Календарное планирование по факультативу Краеведение, 7 класс

Календарно-тематический план

Тема занятия
Кол-во часов
Сроки
ЗУН


«Введение» (1 час)


1.
Краеведение, цели и задачи курса, источники знаний, географическое положение края
1
1.09-6.09
Знать величину территории , статус и значение населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры);

«Работа с картами и знакомство с основами туризма» (2 часа)


2.
Виды карт используемых в краеведении, основы ориентирования.

1
8.09-13.09
Уметь ориетироваться с помощью компаса, определять азимуты по карте и на местности, знать технологию создания планов местности способами полярной и маршрутной съемки, картосхем, условные знаки;

3.
Основы туристической техники

1
15.09-20.09
Установление палатки, укладка вещей, вязание узлов, виды переправ, оказание первой помощи, движение на местности по карте, правила безопасности во время экскурсии

«Рельеф территории края» (3 часа)


4.
Ознакомление с типичными формами рельефа местности

1
22.09-27.09
Выявление основных рельефообразующих факторов, сейсмические процессы, действия при землетрясении, изучение происхождения названий форм рельефа, ознакомление с горными породами

5.
Измерительные работы по картам и на местности (работа с нивелиром)
1
29.09-4.10
Определять высоты холмов, возвышенностей, гор, крутизны склонов, создание изображений различных форм рельефа (рисунок, картосхема, схема, совокупность условных знаков объектов местности и моделирование)

6.
Экология территории родного края

1
6.10-11.10
Знать эрозионные процессы антропогенного и природного происхождения на поверхности рельефа и их отрицательные последствия, меры предпринимаемые по их предотвращению

«Природные ресурсы края» (2 часа)


7.
Выявление и составление перечня природных ресурсов родного края и их значение для развития экономики,

1
13.10-18.10
Ознакомление с полезными ископаемыми и историей открытия месторождений в крае, анализ рекреационных ресурсов;

8.
Ознакомление с месторождениями полезных ископаемых и способами (видами) добычи

1
20.10-25.10
Знать ресурсосохраняющие технологии, составление схемы месторождения, карьера, сбор образцов полезных ископаемых, горных пород;

«Погода и климат местности» (3 часа)


9.
Выявление климатообразующих факторов, способы наблюдения за погодой

1
27.10-4.11
Проводить измерения атмосферного давления, температуры воздуха, силы и направления ветра, атмосферных осадков (работа с приборами), графическое изображение этих показателей погоды, по возможности, знакомство с технологией работы ближайшей метеостанции)

10.
Местные признаки изменений в погоде, предсказание погоды (презентация способов)

1
11.11-15.11
Знать явления погоды принимающие характер чрезвычайных ситуаций, действия человека

11.
Анализ многолетних наблюдений за изменениями климатических условий и природы края в целом

1
17.11-22.11
Выявление основных причин изменений (по разным источникам, в том числе, по опыту старожилов), ветроэнергетика, экология воздушного бассейна края

«Воды края и их использование» (3 часа)


12
Классификация вод на территории края, создание схемы местной гидрографической сети
1
24.11-29.11
Изучение происхождения названий, использование водных ресурсов, гидроэнергетика, экология вод;


13
Исследование и описание одного водного объекта (реки, родника),
1
2.12-6.12
Описание реки Шу

14
Исследование и описание озер края (или одного ближайшего озера);

1
8.12-13.12
Описание озера по плану

«Почвы края» (2 часа)


15.
Главные типы почв края, их основные характеристики и значение

1
15.12-20.12

Изучение почвенных срезов

16.
Плодородие местных почв, мероприятия по ее сохранению и востановлению
1

22.12-29.12
знакомство с технологией агромелиорации (встреча с работниками и специалистами сельского хозяйства)

«Растительность края и города» (3 часа)


17.
Изучение растительности на территории края, определение их типов и уникальных видов растений в них

1

11.01-17.01
Узнать о состоянии растительного покрова края, растительность в городе, опыт озеленения в г. Астана и его окрестностях

18.
Изучение отдельных видов растений растущих в крае
1
19.01-24.01
Ознакомление с их полезными и лечебными свойствами

19.
Изучение и описание местных растений по гербариям

1
26.01-31.01
Оформление флористического уголка

«Животный мир края» (3 часа)


20.
·
Выявление и изучение животного мира на территории края
1
2.02-7.02
Определение их групп и уникальных видов животных в них, охрана животного мира

21.
Изучение отдельных видов животного мира края

1
9.02-14.02
Опасные и полезные насекомые, промысловые животные и их значение, казахская национальная охота – искусство беркутчи

22.
Посещение музеев природы родного края

1
16.02-21.02
Встреча с работниками охотобществ, лесхозов, изготовление и развешивание скворечников

«Охрана природы и особо охраняемые объекты, территории края и города» (3 часа)


23.
Составление списков, фотоальбомов, видеослайдов, видеофильмов о растениях и животных родного края, нуждающихся в защите и охране

1
23.02-28.02
Презентация работы

24.
«Краснокнижные», эндемичные растения и животные родного края и прилегающих территорий;
1
2.03-7.03
Знать о растениях и животных родного края, которые занесены в Красную Книгу Казахстана

25.
Посещение особо охраняемых территорий и объектов

1
9.03-14.03
Посещение заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, зоопарков, ботанических садов, дендрариев, лесхозов, ознакомление с технологиями природоохранной работы в них

«Хозяйство края, города» (4 часа)


26.
Составление картосхемы расположения значимых промышленных и сельскохозяйствнных предприятий района

1
16.03-20.03
Знать о профессиях, востребованные на предприятиях и учреждениях края

27.
Знакомство с работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий

1
3.04-4.04
Встреча с руководителями и специалистами предприятий

28.
Экскурсия на предприятие;

1
6.04-11.04
Знакомство с техникой, технологией и технологическими процессами, знакомство с представителями различных профессий

29.
Изучение и описание по разработанному плану наиболее значимого для района, предприятия

1
13.04-18.04
Составление схемы производственных связей, по экспорту и импорту в том числе

«Краткая история и культура народов, проживающих в крае» (4 часа)


30.
Ближайшие археологические памятники

1
20.04-25.04
Составление схемы древних стоянок, поселений, городищ, курганов, могильников, исследование литературных источников

31.
Краткая история процесса заселения, освоения и развития территории

1
27.04-2.05
Общественно-исторические, экономические и природные факторы первоначального заселения края

32.
Культура края

1
4.05-8.05
Народное творчество, традиции, обычаи, обряды, национальная кухня, национальные ремёсла казахского народа и народов проживающих на территории края

33.
Выдающиеся люди края

1
11.05-16.05
Знакомство с биографией и заслугами людей, внесших особый вклад в развитие края

Подведение итогов (1 час)

34.
Оформление накопленного материала по разделам
1
18.05-23.05
Презентация и сдача накопленного материала в школьный краеведческий музей

Учебно-методическая литература для учителя:
Караульных Г.А. «Край родной - Кордай»- село Кордай, 2008.
Байгошкаров М.А. «Сегодня и завтра Курдая», Алматы, 1278
Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М., 1980
Ахметова С.М. Историческое краеведение в Казахстане.- Алматы,1982
Акназаров Н.В. Историческое краеведение. Уч. Пособие. – Алматы,2000
6. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение.- М., 1987
7. Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла.- Алма-Ата,1979
8. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики.- М.,1979
9. Мурзаев Э.М. География в названиях .- М., 1982
10. Адрианов А.А. Краткий исторический очерк Семипалатинского музея.- Семипалатинск,1929
11 . Кацюба Д.В. Краеведение в воспитании учащихся.- М., 1965
12. Помарнацкий В.Ф. Организация учебных экскурсий.// Преподавание истории в школе, 1973, № 4
13. Даринский А.В., Кривоносова Л.Д., Круглова В.А., Луканенкова В.К. Краеведение. Пособие для учителей.- М

Литература для учащихся:
1. Алексеенко Н.В. Хранители памятников. Документальный очерк о краеведении Казахстана. Алматы, 1988
2. Казахи. Историко-этнографическое исследование.- Алматы, 19959
3. Огрызко З.А. Школьные краеведческие музеи. Сб. «Общие вопросы школьного краеведения».-М.,1971
4. Общие вопросы школьного краеведения.-М.,1971
5. Закон РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия»(1992)
6. Нумухамедов Н.Б. Искусство Казахстана.- 1970
7. Статьи из районной газеты «Кордайский маяк», рубрика «История родного края»




15