Статья на тему: Историческая память как условие развития личности в образовательной среде сельской школы


Историческая память как условие развития личности
в образовательной среде сельской школы
Л.А. Лысенко,
учитель истории и обществознания
Концепция исторической памяти достаточно востребована в широких кругах общественности. К ней обращаются историки, социологи, культурологи, писатели, политики и, конечно же, педагоги, добавляя свои штрихи к ее осмыслению.
Интерес к теме исторической памяти особенно возрос после окончания Второй мировой войны. В наши дни на этапе цивилизационного разлома сознания она также не менее актуальна.
Сегодняшняя конференция предоставляет хорошую возможность разобраться в сущностной характеристике понятия и увидеть ее прикладной характер на конкретных примерах из практики школьной жизни, практики воспитания подрастающего поколения.
Мое выступление имеет своей целью объединить данной темой времена и людей, осмыслить вместе с коллегами один из главных жизненных вопросов - как закрепить, удержать в груди ребенка память человеческого сердца?
Первые шаги в осмыслении понятия «Историческая память» позволяет сделать вывод о том, что, память - это сама жизнь, носителями которой выступают отдельные социальные группы. Память собственно и порождается определенной социальной группой. Следует отметить, что она множественна и многогранна. Она сплачивает различные социальные группы, превращаясь в итоге в историческую память нации. В этом смысле мы - люди ощущаем непрерывность и преемственность социального Бытия, которое позволяет каждому из нас привязать себя к родным местам, таким особенным и значимым, имеющим свой запах, цвет и вкус.
Историческая память отдельного человека закрепляет в его сознании определенную историческую реальность, которая связана с добрыми или злыми деяниями хозяина Вселенной. Историческая память, опирающаяся на общечеловеческие ценности, имеет все возможности заложить основы патриотизма, толерантности у каждого последующего поколения.
Педагоги являются проводниками государственной и национальной идеи. Они призваны соединить значимые цепочки человеческой памяти в единое целое с тем, чтобы создать условия для обучения и воспитания ребенка.
Руководством для этого являются директивные установки, изложенные в законе «Об образовании в Российской Федерации», где отмечается, что «образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека; воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося».
В проекте историко-культурного стандарта отмечено, что «в преподавании школьного курса истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории». Отмечается и необходимость формирования толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира.
Иными словами главным приоритетом государственной политики в сфере образования в настоящее время является социализация личности, формирование человека-гражданина. У российских школьников на всех этапах их взросления должны складываться представления об общей исторической судьбе нашей Родины.
Педагогическая деятельность, направленная на создание комфортного образовательного пространства широка и многообразна. Например, особо актуальны и востребованы сегодня в процессе обучения истории и воспитания детей такие формы работы как музейная практика, использование элементов интерактивной технологии, позволяющей заниматься проектной и исследовательской деятельностью.
МБОУ «СОШ №2 п. Ивня» является лидером в вопросах изучения и осмысления тем патриотической и толерантной направленности, тем, соприкосновение с которыми позволяет детям накапливать свой собственный социальный опыт. Социальное проектирование занимает в работе школьного коллектива значимое место.
В образовательном учреждении работает краеведческий кружок «Родник» и НОУ «Благовест» под руководством опытных учителей истории и обществознания Тимошичевой Е.И. и Лысенко Л.А. Дети разных возрастных групп активно занимаются социально-значимой исследовательской и проектной деятельностью.
Хотелось бы заметить, что проблема исследования «белых пятен» в истории родного поселка не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ведь есть уже собранная за определенное время устоявшаяся информация об отдельных фактах истории, есть опубликованная в различных источниках информация.
Невозможно переоценить значение той огромной работы, которую провели отдельные краеведы поселка, добывая первичную информацию.
Тем не менее, влившись в общее дело, обучающиеся школы №2 п. Ивня, также выявляют для себя интересные проблемы, имеющие социальную значимость.
Примером может послужить организация социального проектирования обучающихся: долгосрочный социальный проект «Покаяние» (2003-2006г.г.); «Память. Охрана и реставрация памятников истории» (2008-2011г.г.); «Гайдаровская тропа» (2011-2013г.г.).
Благовестовцы и члены краеведческого кружка «Родник» обозначили и воплотили в жизнь идею установки памятных знаков на местах расстрела в годы Великой Отечественной войны активистов и партизан Ивнянского района (№1), а также советских граждан еврейской национальности (№2).
В 2006 году социальный проект «Покаяние», нацеленный на установку памятных знаков был реализован полностью. Он привлек к себе заслуженное внимание жителей поселка Ивня, сплотив их воедино. Материал открытия памятных знаков широко освещался в средствах массовой информации в 2006г. В последующие годы был опубликован ряде статей о социально-значимой деятельности обучающихся школы №2 п. Ивня в районной газете «Родина» (13.02.2006; 13.05.2006г.); в журнале «Этносфера», г. Москва; в научно-информационных бюллетенях «Холокост» (№1 (19), 2003г.), г. Москва; работниками Старооскольского телевидения был снят документальный фильм о Холокосте в Ивне и Праведнице народов мира – Барановой Полине Алексеевне, спасшей двух девушек-евреек. Главными героями данного ролика являются дочь Праведницы – Баранова Валентина Сергеевна и ее внук Баранов Юрий, которые из уст в уста передали «живую историю» о страшной трагедии времен лихолетья.
Социальными партнерами ребят в проектный период стали учителя школы Киринчук Л.В., Туманова Н.А., краевед поселка Никитин Н.С., председатель Совета ветеранов Кременев М.А., глава администрации Ивнянского района того времени Родионов В.Я., работники аппарата управления администрации района.
Второй социальный проект «Память: охрана и реставрация памятников истории» (далее «Память») стал прямым продолжением первого проекта.
По мнению обучающихся школы, установленные памятные знаки заслуживают всеобщего внимания: их охраны и реставрации в перспективном режиме как памятники истории. Почему? Да потому, что они будут напоминать всем поколениям людей о трагических событиях периода Великой Отечественной войны. Каждый сможет извлечь уроки истории, посещая их. Не это ли проявление исторической памяти?
Начиная работу над соцпроектом, ребята предположили, что сохранение историко-культурного наследия - дело государственное; что кардинальное решение вопросов охраны и реставрации памятников истории возможно при условии урегулирования правовых, имущественных и финансовых вопросов, а также активного участия в решении социально-значимых вопросов простых граждан.
Реализуя проект, дети извлекли положительный опыт общения с взрослыми людьми в лице редактора районной газеты «Родина» А.А. Лошкарева, главы администрации поселка Ивня Ю.М. Картамышева и его заместителя Л.Н. Грушко, начальника Ивнянского филиала государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» О.А. Афониной, главного архитектора Ивнянского района Т.А. Оксаненко, начальника архивного отдела администрации района О.Н. Озеровой. Заместитель председателя законотворческого органа территории - Муниципального совета муниципального образования «Ивнянский район» Базаров А.И. в новой социальной законотворческой инициативе увидел, реальное дело. Уже на промежуточном этапе работы над социальным проектом было начато обсуждение на коллегиях совета поднятого молодежью вопроса, что вселило надежду в то, что важный проблемный вопрос, будет решен в ближайшее время. И надежды обучающихся действительно оправдались - 29 марта 2011 года.
В этот день на заседании Муниципального совета появилась новая редакция Реестра объектов культурно-исторического наследия, расположенных на территории Ивнянского района. Памятные знаки на местах расстрела в годы войны невинно убиенных людей были внесены в Реестр под номерами 31 и 32.
Очень значимо, что в проекте ребята высказали свое перспективное видение решения вопроса охраны исторических объектов в следующем виде: 1) проведение анализа нынешнего состояния наследия территории; 2) регулярное проведение мониторинга по проблеме, который будет опираться на текущие данные статистических наблюдений местного и регионального уровня; использование в работе информации, которую могут предоставлять общественные и иные организации территории, а также инициативные группы граждан.
Только в этом случае считают они, возможно, будет эффективно решать задачи сохранения культурных ценностей на уровне муниципалитета.
Законотворческая инициатива членов научного общества обучающихся «Благовест» и краеведческого кружка «Родник» являет пример конкретных продуктивных практических шагов по пути реализации взрослыми и детьми общего дела, в котором просматривается одна из важных проблем – проблема сохранения исторической памяти многонационального российского народа. Как? Ответ прост. - Общими делами на благо Родины.
Успех по достижению цели без сомнения базируется на сильной гражданской инициативе, выражающейся в деятельности общественных организаций, отдельных частных лиц, а также активности муниципальных органов власти.
Значимость подобного рода мероприятий трудно переоценить, ввиду того, что они поддерживают желание молодежи творить Добро «своими руками», они направлены на социализацию личности, личности, которая сердцем будет чувствовать, что «Человеческая (историческая) память, а не беспамятство» сможет объединить поколения и оздоровить общество.
То, что объединяет всех педагогов нашей школы, это вывод о том, что историческая память является духовным ресурсом цивилизации.
Источники:
1. Федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации", Раздел VII, параграф 1.2. Проект «Историко-культурного стандарта», Концептуальные основы историко-культурного стандарта: Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов.