая осень». С. Клычков «Весна в лесу». Взаимосвязь видов искусств. Знакомство с творчеством и жизнью авторов. Картины природы в стихотворениях. Сопоставление произведений художественной литературы, живописи, музыки. Заучивать стихи наизусть. 80
(2)

Д. Кедрин «Бабье лето». Н. Рубцов «Сентябрь». Средства передачи настроения в произведениях. Работа над поэтическими произведениями. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона. 81 (3). С. Есенин «Лебедушка». Значение фольклорных элементов в авторском тексте.
Расширение знаний о творчестве автора. Своеобразие языка произведения. Фольклорные элементы в авторском тексте, их значение. Заучивать стихи наизусть. 82 (4).
Внеклассное чтение. Поэты ХХ века о Родине и родной природе. .
Обобщение знаний. Заучивать стихи наизусть. Проверять себя и оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. 83 (1).

Тема 11. Родина (8ч.)
И. Никитин «Русь». Тема любви к Родине и ее героическому прошлому.
Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавать чувство гордости за своих предков. 84
(2). С. Дрожжин.»Родине». Взаимосвязь темы и образных средств языка. Знакомство с творчеством автора. Тема Родины и малой родины. Работа с иллюстрацией, составление монологического высказывания на основе текста и иллюстрации. 85 (3).
А. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Создание словесных картин. Знакомство с творчеством автора. Тема Родины и малой родины. Работа с иллюстрацией, составление монологического высказывания на основе текста и иллюстрации. 86 (4).
С. Слуцкий «Лошади в океане». Работа над передачей настроения произведения при помощи интонирования. Тема войны в произведении. Установление причин событий. Изменение настроения в процессе развития событий, характер интонирования. Средства голосовой выразительности. 87(5)
Мое любимое стихотворение о Родине поэтов Донецкого края.
.
Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших донецких поэтов. 88 (6). Внеклассное чтение. «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» .Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавать чувство гордости за своих предков. Воспитывать чувство патриотизма. 89 (7)

Проект «Они защищали Родину»
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев. Развивать учения выразительно читать и подробно пересказывать. 90 (8)
Обобщение по разделу «Родина». Уточнение сведений из жизни автора. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Особенности развития сюжета. Обучение умению вести диалог. 91(1).
Тема 12. Страна Фантазия (6ч.)
Е. Велтистов «Приключения Электроника». Жанровые особенности произведения. Уточнение сведений из жизни автора. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. 92 (2).
Е. Велтистов «Приключения Электроника». Жанровые особенности произведения. .Уточнение сведений из жизни автора. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний 93
(3)
Е. Велтистов «Приключения Электроника». Работа над пересказом. Восстановление последовательности событий. Оценка поступков героев. Роль образных средств в создании атмосферы произведения. Пересказ. 94 (4) Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» О путешествиях и путешественниках. Анализ произведений.
Соотнесение названий и тематики. Составление устных высказываний с опорой на текст. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). 95 (5)
К. Булычев «Путешествие Алисы». Составление устных высказываний с опорой на текст. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Комичность произведения и средства ее достижения. 96 (6)
К. Булычев «Путешествие Алисы».
Работа над картинным планом. Комичность произведения и средства ее достижения. Составление картинного плана, пересказ текста по плану. 97 (1)
Тема 13. Зарубежная литература (10ч.)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Характеристика главного героя. Анализ текста. Знакомство с зарубежными авторами. Словесное рисование портрета главного героя. Читать и воспроизводить на слух художественное произведение, выразительно читать диалоги. 98 (2) Г. Андерсен «Русалочка». Уточнение знаний о творчестве автора. Герои произведений – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного). 99
(3) Диагностическая работа. 100 (4) М. Твен «Приключения Тома Сойера». Тема первой любви в произведении. Знакомство с творчеством автора.
Последовательное восстановление хода событий рассказа. Анализ произведения, его речевой составляющей. Деление текста на части. Характеристика героев.
101 (5). Внеклассное чтение. Сказки Р. Киплинга.
Уточнение знаний о творчестве автора. Герои произведений – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного).