План конспект урока по литературе: Александр Степанович Грин «Алые паруса» Повесть


Литература 4-3-9
Дата «___»________ 20__г Класс 4-«__»
Тема урока: Александр Степанович Грин «Алые паруса» Повесть
Цель урока: Знакомство с повестью Александра Степановича Грина «Алые паруса»
Задачи урока:
• расширение и углубление знаний об особенностях произведений А.С. Грина, совершенствование умения анализировать прочитанные произведения, находить ответы на поставленные вопросы; совершенствование навыка выразительного и осознанного чтения;
• развитие устной речи, способности высказывать собственное мнение, творческого воображения, памяти, мышления;
• воспитание чувства отзывчивости, заботливого и бережного отношения друг к другу.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений;
Ход урока
Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания.
Словесные портреты героев Ассоль и Грэя.
а) внешность;
б) внутренняя красота;
в) характер;
г) поступки и чувства;
д) стремление к мечте;
2. «Мозговой штурм».
Учащиеся должны ответить на вопрос: «Что является счастьем для меня?»
Учитель фиксирует ответы учеников на доске. Подводится итог.
Для А.С. Грина очень важно было сделать человека счастливым. Об этом он писал в своих произведениях. Самая большая награда для человека - принести счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль.
3. Работа над произведением.
1) Работа над цветовой символикой.
Какими красками наполнена повесть «Алые паруса»? Подтвердите словами из текста.
- Почему для одних мир серый и невзрачный, а для других он состоит из ярких праздничных тонов? Какие краски вы бы взяли, чтобы изобразить внутренний мир Ассоль и Грэя?
Каждый человек видит мир в соответствии со своим характером и настроением. А значит, только от самого человека зависит, расцветет ли для него мир праздничными красками.
По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это сила воображения. Человеку дана удивительная возможность - фантазировать, мечтать, творить. Чувство чести, долга, человеческого достоинства - все это у Грина на первом месте. Мечта, любовь, счастье, труд - вот основа человеческой жизни.
2) Словесное описание.
Похожа ли жизнь Ассоль на сказку? (До встречи с Грэем и посленее)
Неизвестно, как сложилась бы судьба маленькой героини, если бы однажды в ее жизнь не вошла сказка, наполненная ожиданием чудесной и счастливой любви. Не желая становиться такой, как все, не приемля серость, однообразие и приземленность, Ассоль сумела сохранить веру в чудо. Однако ее мечта никогда не осуществилась бы, не появись человек, который разделил веру девушки в чудо.
Встреча с Ассоль пробудила в сердце Грэя любовь. Узнав о предсказании Эгля, он решил подарить девушке сказку о корабле с алыми парусами, потому что понял нехитрую истину: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
3) Какие ассоциации вызывает у вас это произведение? Подберите ассоциации в виде эпитетов.
- чудесная неизвестность;
- прекрасное далёко;
- волшебные мечты.
4)Работа в паре.
Прочитайте афоризмы. Объясните, как вы их понимаете. Какие афоризмы можно отнести к повести «Алые паруса»?
• Мечта есть самое приятное, самое верное, самое интересное общество: оно делает течение времени незаметным.
П. Буаст
• Не жалуйся, что твои мечты не сбылись: заслуживает жалость лишь тот, кто никогда не мечтал.
М. Эшенбах
• Вечен только мир мечты.
В. Брюсов
• Как только исчезает мечта, то это значит, что ее место занимает реальность.
Анна Сталь
• Так вот и надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее.
М. Пришвин
После работы над афоризмами учащиеся должны приготовить устное обращение к своим товарищам. Начать его надо словами: «Ребята, надо верить в чудеса...».
5) Работа в группах.
Представление группами героев повести, их характеристика. Группам предлагают вопросы, на которые они должны ответить.
1 -я группа - Эгль
- Чем Эгль похож на сказочного героя?
- Как автор изображает Эгля? Найдите в тексте его описание.
- Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку? (Учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые автором и подтверждающие точку зрения группы)
- Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?
2-я группа - Ассоль
- Почему у Ассоль не было подруг?
- Какие качества героини подчеркивает автор?
- С помощью каких художественных средств Грин смог показать необычность Ассоль?
- С каким растением ассоциируется образ Ассоль? Почему? 3-я группа-Грэй
- Как герой воспринял сказку об алых парусах?
- Почему Грэй сумел воплотить мечту в действительность?
- В каких поступках вы увидели «странную летящую душу и дух действия» капитана Грэя?
6) Творческая работа.
Как стать счастливым, каждый человек решает по-своему. Грин предлагает свой рецепт счастья. В чем он, на ваш взгляд?
В повести А.С. Грин говорит нам о том, что нужно быть верным своей мечте, сохранять в себе чистую душу, нужно делать чудеса своими руками, приносить счастье людям, а это сделает счастливыми и нас самих.
Стратегия «Свободное письмо».
- Напишите свой рецепт счастья. Какие советы вы бы хотели дать окружающим?
Слушание работ.
4. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему«Что такое счастье?»
5. Подведение итогов урока.
- Были ли вы уверены, что сказка, предсказанная Эглем, станет реальностью?
- Почему мечта Ассоль исполнилась?
- Права ли была Ассоль, что жила в ожидании сказки? Как поступили бы вы на месте Ассоль?
- Что вас удивило в этой повести? Что особенно понравилось?
- Чему научил вас писатель?
- Встречали ли вы в жизни людей, похожих на героев повести?
6. Рефлексия.
У каждого человека должна быть мечта. Она всегда манит и заставляет двигаться ей навстречу. Самые светлые и радостные мечты приходят к нам в детстве. И во многом от нас самих зависит, останутся ли они на протяжении всей жизни, исполнятся или исчезнут в небытие.
Повесть «Алые паруса» оставляет светлое чувство радости и ощущение счастья. Мне хочется, чтобы на земле было больше таких счастливых людей, как Ассоль и Грэй, потому что искренняя любовь способна превратить жизнь в настоящее чудо.
Составление синквейна.
Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от франц. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
2. Вторая строка - описание темы двумя словами (прилагательные)
3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
5. Пятая строка - одно слово, синоним темы.
Ассоль
Необычная, добрая.
Ждет, надеется, мечтает.
Жила в ожидании чуда.
Сказка
Грэй
Романтичный, решительный.
Действует, фантазирует, любит.
Своими руками сотворил чудо.
Счастье