Конспект урока по русскому языку на тему «Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа».


Тема урока: «Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа».
Цель урока: совершенствовать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном предложном падежах.
Задачи урока:
•Развивать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе
•Воспитывать умение работать в коллективе, радоваться успехам товарищей.
• Отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.- Итак, ребята, мы с вами начинаем урок русского языка.
- Скажите, пожалуйста, что нам необходимо для успешной работы на уроке. (Внимание, помощь друг другу, уважать чужое мнение).
- Запишите число и классную работу
Восемнадцатое февраля.
Классная работа
II. Минутка чистописания.
Запишите, обратите внимание на соединения .На доске: жм, жл, жиПословица: “Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости”СлайдIII. Актуализация опорных знаний.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Почему выделены слова?
– В чем сходство этих существительных?
- Над какой частью речи мы работали на предыдущих уроках русского языка
Игра «Найди лишнее слово» Слайд
На дорог., с площад., в деревн., на мор., к осен., к подруг., (в траве)
- Почему? (ударное окончание)
Что должно стать целью нашего урока?
- Какова цель урока? (Будем учиться проверять падежные окончания имён существительных- Что будем отрабатывать?
– Сегодня мы будем совершенствовать навык правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.
Давайте запланируем нашу деятельность. С чего нужно начать работу?
Давайте порассуждаем, что нужно знать, что бы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных.
А) склонение
- Нам необходимо повторить склонения существительных.
Работаем в парах. Расскажите друг другу, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.
1 склонение 2 склонение 3 склонение
ж.р. м.р. ср.р. м.р. ж.р.
-а -я 10299703365500 -о,е (ё) 2032003365500 (с Ь-знаком)
Приведите примеры и запишите по 2 слова каждого склонения.
- Только ли склонение нужно знать, для того, чтобы правильно написать безударное окончание?
Б) Падеж и окончание в данном падеже.
- Предлагаю провести маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание.
1группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак – и доказать свой выбор.
1. Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание – е. 2. Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание - е, в дательном и предложном падеже окончание – е. 2 группа.
Задание.
1. Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е. 2. Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и. 3 группа.
1. Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. 2. Имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и . 4 группа.
1. Чтобы верно написать окончание имени существительного 1 склонения, нужно подобрать слово-помощник рука 2. Чтобы верно написать окончание имени существительного 1 склонения, нужно подобрать слово-помощник грудь. 5 группа.
1. Чтобы верно написать окончание имени существительного 2 склонения, нужно подобрать слово-помощник рука 2. Чтобы верно написать окончание имени существительного 2 склонения, нужно подобрать слово-помощник плечо 6 группа.
1 Чтобы верно написать окончание имени существительного 3 склонения, нужно подобрать слово-помощник рука 2 Чтобы верно написать окончание имени существительного 3 склонения, нужно подобрать слово-помощник грудь. Оценим, как прошло исследование. Самооценка – карточки. Проверка (вывод каждой группы фиксируется на доске).
24003003003553 склонение
Р.п. – и
Д.п. – и
П.П. – и
грудь
003 склонение
Р.п. – и
Д.п. – и
П.П. – и
грудь
12573003003552 склонение
Р.п. –
Д.п. –
П.П. – е
плечо
002 склонение
Р.п. –
Д.п. –
П.П. – е
плечо
1143003003551 склонение
Р.п. – и
Д.п. – е
П.П. – е
рука
001 склонение
Р.п. – и
Д.п. – е
П.П. – е
рука
На доске появляется: Слайд

Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных:
Вспомним наши шаги.
Знать склонение
Знать падеж
Применять слова-помощники
- Поверим совпадают ли наши выводы с теми, которые даны в учебнике.
Прочитайте «Шаги к умению» с 37.
– Какие гласные создают особую трудность при письме?
Работа над решением поставленных задач.
Игра “Кто быстрее”
Работа в группах.
На доске два столбика -и– -е– Каждая группа получает карточки с существительными, в которых пропущены окончания. Члены команд вставляют окончания, выходят к доске, прикрепляют карточку в нужный столбик. 1 команда:
от печк…
к маск…
в картин…
в город…
по комнат..
2 команда:
для вырубк…
по ветк…
в канав…
на базар….
из ткан…..
3 команда
без книжк….
к работ….
в каш…
в голос…
к матер….
4 команда.
из норк..в книг..
у печк..на кроватк..на крыш..
5 команда
в кувшин..на зелен..к постел..с прогулк..на площад..Коллективная проверка.
Вернёмся к заданию Игра «найди лишнее слово».
Запишите слова, вставьте нужное окончание, объясните.
Работа в парах (на карточках). Слайд

На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая
белка. На берёз.. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест….
- Проверка по «эталону».
- Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?
Какие ошибки допустили?
Как вы думаете, что нужно было вам сделать, чтобы избежать ошибок?
Оцените свою работу. Самооценка
Физминутка.
Я буду называть существительные.
Если оно относится:
к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши,
ко 2-ому – приседаете,
к 3 склонению – прыгаете на месте.
астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.2. Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты.
1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
С собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, на снежинке.
2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно найти ошибки и объяснить письменно.
К деревни по тропинки бежит хохлатый жаворонок. С первым снегам появляется он на деревенской улици . Весь день жаворонок проводит в поисках пищи . На морози жаворонок не зябнет.
3 уровень – самый сложный. Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.
тропинка, узкая, детей, еловой, привела, к рощ…;
висели, высокой, шишки, на , ел…;
белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
Проверка задания проводится: по «Эталону».Кто справился без ошибок? Где были ошибки и почему? Оцените свою работу.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. № 66
IV. Включение в систему знаний и повторений. Слайд
Проверочный тест
1. Выберите слово, которое может служить для проверки окончания в других словах.
Р – на хлебе С- на руке
Т- на дереве Ч – на печке
2. Прочитайте предложение. Найдите падеж, который в нём не представлен
Солнце ярким светом озарило окрестность.
Д- творительный Ж- именительный
Э – винительный М – предложный
3.Выберите слово, в окончании которого пишется буква е.
Л - на тетрад.. Б - о матер…
Х - при площад… О- в книг…
4. Выберите словосочетание, где в обоих окончаниях пишется буква е.
П - в тетрад.. по математик.. Г – на плать.. и свитер..
Ц – от дорог.. до рощ… Ю – на ствол.. черёмух..
5. В предложном падеже буква е пишется в окончаниях существительных:
Т - 2-го и 3-го склонения Ш - 1-го и 3-го склонения
У - 1-го и 2-го склонения Ф - во всех трёх склонениях
Проверка: Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его.(СМОГУ) Значит вы сможете написать итоговый диктант.
Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили. Что необходимо повторить?
V. Итог урока.
- Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?
- Достиг ли наш урок желаемых результатов? (выслушиваю ответы детей )- Где нам пригодятся полученные знания?
VI. Рефлексия.
Продолжи предложение:
Сегодня на уроке я научился ……………..
Было интересно …………..
Я своей работой на уроке ………….
(доволен или недоволен)
VII. Домашнее задание:
№65, с. 38, повторить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных с37.