Тренинг личностного роста Путь к Себе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 235»
п. ОЛОВЯННАЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Тренинг личностного роста
«Путь к Себе»
Разработал:
Педагог-психолог МБОУ Оловяннинская СОШ № 235
М.А. Ткачук
. Оловянная, 2015

Один ученик спросил своего наставника-суфия:
- Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
- Вставай!
- А на следующий раз?
- Снова вставай!
- И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?
- Пока живешь.
Научить ребенка достойному поведению может только тот учитель, для которого подобное поведение выступает стилем жизни. Уважать достоинство несовершеннолетнего способен такой взрослый, который осознает значимость своего труда, видит уважение к этому труду и к себе как к личности.
В настоящее время в школе работают учителя, которые любят не только свою работу но и детей с которыми взаимодействуют каждый день. Практически в каждом классе имеется «трудный» ребенок, которому учитель уделяется много времени, сил и внимания, при этом учитель старается не только обучить ребенка, но и прививает основы моральной этики, патриотизм, уважение не только к себе но и к своим сверстникам и взрослым, как знакомым так и незнакомым, а также взаимодействует с родителями, которые порой совсем не желают идти на контакт и что-либо слушать и воспринимать.
К каждому учащемуся учитель применяет индивидуальный подход. Положительные результаты работы не всегда видны, на этом фоне сотрудники начинают испытывать чувство неудовлетворенности от своей работы, наблюдается эмоциональное напряжение, которые выражается в раздражительности, пассивности, повышенной конфликтности между работниками школы.Я полагаю, что в такие моменты специалистам необходима программа психологической помощи, направленная на поддержку в преодолении кризисных ситуаций, на формирование эффективного стиля работы, чтобы реализовать свой творческий потенциал.
Цель программы: помочь специалисту найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем.
Задачи программы:
Активизация процесса самопознания и самоактуализации;
отработка навыков эффективного общения с использованием вербальных и невербальных компонентов (т.е. отработка навыков понимания других, себя, а также взаимоотношений между людьми);
формирование умения рефлектировать по поводу происходящего вокруг;
формирование навыков и умений управления творческим процессом.
Программа рассчитана на 12 занятий по 90 минут, каждое из которых имеет свое направление. Участие могут принимать от 10 до 15 человек.
В основе программы лежит принцип поэтапного развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником самого себя. Новая встреча логически вытекает из предыдущей и служит в содержательном плане основной для следующей.
Этапы тренинга:
Первый этап - Организационный – ориентация в специфике тренинга как метода обучения; первичная диагностика ожиданий участников; выявление и коррекция мотиваций участников.
Второй этап – самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая способствовала бы самопознанию и самопроявлению; дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения; актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции.
Третий этап – переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии; расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого; формирование чувствительности к невербальным средствам общения; отработка эффективных средств общения.
Четвертый этап – проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения; отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного педагогического общения.
Пятый этап – рефлексия изменения, происшедших в участниках группы за время тренинга; прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.
№ занятия Название занятия Цель:
Знакомство.
Карта эмоций. Ориентация в специфике тренинга как метода обучения; первичная диагностика ожиданий участников; выявление и коррекция мотиваций участников
«Эффективное общение» Актуализация участниками группы своей профессионально-педагогической позиции; выработка учений принимать решения в группе.
Самооценка Активизация процесса самопознания и самоактуализации.
Мой внутренний мир Дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения;
Невербальные средства общения Формирование чувственности к невербальным средствам общения; формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения; дестабилизация стереотипных представлений о себе мотивах своего поведения.
Как я вижу, чувствую и понимаю других Расширение сферы осознаваемого в поступках другого, освоения умений адекватной коммуникации, формирование представления о сущности эмпатийного понимания.
Поддержать – значит помочь.
Актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции.
Проективные средства общения. Отработка эффективных средств общения, отработка умений анализировать себя и другого в ситуации общения.
Индивидуальный стиль общения. Отработка умений самоанализа; отработка умений индивидуальных стратегий и тактик в общении.
Рациональные убеждения. Отработка эффективных средств общения, отработка умений индивидуальных стратегий и тактик в общении.
Линии конфликта. Отработка умений анализировать себя и другого в ситуации общения.
Мое будущее Изменения, происшедших в участниках группы за время тренинга; прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.
Эффективность программы определяется качественными изменениями в каждом из участников, произошедших за время тренинга.

Занятие № 1.
Смело идите вперед, и препятствия отступят сами.
Знакомство.
Цель: ориентация в специфике тренинга как метода обучения; первичная диагностика ожиданий участников; выявление и коррекция мотиваций участников, сплочение группы.
Тренер (ТР): В последнее время стало тяжелее работать с детьми, строить конструктивные диалоги, мы все чаще произносим фразу: «Раньше дети были лучшее, умнее что ли» при этом не обращаем внимания на самих себя, ведь меняются не только дети, но и мы с вами. Стали более нетерпеливы, говорим о толерантности детям и забываем проявлять по отношению к друг другу, наши высказывания ранят окружающих, а мы сами этого совсем не замечаем. Мы стараемся научить несовершеннолетних уважению по отношению к таким же, как они, и взрослым, но терпим крах неудачи. Виним родителей, которые не занимались ими, государство, но все реже обращаем внимания на самих себя.
На наших занятиях мы будем говорить о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как правильно себя вести или решать конфликтные ситуационные вопросы. Мы будем решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства общения.
Правила работы группы:
Выключение звука мобильного телефона.
Единая форма обращения друг к другу на «ты» (по имени), включая тренера – это психологически уравнивает всех, в том числе и тренера, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников группы.
Соблюдение конфиденциальности высказываний – все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Благодаря этому правилу участники могут доверять друг другу и группе в целом, что позволяет им быть искренними и чувствовать себя свободно.
Искренность в общении – во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь. Если нет желания высказаться искренне, лучше помолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.
Уважение к говорящему – когда кто-то говорит, то все его внимательно слушают и не перебивают, давая возможность высказаться и лишь после того, как он закончит говорить, остальные задают свои вопросы, или высказывают свою точку зрения.
Активное участие в происходящем – только участник, активно участвующий в работе группы, может взять что-то для себя.
Соблюдение регламентов работы – во время занятий создается определенное энергетическое пространство, которое надо беречь. Когда кто-то из участников группы отсутствует, энергетически это чувствуется всеми остальными. Между участниками заключается соглашение о своевременном приходе без опозданий.
Говорить только о себе – для более откровенного общения во время занятий предлагается отказаться от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Вместо «Нас всех воспитывали в духе…» говорить «Меня воспитывали в духе…».
Не переходить на личности – при обсуждении происходящего стоит говорить не о воспитаннике, или сотруднике, а только об его действиях и поведении.
Правило «СТОП» - если кто-то не может в данное время говорить о какой-либо проблеме, не готов (а), то он (а) может отказаться от этого, сказав «стоп». Только необходимо взять всю ответственность за результат участия в группе на себя.
Упражнение 1: «Визитная карточка».
ТР: Перед вами лежит визитная карточка и бейджик, заполните визитку так, чтобы было понятно, что она принадлежит именно вам. При выполнении этого задания можно использовать цветные карандаши, мелки, пастель. На бейджике напишите свое имя и символ, который бы обозначал именно вас.

Имя _______________________________
Возраст ____________________________
____________________________________________________________________________________________________________
(то, что вы хотите добавить о себе)



Игра в ассоциации: «Кого или что мне напоминает этот человек?».
Упражнение 2: «Страна эмоций».
Необходимый материал: 2 листа белой бумаги формата А-1, всевозможные изобразительные материалы: фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки, цветные мелки, краски акварельные и/или гуашь.
ТР: Изобразите на общем листе бумаги ваше эмоциональное состояние в данный момент. Зарисуйте свободное пространство листа так, чтобы получилась карта внутреннего мира группы. Договоритесь о содержании и способах изображения. Покажите маршрут или маршруты путешествия по этой стране. Придумайте историю этого государства, опишите его, дайте название.
После того как работа завершиться присутствующие обмениваются чувствами и ассоциациями, которые они испытали в процессе создания общей карты. Делятся впечатлениями, полученными в ходе всего занятия. Обсуждают особенности индивидуальной и совместной работы. Для этого можно попросить участников сопоставить эмоции, изображенные ими на этапе настроя, с теми, которые были нарисованы на карте состояния человека в ходе занятия.
ТР: Рефлексия «здесь и теперь».
Эту процедуру следует проводить в начале и в конце каждой встречи.
Предложить каждому участнику выразить свое представление о том, что происходит в ним в группе.Оценивать степень своей усталости, активности и интереса к происходящему. Можно использовать семибальную шкалу.
Дать основные понятия рефлексии.
Одним из основных средств, способствующих эффективному общении. Служит рефлексия. Можно выделить два ее типа:
Рефлексия как техника осмысления процесса, способ и результатов мыслительной деятельности и практических действий;
Рефлексия состояний.
Она направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. Человек должен понимать причины возникновения у себя раздражения, напряжения, удовлетворения. В этом случае с состоянием легче справиться. Такая рефлексия позволяет восстановить нормальную жизнеспособность.
Упражнение 3: «Подарок».
Каждому из участников группы предлагается что-то подарить своим коллегам. Речь идет о подарке виртуальном: можно продемонстрировать его невербально, с помощью пантомимы, или обозначить его словами: удача, талант, падающая звезда и др. Как говорит О.В. Евтихов, это «то, что нельзя положить в карман, но можно унести с собой в себе».
Рефлексия по окончанию занятия.
Презентация: «Момент».

Занятие № 2.
Поверьте в возможность лучших перемен.
«Эффективное общение»
Цель: актуализация участниками группы своей профессионально-педагогической позиции; выработка учений принимать решения в группе.
Разминка: «Высказывание пожеланий».
Все участники стоят в кругу, первый бросает мяч тому, кому хочет пожелать что-либо.
ТР: Для того чтобы быть готовыми к активному общению, человек должен осознать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Особенно значимы для педагога такие качества его личности, как открытость и искренность в общении, социальная адаптированность и способность самостоятельно решать свои проблемы. К работе над образом своего «Я» относиться также определение своих профессиональных целей и установок, наиболее типичным способом реагирования в сложной ситуации. Тот же анализ педагог проводит в отношении своего партнера по общению.
Средства общения можно разделить на вербальные и невербальные. К наиболее значимым средствам общения относят:
Описания поведения;
Коммуникативное чувство- умение ясно сообщать о своем внутреннем состоянии;
Активное слушанье;
Эмпатию – умение чувствовать в состояние другого человека и сопереживать ему.
Эффективное общение зависит также от совпадения мотивов сторон.
Предметной областью общения может стать все, что окружает нас, волнует, привлекает или отталкивает. Благоприятные условия общения и их создание приводят к уменьшению помех для понимания друг друга.
Упражнение 1: «Пойми себя…»
Вы никого не можешь изменить, кроме самого себя;Проанализируйте причины, которые кроются в тебе и не позволяют быть искренними и успешными с теми, кто тебе неприятен (участники пишут два-три качества, которые, по их мнению, помогают им в общении, и два-три качества, которые мешают им общаться).Упражнение 2: «Общение в паре».
ТР обращается к группе: «Выберите себе партнера. Выполните с ним задания описные ниже.
«Спина к спине». Сядьте на пол спиной к спине. Попробуйте поговорить.
Через несколько минут пересядьте в позицию «глаза а глаза», т.е смотрите вашему партнеру в глаза и продолжаете общаться. Далее «Сидя и стоя» один из партнеров встает на стул, другой продолжает сидеть, при этом продолжается вестись беседа».
Обратная связь по упражнению.
Упражнение 3: «Разожми кулак».
Участники тренинга выбирают двух добровольцев. Они садятся в центр круга. Один их них сжимает пальцы в кулак. Задача другого участника – поступать в соответствии со своими желанием: он может разжать кулак, если захочет. Затем участники меняются ролями, после чего можно обсудить способы, которыми второй участник пытался повлиять на первого. Принимал ли он во внимание потребности и реакции другого. Хотелось ли первому участнику разжать кулак, что он чувствовал и что было для него более убедительным: вежливая просьба, хитрость, подкуп, или сила.
Презентация: «Все в твоих руках».
Обратная связь в конце занятия, что понравилось, что не понравилось, что вы взяли для себя, чего бы еще хотели бы узнать.
Рефлексия по психологическим картам «Кладезь народной мудрости».
Нужно взять колоду карточек в руки или разложить карточки рубашкой вверх. Несколько мгновений сосредоточиться: подумать о себе, своей жизни и актуальной ситуации. Затем задать себе простой вопрос: «На что мне обратить внимании в своей жизни?» Далее предстоит довериться своей руке и вытащить одну карточку из колоды. Прочитать то, что открылось и поразмышлять об этом.

Занятие № 3.
Позвольте себе слушать свое сердце и питать его любовью.
Самооценка
Цель: активизация процесса самопознания и самоактуализации.
Разминка: «Высокопарных слов не нужно бояться».
Для выполнения упражнения каждому участнику прикрепляется на спину лист бумаги, на котором другие участники будут делать различные надписи. По команде ведущего все должны начать свободно ходить по комнате и внимательно смотреть на коллег; как только у кого-то появляется фраза, ассоциирующаяся с одним из участников, он подходит к нему и записывает фразу на его листе бумаги. Фразы могут быть высокопарными, но, ни в коем случае не должны быть обидными или двусмысленными.
Затем все снимают свои листочки и знакомятся с написанным. Обязательно нужно провести обсуждение: кто узнал себя в этих фразах, кому они кажутся совсем неподходящими, легко ли было придумывать ассоциации и т.д.
Притча: «Младшая дочь вождя».
ТР: «Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племен было две дочери. Старшая – красавица, а младшая – не очень.
Один из моряков сказал своему другу:
- Все, я нашел свое счастье, я остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
- Да, ты прав, старшая дочь вождя – красавица, умница. Ты сделал правильный выбор – женись.
- Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
- Ты что, с ума сошел, друг? Она же такая…не очень.
- Это мой выбор, и я это сделаю.
Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошел свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать выкуп за невесту коровами. Хорошая невеста стояла десяти коров.
Пригнал он к вождю десять коров и сказал:
- Вождь, я хочу взять в жены твою дочь и даю за нее десять коров.
- Это хороший выбор. Моя старшая дочь – красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
- Нет, вождь, не понял, я хочу жениться на твоей младшей дочери.
- Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая…не очень.
- Я хочу жениться именно на ней.
- Хорошо, но как честный я человек Я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за нее две коровы, не больше.
- Нет, я хочу заплатить именно десять коров.
Они поженились.
Прошло несколько лет, и странствующий друг уже на своем корабле решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него сложилась жизнь. Приплыл, идет по берегу, а навстречу – женщина неземной красоты.
Он ее спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.
- Как ты живешь?
- Я счастлив.
Тут входит та самая красивая женщина.
- Вот, познакомься – это моя жена.
- Как, ты женился во второй раз?
- Нет, это все та же женщина.
- Но как это произошло, что изменилось?
- А ты спроси у нее сам.
Подошел друг к женщине и спрашивает:
- Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
- Просто однажды я поняла, что стою десяти коров».
Обсуждение притчи.
Игра: «Никто не знает что я…»
Каждый из участников группы стоящих в кругу кидает мяч другому участнику и дополняет фразу «Никто не знает, что я….». И так по все не выскажутся. Можно изменить фразы на «А сегодня, я лучше, чем вчера, потому что…»; «Я очень рад тому, что я…»; «Я готов горы свернуть, потому что…» и др.
Игра: «Возьми то, что нужно».
234364918Участникам предлагается выбрать то качество, которое, по их мнению, им не хватает. В дальнейшем это качество положат в «конверт уверенности»
Упражнение 1: «Алфавит».
ТР: В упражнении используется таблицу алфавита, приведенная ниже. Суть выполнения упражнения заключается в том, что вы должны называть вслух букву верхней строки алфавита и одновременно выполнять отмашку рукой в сторону в соответствии с нижней буквой пары: Л – левая рука, П – правая, В – одновременно обеими руками. Ваша задача пройти всю таблицу в едином быстром темпе без сбоев, стараясь выполнять его чуть быстрее, чем вам удобно.
Пошаговое выполнение упражнения «Алфавит»
Поставьте цель. В данном случае нашей целью является достижение чувств уверенности и силы в отстаивании собственных интересов и свобода от оценок окружающих.
Выполнение упражнения. Встаньте перед таблицей таким образом, чтобы было удобно видеть ее полностью, и читайте вслух верхние буквы из каждой пары, одновременно взмахивая рукой в соответствии с нижней буквой пары. В начале выполнения этого необычного упражнения возможны ошибки и сбои, но постепенно у вас будет получаться все лучше и лучше. Главная задача – пройти всю таблицу быстро и без сбоев. При сбоях и ошибках нужно начинать упражнение сначала, с буквы «А».
Пройдя всю таблицу с успехом, попробуйте ощутить, какие чувства у вас возникают, когда вы думаете о том результате, который вы хотели бы получить в данном случае. Это будет контекст того, где, в какой сфере вам нужна уверенность и высокая самооценка.
Материал к выполнению техники «Алфавит».
А
ПБ
Л В
В Г
ПД
ПЕ
В
Ё
Л Ж
В ЗПИ
ПК
В Л
ПМ
Л Н
В О
Л ПЛ РВ С
ПТ
В У
Л Ф
Л Х
В ЦПЧ
Л
ШВ ЩПЫЛ Э
ПЮЯ Я
В
Упражнение 2: «Конверт уверенности».
ТР: сейчас вам будут предложены конверты, ваша задача подписать их так, чтобы было понятно что они принадлежат именно вам. При выполнении этого задания можно использовать цветные карандаши, мелки, пастель.
После того как конверты будут сделаны, участникам предлагаются небольшие листочки, на которых они должны написать каждому участнику группы комплимент и вложить в его конверт (также могут фиксироваться пожелания). Это упражнения, как и релаксация, проводиться в дальнейшем на каждом занятии. На заключительном занятии каждый участник получит конверт полный комплиментов и пожеланий.
Обратная связь в конце занятия, что понравилось, что не понравилось, что вы взяли для себя, чего бы еще хотели бы узнать.
Рефлексия по психологическим картам «Сокровищница жизненных сил».
Нужно взять колоду карточек в руки или разложить карточки рубашкой вверх. Несколько мгновений сосредоточиться: подумать о себе, своей жизни и актуальной ситуации. Затем задать себе простой вопрос: «Какая сила важна для меня сейчас?» Далее предстоит довериться своей руке и вытащить одну карточку из колоды. Прочитать то, что открылось и поразмышлять об этом.

Занятие № 4.
Поверьте, что в вас гораздо больше сил и талантов, чем вы сейчас знаете.
Мой внутренний мир.
Цель: дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения.
Разминка: «Пулемет».
ТР: Перед участниками ставится несложная задача: им нужно громко, хором рассказать детский стишок времен первой половины двадцатого века. Произносить текст нужно по слогам, сопровождая каждую строчку определенным движением.
«Тыр-тыр, пу-ле-мет (сжатые кулаки выставить вперед, в такт стихам «строчить» из воображаемого «максима»).
Вы-ше кры-ши са-мо-лет (руки прямые, в стороны, вращать их вперед, изображая «кукурузника»).
Бац! Ар-ти-ле-рия-я (удар с размаху кулаком по собственной ладони)!
Ска-чет кА-ва-ле-ри-я (прыгать на месте, при этом повернуться вокруг своей оси и махать воображаемой саблей)!».
Сначала тренер инсценирует стишок сам, затем делает это вместе с участниками. Можно повторить упражнение несколько раз, каждый раз увеличивая темп его использования.
Методика: «Спектрокарты»
ТР: Благодаря картам, возможно, проявить и осознать индивидуальные особенности участников группы. Ни одна карта не лучше и не хуже чем другие. Любое значение карты определяется тем человеком, который ее выбрал.
Структура упражнения:
Фотографии располагаются на столе или иной поверхности.
Ведущий формулирует задачу с учетом особенности группы:
Карта, которая в наибольшей мере соответствует состоянию участника группы;
Как участник группы воспринимает человеческие отношения;
Что является для участника наиболее важно в данный момент др.
Участникам предлагается внимательно рассмотреть карты в течении 5-10 минут и выбрать из них одну или две, ассоциируя их с обозначенной темой.
Фотографии выбираются в тишине. После того как участники выбрали карту, они садятся с ними на свои места.
Каждый член группы показывает и комментирует свою фотографию. Его не должны прерывать вопросы и комментарии других участников. Каждый лишь по очереди рассказывает про свою фотографию.
После того как все расскажут про выбранные фотографии, ведущий и участники группы могут перейти к вопросам и комментариям, связанных с фотографиями друг друга. Работа с выбранными фотографиями может быть продолжена индивидуально или в группе.
В случае необходимости можно использовать следующие вопросы:
Почему вы выбрали эту фотографию?
Какие чувства, мысли, фантазии она вызывает?
Какие воспоминания с ней связаны?
С кем вместе вы хотели бы рассмотреть данную фотографию?
Что вы чувствуете, делясь своими чувствами по поводу этого снимка?
Хотите ли вы рассказать историю, которая навеяна выбранной фотографией?
Какое название вы могли бы дать этой фотографии? И др.
Игра «Пойми меня без слов».
«Повороты» Все участники выстраиваются в линию и смотрят в одну сторону. По команде ведущего они должны повернуться на 90 градусов. Задача группы – повернуться в одну сторону. При этом им запрещается вербально договариваться между собой.
«Три предмета» Участники садятся на стулья и образуют круг минимального диаметра. В центр кладутся три любых предмета. Задача игроков – забрать предметы, но каждый может взять только одну вещь, и сделать это нужно одновременно. Если встанет больше трех игроков (или меньше), то считается невыполнимым.
Сказка Эльфики «Магазин счастья»:
Понедельник – день тяжелый, и, слава богу, что он когда-нибудь заканчивается. Я тащилась с работы, на душе было так же, как и на небе, - хмуро, пасмурно и слякотно. Моросил мелкий дождик, который логично заканчивал безрадостный день.
В довершение всего, когда я свернула на улицу, ведущую к родному дому, оказалось, что пройти невозможно – улица была перекрыта, там вовсю кипели ремонтные работы. Дорожники заботливо натянули цветную ленту и повесили табличку: «Выхода нет». Хотя, собственно, и входа тоже не наблюдалось. Это было жестоко: слева – длинная ограда школы, справа – забор поликлиники. Осталось только выбрать – налево или направо. Я мысленно чертыхнулась и поплелась вокруг школы.
Никогда я не ходила такой кривой дорожкой. И поэтому, никогда не видела этого магазинчика. Он был расположен в торце обычного жилого дома, название его сразу поразило мое воображение: он назывался Магазин Счастья.
«Интересно, что может продаваться в таком магазине?» - зачарованно подумала я. В это время дождик брызнул с удвоенной силой, поэтому я с облегчением нырнула в магазинчик. Дверь мягко закрылась за мной, и мелодичный звон колокольчика вызвал вибрацию где-то во мне, в самой глубине. Словно кто-то там засмеялся. И от этого родилось какое-то радостное волнение, будто вот-вот должно было случиться что-то приятное.
Войдя, я невольно остановилась. Честно говоря, я оказалась в некотором замешательстве. Магазинчик был какой-то странный и больше всего напоминал запущенный склад, полный разного хлама. Между стеллажами и прилавками, трогая и рассматривая разный товар, бродили покупатели. И повсюду царило какое-то радостное оживление. К выходу спешила старушка, сияющая, как праздничный фонарик. Поравнявшись, она улыбнулась и подмигнула мне.
- Простите, а что здесь продают? – спросила я.
- Как что? – удивилась старушка. – Что написано, то и продают. Счастье детка! Счастье!
- А… в каком виде?
- А в каком выберешь, дорогая! Метрами, килограммами и поштучно! – Наверное, я выглядела глуповато, потому что старушка засмеялась. _ Да ты не сомневайся, девочка, товар качественный! Я здесь постоянный покупатель. Тебе понравиться!
И старушка под звон колокольчика выскользнула из магазина. А ко мне уже спешил продавец в синей форменной одежде и с бейджиком на груди. На бейджике было написано: «Михаил, Продавец Счастья».
- Прошу простить за небольшую заминку, столько покупателей, море работы! - извинился продавец счастья Михаил. – Вы у нас, я смотрю, впервые?
- А вы помните всех покупателей в лицо? – удивилась я.
- Разумеется! Ведь решив однажды быть счастливым, человек обычно становиться нашим Постоянный Покупателем, - объяснил Михаил. – К Счастью, знаете ли, быстро привыкаешь, как ко всему хорошему. И сразу хочется попробовать разные виды Счастья!
- А что в ваших товар такого… особо счастливого? – с некоторым сомнением спросила я.
- Ах, я совсем вас заговорил! – спохватился Михаил. – Разрешите мне провести для вас небольшую экскурсию и показать, так сказать, товар лицом.
Он подхватил меня под локоть и повлек к прилавкам и стеллажам.
- Обратите внимание! Волшебные калейдоскопы! Придают яркость жизни! Постоянная смена впечатлений, феерия красок, множество разнообразной комбинаций!
- Но это, же просто игрушка! – запротестовала я.
- А вы, разумеется, полагаете, что жизнь - серьезная штука?- спросил Михаил.
- Еще, какая серьезная! – подтвердила я. – если бы взрослым можно было играть, как детям…
- Так играйте! – подтвердил Михаил. – Кто же вам, взрослому человек, может запретить?
- Ну, у меня обязанности… работа. И все такое, - уныло возразила я.
- А вы и в это играйте! Для начала – положите в сумочку калейдоскоп. И когда скучно, грустно или совсем заработались – уделите ему минутку времени. И увидите, как жизнь заиграет яркими красками.
- Я подумаю, - дипломатично скала я.
- Тогда продолжим! – предложил Михаил, хватая другую вещицу. – Я продемонстрирую вам в действии устройство для запускания мыльных пузырей. Посмотрите! Посмотрите! Какие они разные! И как они лопаются!
- Ну и что? – не поняла я.
- Да как же «ну и что»? – ликующе вскрикнул Михаил. – Все ваши проблемы лопаются как мыльные пузыри. Легко! Красиво! Радостно!
- Если бы в жизни они так легко лопались, - вздохнула я.
- Большинство наших проблем сильно раздуты. Прямо как эти пузыри. Научитесь относиться к проблеме как к мыльному пузырю - посмотрите на нее, полюбуйтесь ее переливами, формой, размером – и позвольте ей лопнуть! Вот так! – И он выпустил еще серию радостных пузырей.
Нет, этот Михаил говорил странные вещи. Но почему-то мне хотелось ему верить! Было в нем что-то такое… убедительное.
- Ну, хорошо, возможно, в этом что-то есть, - согласилась я. – Но поверив в то, что калейдоскоп и мыльные пузыри и есть счастье, я не могу. Вы уж извините.
- Тогда пойдемте в отдел тканей! У нас замечательный отдел тканей, - ничуть не огорчился Продавец Счастья. – Вперед, навстречу счастью!
Я поспешила за ним к следующему прилавку. Там действительно наблюдалось немыслимое разнообразие тканей самых невероятных расцветок. Продавец отдела как раз обслуживала даму средних лет.
- У вас есть какой-нибудь веселенький ситчик? – спрашивала она.
- Разумеется, мадам! Вот, взгляните! – радостно сообщил продавец, раскидывая перед ней нежно-зеленый ситец, на котором были изображены смешные танцующие зайчики. – Вы сами видите: исключительно веселенький! Давайте вместе посмеемся!
И засмеялся первым, а за ним – дама. Они заливались веселым смехом, явно дольные друг другом и жизнью. Я тоже невольно заулыбалась.
- Я сошью себе веселенький фартучек и кухонные рукавички! И когда буду готовить обед, смешинки попадут в пищу. И вся моя семья будет веселиться! – решила дама.
Я невольно залюбовалась ее лицом – оно было словно подсвечено изнутри, а в глазах в уголках губ все еще плясали смешинки.
- Иногда достаточно окружить себя приятными вещами, чтобы жизнь стала такой же приятной, - пояснил Михаил.
- Вот так просто? – не поверила я. – Но это, же такие мелочи?
- Ну, собственно, жизнь и состоит из мелочей, - доверительно сказал Михаил. – И счастье строиться тоже из мелочей, - доверительно сказал Михаил. – И счастье строиться тоже из мелочей. Мы же говорим: «Мелочь, а приятно!» А представьте, что будет, когда приятных мелочей станет много?
- Ну да, представляю! – заулыбалась я. – Это будет точно счастье!
- Вы уже поняли суть нашего товара! – восхитился Продавец Счастья Михаил. – Но это еще не все! Идемте же, идемте! Я хочу показать вам нашу новинку! Большая Книга Счастья! Только что поступила!
В книжном отделе было много всего, но Михаил не дал мне хорошенько рассмотреть книги. Он сразу сунул мне в руки симпатичный томик в яркой обложке. Я раскрыла его наугад – и очень удивилась. Там ни чего не было! То есть почти ничего: наверху страницы было написано: «Сегодня был самый счастливый день в моей жизни!!!», а внизу страницы – «А завтра будет еще лучше!». А сама страница была чистой – просто разлинована, как тетрадь первоклассника. Я листала страницу за страницей – вся книга была такой.
- Ну как вам? – горделиво спросил Михаил.
-- Но здесь, же ничего не написано! – возмутилась я.
- ну конечно! – подтвердил Михаил. – В этом и суть! Вы будите писать ее сами.
- Как сама? – опешила я. – Ноя же не умею!
- сегодня это так. Завтра все может измениться, - загадочно сказал Михаил. – Вы разрешите прочитать вам небольшую лекцию?
- Да, конечно. – Я была совершенно заинтригована.
- Каждый наш день наполнен разными событиями, и одни нам нравятся, а другие нет. Как ни странно, мы почему-то запоминаем именно «плохие» события, а хорошие нет, потому что они нам кажутся в порядке вещей. В результате наше счастье очень омрачено! Вы со мной согласны?
- Да, правда, - созналась я. – Иногда какая-нибудь мелочь может испортить целый день.
- Большая Книга Счастья предлагает пойти прямо противоположным путем! Записывать в нее только счастливые события. Не менее пяти за день! Больше – можно, меньше – нет.
- Да где же я наберу столько счастливых событий за день? – запротестовала я.
- А вот позвольте не согласиться, на самом деле это легко, вы просто еще не пробовали, - возразил Продавец Счастья. – Конечно, впервые дни придется перестраиваться свое мышление на новую волну. Но вы быстро войдете во вкус, это ведь так приятно! Вы попробуйте, попробуйте прямо сейчас! Что сегодня у вас было счастливого?
- Я не знаю, - сникла я. – Какой-то тяжелый был день.
- Вы сегодня получали травмы?
- Нет, что вы, - испугалась я.
- Ну вот, уже счастье! Так и запишем: «Со здоровьем все в порядке», - обрадовался Михаил. – Вы сегодня что-нибудь теряли?
- Да, потеряла важный документ, но потом нашла среди бумаг, - подтвердила я.
- О, но это, же настоящее счастье! Ведь, правда? – продолжал обучение Михаил.
- Правда, - согласилась я. – Счастье, что он нашелся. Можно записать.
- Ну, теперь сами, у вас уже, получается, - подбодри меня Михаил.
- Ну… сегодня собачку смешную видела. Такая лохматая-лохматая, и в пальтишке! Как в цирке. И хозяйка у нее такая же! Тоже лохматая! Они похожи!
- Ну вот! Замечательно! У вас прекрасно получается! – похвалил Михаил.
- А еще я сегодня наконец-то доделала отчет. Устала – но закончила! – похвасталась я.
- Это – четыре, - сосчитал Михаил. – Остался пятый эпизод. Итак?
- Так, что же было потом? – соображала я. – Потом был дождь. И я шла домой, а там дорогу ремонтируют. И я пошла в обход… Да! Потом я зашла в ваш чудесный магазинчик! – воскликнула я. – Запишите!
- Охотно, - застрочил Продавец Счастья. – Польщен тем, что вы сочли возможным включить это в список счастливых событий. Итак, пять эпизодов записаны! Ваша Большая Книга Счастья уже пишется!
- И так каждый день? – спросила я. – А когда закончатся страницы?
- к тому времени ваш разум уже привыкнет фиксировать счастливые события автоматически, и не по пять событий за день, а гораздо больше, - пообещал Михаил. – И ваша жизнь будет просто-таки наполнена счастьем!
- Большое спасибо, - поблагодарила я. – Пожалуй, я возьму эту Кенигу. - Примите ее в дар от нашего магазина, - изящно наклонил голову Михаил. – Мы всегда дарим что-нибудь новому покупателю.
- Какое счастье! – обрадовалась я. – Спасибо вам!
- Ну, вот уже и шестой пункт в вашем сегодняшнем Счастье, - улыбнулся Михаил.
- Да, разумеется! И еще я приобрету устройство для лопанья проблем и калейдоскоп для увеличения яркости жизни! Это семь и восемь! – выпалила я.
- Я очень рад! Вам упаковать в фирменный пакет?
- Да, пожалуйста, - попросила я, все еще улыбаясь.
Пакет тоже был очень симпатичным – оранжевый, в крупный белый горох. На нем было написано: «Мы обречены быть счастливыми!» надпись мне понравилась.
Михаил провожал меня до выхода. На двери была большая красивая табличка: «Выход есть!» И табличка мне тоже понравилась.
- У нас такие таблички на всех дверях, - сообщил Михаил. – Чтобы не забывать, что выход есть всегда! Спасибо за покупки. Заходите к нам еще.
- Я обязательно зайду, - пообещала я. – Я хочу покопаться в других товарах.
- О, мы всегда рады постоянным покупателям! – восхитился Михаил.
- К вам, наверное, ходит весь наш город? – поинтересовалась я.
- К сожалению, нет! – огорченно сказал Продавец Счастья. – Как ни странно, все говорят, что хотят быть счастливыми, но далеко не каждый стремиться хоть что-то для этого сделать. Но мы работаем над этим! Совершенствуем ассортимент, упаковку, рекламу. Так что вы всегда найдете для себя что-то новое и интересное. До свидания! И счастья вам!
Мелодично звякнул колокольчик, и я вышла на улицу. Душа моя пела. Я шла домой, и люди задерживали на мне взгляды. Наверное, из-за моего оранжевого пакета. А может быть, потому, что я никак не могла расстаться с улыбкой. А возможно, я сейчас сияла, как та старушка, что встретилась мне у входа. И это тоже было счастье.
- Девять – машинально отметила я. – Надо не забыть записать в мою Большую Книгу.
Обсуждение сказки.
Заполнения бланка:
Сегодня был самый счастливый день в моей жизни!
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5.____________________________________________________________
6.____________________________________________________________
7.____________________________________________________________
8.____________________________________________________________
9.____________________________________________________________
10. ___________________________________________________________
А завтра будет еще лучше!!!

Презентация: «Что такое счастье».
Обратная связь в конце занятия, что понравилось, что не понравилось, что вы взяли для себя, чего бы еще хотели бы узнать.
Рефлексия по психологическим картам «Время мудрее всего, ибо оно раскрывает все».
Нужно взять колоду карточек в руки или разложить карточки рубашкой вверх. Несколько мгновений сосредоточиться: подумать о себе, своей жизни и актуальной ситуации. Затем предстоит довериться своей руке и вытащить одну карточку из колоды. Прочитать то, что открылось и поразмышлять об этом. Полученную карточку положить в свой конверт.

Занятие № 5.
Выбирайте то, что вам подлинно полезно и необходимо.
Невербальные средства общения.
Цель: формирование чувственности к невербальным средствам общения; формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения; дестабилизация стереотипных представлений о себе мотивах своего поведения.
Разминка: «Атомы».
Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам – это «атом». «Атомы» постоянно двигаются и время от времени объединяются в «молекулы». Число «атомов» в «молекуле» может быть разное. Оно определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все двигаются и объединяются друг с другом в зависимости от этого. Объединяются таким образом: нужно стать лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В конце игры называется число, равное всем участникам.
ТР: Основными средствами невербальной коммуникации выступает язык тела и манера говорить. Поступки и слова могут обманывать, реакции тела скрывают правду редко. После определенной тренировки можно научиться расшифровывать собственные скрытые социальные, эмоциональные и др. установки, а также лучше узнавать других.
Упражнение 1: «Немое кино».
Группа делиться пополам. Ведущий дает инструкцию одному из участников: «ты режиссер. Вам необходимо поставить последний кадр своего фильма. Это твои герои. Тему фильма выбираешь сам. Размести своих актеров так, как считаешь нужным, пусть они придадут свои лицам то выражение, которое желаешь ты; подумай над ситуацией, в которой находиться герой». По окончании каждая группа предъявляет свою работу. Задача другой группы – отгадать, каков был замысел, какими чертами наделены герои, что показалось неожиданным.
Примечание для ведущего:
Обсуждение вопросов:
Что больше всего характеризует этого человека?
Совпадает ли мнение персонажей о себе с тем, как видит их режиссер?
Какие расхождения были у членов группы?
При анализе впечатлений сначала высказываются те, кто наблюдал, затем те, кто был участником представления. Ведущий берет слово последним.
Упражнение 2: «Видеомагнитофон».
Участники сидят в круге и по очереди передают свое эмоциональное состояние, используя только мимику и жесты. Первый участник передает информацию второму. Остальные сидят с закрытыми глазами. Затем второй просит открыть глаза третьего и невербально объясняет, что он понял. И так далее, пока не завершится круг. По завершению круга первый участник сопоставляет то, что получилось, с тем, что он передавал, отмечая тех из группы, кто более достоверно воспринял информацию.
ТР: Также с помощью жестов и мимики можно распознать, когда вас водят в заблуждение (обманывают). Наглядно это можно будет увидеть в следующем сюжете (просмотр диска с видео-курсом «Я знаю, что вы врете»).
Рефлексия по окончанию занятия.
Раздача буклетов.

Занятие № 6.
Разглядите красоту в том, что вас окружает.
Как я вижу, чувствую и понимаю других.
Цели: расширение сферы осознаваемого в поступках другого, освоения умений адекватной коммуникации, формирование представления о сущности эмпатийного понимания.
Разминка: «Слепой и поводырь».
Группа выбирает ведущего – «поводыря», задача которого в течение 5-7 минут водить группу с завязанными глазами по комнате. Участники держат друг друга за руки, талию или плечи. После проведения игры каждый описывает свои ощущения, степень доверия «поводырю».
Упражнение 1: «Доверие».
Все стоят в кругу, плотно прижавшись, друг к другу. В середине круга - участник с закрытыми глазами, расслабившись, падает на руки играющих. Они раскачивают его, стараясь не производить грубых движений. Игра продолжается, пока все не побывают в круге.
2. Участник с закрытыми глазами падает на спину. Его подхватывают члены группы. Нужно постараться, чтобы играющий упал как можно ниже.
Каждый делиться своими впечатлениями, чувствами относительно руководства и ответственности за благополучие других.
ТР: Эмпатия - это способность понять другого человека, войти в его положение, представить себе чувства, позиции и намерения, предвидеть его поведение.
Упражнение 2: «Впечатление».
ТР: «Один участник садиться по очереди перед каждым челом группы. Внимательно глядя ему в глаза, прикасаясь к нему, надо рассказать, как ты его воспринимаешь, какие чувства вызывает у тебя его поведение. Говорить нужно достаточно громко, чтобы группа услышала. Когда первый закончит, следующий участник должен перемещаться по кругу, оказываясь, каждый раз лицом к лицу только с одним человеком. Слушающему нельзя задавать вопросы, спорить».
Обсуждение упражнения.
Упражнение 3: «Слепой и поводырь» (2 вариант).
Упражнение выполняется в парах. Один член пары завязывает (закрывает) глаза, другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что Вы общаетесь с незрячим человеком. Вы имеете возможность в течение 10 минут ознакомить его с окружающим миром через тактильные, слуховые, световые ощущения. Попробуйте сделать это, заново открыв для него мир». В паре партнеры выполняют обе роли. В кругу участники должны выразить свои чувства и переживания через «Я - высказывания».
Рефлексия.
Видеоролик «Притча о двух волках».
Занятие № 7.
Спокойно наблюдайте за тем, как проявляется в людях их особенности.
Поддержать – значит помочь.
Цель: актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции.
Разминка: «Первая скрипка».
Один человек выходит за дверь. В это время все остальные участники выбирают кого-то, кто будет инициатором движений, которые группа синхронно начинает выполнять, когда первые игрок вернется в комнату. Задача водящего участника – внимательно понаблюдав за движениями группы, догадаться, кто является «первой скрипкой», чьи движения копируют все остальные участники.
ТР: Поддержка – знак внимания, который нужен собеседнику в ситуации, когда ему трудно или грустно, он разочарован или не достиг успеха в каком-либо важном для него деле. Поддержка помогает собеседнику преодолеть трудности и поверить в себя.
Не всегда легко понять, что именно будет лучшей поддержкой для собеседника в данное время, но можно воспользоваться следующими подсказками:
Поддерживать собеседника нужно искренне: в противном случае он не почувствует помощи.
Поддерживать кого-то – значит показывать ему, что в него верят.
Важно найти для каждого человека особенные слова, которые помогут укрепить его собственную веру в себя.
Поддержки не бывает много.
Поддерживая собеседника, не нужно давать оценку его словам или поступкам.
Важно сравнивать человека только с ним самим.
Важно уметь поддерживать не только других, но и себя.
ТР: Как вы считаете, что еще можно добавить? Кто вас чаще всего поддерживает? Кого вы чаще всего просите о поддержке? Нужна ли нам поддержка друг от друга? Часто ли мы чувствуем поддержку друг от друга.
Упражнение 1: «Поддержать – значит помочь».
ТР: Опишите одну из рабочих ситуаций, когда вы нуждались в поддержке. Какую поддержку вы хотели бы получить от коллег в этой ситуации.
Предлагается следующий бланк.
Ваша ситуация Поддержка, которую хотелось бы получить Поддержка, которую вы получили на самом делеТР: Обсуждение ситуаций. И обратная связь: Трудно ли было выполнить это задание? Если да, то почему? Принимаете ли вы поддержку со стороны коллег?
Игра: «Кенгуру».
Одному участнику предлагается выйти за дверь и там дает инструкцию: участник должен изображать кенгуру до тех пор, пока кто-нибудь не догадается, кого он изображает. Группе же ведущий говорит, что сейчас участник будет показывать кенгуру, а им нужно в течение пяти минут делать вид, что пытаются отгадать, кого он изображает, но при этом называть любых животных, кроме кенгуру.
Упражнение 2: «Искусство поддержки».
ТР: Наше общение в сложных ситуациях (ситуациях неуспеха): взаимные упреки или стремление поддержать друг друга?
Поддержать человека можно разными способами – подберите свой пример каждому из приведенных в таблице.
Способ поддержки Твой пример
Найти сильные стороны собеседника в ситуациях неуспеха: «Все равно ты молодец, потому что в этой ситуации…» Найти «плюсы» (позитивные стороны) этой ситуации Произнести ободряющие и успокаивающие слова Присоединиться к чувствам собеседника, поделиться своими чувствами: «Я тебя понимаю, потому что…» Вспомнить народную мудрость - пословицы или поговорки, подходящие по смыслу в этой ситуации Выразить уверенность в том, что собеседнику по силам изменить ситуацию. Предложить рассмотреть ситуацию с разных сторон ТР: обсуждение полученных результатов и впечатлений от упражнения.
Игра: «Нас с тобой объединяет».
Это упражнение выполняется в кругу с использованием мяча. Первый игрок – тот, у которого в руках мяч,- кидает мяч кому-то из своих коллег по группе, заканчивает фразу: «Нас с тобой объединяет…». Тот, с кем объединились, ловит мяч; если он согласен со сказанным, он говорит: «Да, спасибо», если сказанное его удивило: «Спасибо, я подумаю». И объединяется уже со следующим игроком, заново заканчивая фазу: «Нас с тобой объединяет».
Презентация: «Я верю, что я».
Обратная связь в конце занятия, что понравилось, что не понравилось, что вы взяли для себя, чего бы еще хотели бы узнать.
Рефлексия по психологическим картам «Тайна женской силы».
Нужно взять колоду карточек в руки или разложить карточки рубашкой вверх. Несколько мгновений сосредоточиться: подумать о себе, своей жизни и актуальной ситуации. Затем задать вопрос: «Что мне нужно сделать сейчас, в каком направлении двигаться, от чего беречься, что развивать в себе?». Далее предстоит довериться своей руке и вытащить одну карточку из колоды. Прочитать то, что открылось и поразмышлять об этом. Ответ придет.

Занятие № 8.
Храните в своей памяти драгоценности вашего опыта.
Проективные средства общения.
Цель: отработка эффективных средств общения, отработка умений анализировать себя и другого в ситуации общения.
Разминка: «Внимание».
Все участники стоят в одной шеренге, повернувшись лицом в одну сторону. Ведущий встает в конец шеренги и дает инструкцию: «Необходимо выполнить каждое задание как можно быстрее. Задание первое: надо расположиться в шеренге так, чтобы здесь, около меня, стол самый высокий из нас, а на противоположном конце шеренги – тот, у кого самый небольшой рост. Начали!» Проверить правильность выполнения.
«Задание второе: около меня должен стоят человек с самыми темными волосами, на противоположном конце шеренге - с самыми светлыми волосами». И др.
ТР: Обратная связь – это информация о таком влиянии нашего поведения на других людей, которое мы не осознаем; это выражение того, как один человек реагирует на другого.
Презентация «Обратная связь и активное слушанье».
Упражнение 1: «Ролевая игра».
Группе даются несколько ситуаций, которые нужно обыграть с позиции активного слушанья:
Специалист услышал, что воспитанник нецензурно выражается в его адрес.
Несовершеннолетие на занятии устроили драку.
Директор беседует со специалистом, который опоздал на работу на 20 минут.
Беседа специалиста с родителем о стиле воспитания несовершеннолетнего и др.
Игра: «Саймон сказал…».
Выполнение установок ведущего только тогда, когда он произносит: «Саймон сказал…». Это могут быть любые физические или танцевальные упражнения.
Упражнение 2: «Круглый стол».
Каждый участник делиться неразрешимой для него проблемой. Затем группа коллегиально выбирает проблему, которая значима для каждого. После этого участники делятся на микрогруппы по 3 человека в каждой и вырабатывают свое решение проблемы. Следующий этап – от микрогруппы выступает представитель с сообщением. Тот, чья проблема рассматривается, может задавать вопросы на понимание, после чего благодарит всех за участие в решение проблемы и сообщает, чей вариант ему понравился больше всего, не критикуя и не оценивая другие варианты.
Рефлексия по окончанию занятия.
Презентация: «Гимн жизни»
Рефлексия по психологическим картам «Все грани гармонии».
Нужно взять колоду карточек в руки или разложить карточки рубашкой вверх. Несколько мгновений сосредоточиться: подумать о себе, своей жизни и актуальной ситуации. Затем предстоит довериться своей руке и вытащить одну карточку из колоды. Прочитать то, что открылось и поразмышлять об этом.

Занятие № 9.
Улыбнитесь, разглядев комичное в трудной ситуации.
Индивидуальный стиль общения.
Цель: отработка умений самоанализа; отработка умений индивидуальных стратегий и тактик в общении.
Разминка: «А сегодня я лучше, чем вчера, потому что…».
Каждый из участников группы стоящих в кругу кидает мяч другому участнику и дополняет фразу «А сегодня, я лучше, чем вчера, потому что…». И так по все не выскажутся.
Упражнение 1: «Какой я есть и каким бы хотел быть».
Ведущий просит каждого участника представить животное, которое олицетворяет его личность. Затем просит представить то животное, каким бы каждый хотел видеть себя. В обсуждении следует уделить внимание тем качествам участников, которые они хотели бы скорректировать; обсудить, что мешает им формировать полноценные отношения с людьми; почему было выбрано то или иное животное.
ТР: Психологические установки и три способа реагирования в сложных ситуациях (презентация).
Упражнение 2: «Какие мы в контакте с другими людьми».
Решение ситуаций:
Разговор с воспитанником, который постоянно грубит специалистам.
В методическом кабинете в присутствии других специалистов тебе делает замечание коллега, указывая на методические ошибки, допущенные на занятии.
Воспитанник тебе говорит, что не понимает, как ты ему объясняешь, и что от него хочешь.
Воспитанник обвиняет тебя в некомпетентности.
Разговор с родителем, который желает забрать своего ребенка, но не имеет всех документов, разрешающих ему это. И др.
При обсуждении спросить, какие эго-состояния испытывал каждый участник; какие чувства испытывал; предложить группе попробовать конструктивно решить каждую ситуацию.
Презентация: «Мудрость»
Рефлексия по окончанию занятия.Занятие № 10.
Сосредоточьте свое внимание на том, что вам уже дано.
Рациональные убеждения.
Цель: отработка эффективных средств общения, отработка умений индивидуальных стратегий и тактик в общении.
Разминка: «Меняются местами те, кто…»
Се участники сидят в кругу на стульях. Ведущий убирает свой стул и говорит, что он сейчас назовет одно качество или предмет и те, у кого это качество (предмет) есть, должны будут поменяться местами. Участники должны стараться как можно быстрее занять освободившийся стулья. Тот, кто не успевает занять свое место, становиться ведущим. Каждый новый кон игры начинается словами «Меняются местами те, кто…».
ТР: Понятие иррациональное убеждение. Установки иррациональных убеждений. Понятие Рационального убеждения и список рациональных установок.
Игра «Кто виноват?».
В игре участвуют двое. Ситуация такова: участник А предложил участнику В воспользоваться услугой его знакомого. Однако знакомый оказал услугу либо не в срок, либо не полностью. Инсценировка ситуации происходит в двух случаях:
а) участник В навязывает вину участнику А, и участник А ее принимает.
б) участник В навязывает вину участнику А, но участник А е не принимает.
После игры проводиться обсуждение: Когда вину навязать легче: в случае а) или в случае б)?
Упражнение 1: «Мои установки».
Каждый участник выбирает «свои» установки и рассказывает о ситуациях, когда они «работают» и когда «не работают». Участники в группах обсуждают, почему это происходит.
Упражнение 2: «Оптимистичное выступление».
Участники получают карточки с записанными на них темами для выступлений. Темы могут выбрать для себя сами участники, можно также устроить «жеребьевку» со случайным распределением тем.
ТР: Пожалуйста, сделайте трехминутное сообщение перед группой, выдержанное в оптимистичной манере, на одну из следующих тем:
Перспективы производства автомобилей в России.
Как прекратить войны во всем мире?
Есть ли жизнь на Марсе?
Люблю ли я путешествовать?
Судьба русского образования.
Как стать счастливым?
Интернет, его достоинства и недостатки.
Что бы я сделал, если бы был президентом.
Почему мне нужно в два раза повысить зарплату.
Счастье не купишь и др.
Обсуждение данного упражнения. Вопросы: Что мешало выступать в оптимистичной манере? Возможен ли стопроцентный оптимизм? В отношении кого, себя самого или других людей, проще быть оптимизмом?
Рефлексия по окончанию занятия.
Рефлексия по психологическим картам «Ваби-Саби. Рассветы и ветра японских островов».


Занятие № 11.
Находите время и возможности для восстановления сил.
Линии конфликта.
Цель: отработка умений анализировать себя и другого в ситуации общения.
Разминка: «Суперпредмет».
Участники делятся на несколько групп так, чтобы в каждой было по три-четые человека. Команды должны в течении нескольких минут придумать и записать как можно больше способов применение какого-либо предмета, например ручки, канцелярской скрепки, чашки и т.д. когда время заканчивается, команды зачитывают свои варианты, и повторяющиеся способа использования предмета вычеркиваются. В итоге побеждает та группа, которая дала наибольшее количество оригинальных ответов.
Упражнение 1: «Линии конфликта».
ТР: Постарайтесь воспроизвести субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию как «разговор двух линий».
Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А-4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша, мелка) разных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия поведения вашего условного оппонента. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его.
На втором листе изобразите туже конфликтную ситуацию, применив фломастеры в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рука рисует лини и поведения оппонента в конфликте, а не рабочая рука – линии вашего собственного поведения (прежним цветом). Словом, первоначальный выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге.
Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ «от лица» каждой линии, а затем какого-либо элемента: петли, закорючки, точки и др. О чем говорят вам получившиеся образы? Какой символический смысл они несут? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения?
В обсуждении участники рассказывают не столько о причинах и содержании конфликта, сколько об эмоциональной стороне, переживаниях и инсайтах в процессе воссоздания и проработки конфликтных ситуаций.
Остальные могут задавать вопросы:
Что вы чувствовали в процессе рисования и моделирования образов участников конфликта?
Что чувствуете сейчас?
Какие субъективно значимые открытия вы сделали в процессе этой работы? Прояснили для себя историю ситуации: как развивался конфликт и разрешался ли он?
Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации? Как теперь видеться собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта? Какой опыт удалось приобрести?
На данном этапе участникам предлагается занять активную позицию, взять на себя ответственность, пытаясь понять природу своих внутренних переживаний, паттерны поведения, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми.
Игра «Да - Нет».
Участники делятся на пары, и договариваются, кто из них постоянно будет произносить «Да» а кто «Нет». Слова произносить можно с разной интонацией, вопросительной, утвердительной, в просительной форме и дательной и т.д. Важно, что когда участники почувствуют что между ними начинает назревать конфликтная ситуация прекратить данную игру.
Обратная связь. Что было сложно, что легко, что раздражало и т.д.
Презентация: «Антикризисные советы…»
Притча:
Когда великий суфийский мистик Хасан умирал, кто-то спросил его: «Хасан, кто был твоим учителем?» Он ответил: «У меня были тысячи учителей, простое перечисление их имен займет месяцы и годы, для этого уже нет времени, однако о трех учителях я вам скажу.
Один из них был вором. Однажды я заблудился в пустыне, и, когда набрел на деревню, было уже поздно, все было закрыто. В конце концов, я нашел человека, который пытался проделать дыру в стене дома, и спросил го, где бы я мог остановиться. ОН ответил: «В такое время суток это трудно, но ты можешь остаться со мной, если не брезгуешь обществом вора».
Этот человек был настолько великолепен, что я остался с ним на месяц! Каждую ночь он говорил мне: «Я собираюсь на работу, а ты отдыхай и молись». Когда он возвращался, я спрашивал его: «Удалось добыть чего-нибудь?» Он отвечал: «Сегодня нет, но завтра я попытаюсь вновь, да поможет мне Бог!» Он никогда не пребывал в состоянии безнадежности, а всегда был целеустремлен и счастлив.
Когда у меня в течение долгого времени что-то не получалось в жизни и наступал момент глубокого разочарования и безнадежности, я вспоминал вора, который говорил каждый вечер: «Благодаря Богу это должно случиться завтра».
Моим вторым учителем была собака. Изнывая от жажды, я подошел к реке, подошла и собака. Она тоже хотела пить. Она посмотрела в реку, увидела там другую собаку – собственное отражение – и испугалась. Она залаяла и убежала, однако ее жажда была так сильна, что она вернулась. В конце концов, умирая от страха, она прыгнула в воду, и отражение исчезло. И я понял, что это было послание Бога ко мне: следует прыгнуть, невзирая на свой страх.
Третьим моим учителем был ребенок. Я вошел в город и встретил ребенка, несущего зажженный светильник. Он направлялся в мечеть, чтобы поставить его там.
«Забавляешься? – спросил я ребенка. – Ты сам зажег светильник?» Он ответил: «Да, сэр». И я спросил: «Был момент, когда светильник был не зажжен, и затем момент, когда он уже горел; можешь ли ты показать мне источник огня?» Ребенок засмеялся, задул светильник и сказал: «Смотри, огонь ушел. Куда он ушел?» В этот момент я почувствовал собственную глупость. С тех пор я отбросил свою ученость.
Это, правда, что у меня не было учителя. Однако это не означает, что я не был учеником. Я позволял каждой ситуации в своей жизни учить меня. Учитель только учит учиться. Учитель – это плавательный бассейн, где вы учитесь плавать. Когда вы научились, ваш учитель – океан жизни».
Рефлексия по окончанию занятия.
Рефлексия по психологическим картам Кущ Д. «Красота жизни».


Занятие № 12.
Подарите себе радость добрых отношений с близкими.
Мое будущее.
Цель: анализ и осознание каждым участником качественных изменений, произошедших за время тренинга; осмысление того, что произошло с группой за время тренинга; проектирование своего будущего.
Разминка: «Реклама – двигатель тренинга».
Каждый из участников в течении 3-5 минут должен придумать рекламный ролик, представляющий его самого как «лучший в мире продукт». Участники могут разыграть пантомиму или сценку со словами, спеть песню, привести «мнение эксперта» - все что угодно, укладывающееся в привычнее рамки коммерческого или социального сообщения. Каждый получает аплодисменты по завершению каждого ролика.
Упражнение 1: «Спасательная шлюпка».
Ведущий обращается к группе: «Вы провели в лодке семь долгих дней. Вы очень устали, вас обожгло солнце, запас воды совсем мал, а еды почти не осталось, и если вы не избавитесь хотя бы от двух человек, то умрете. Выберите двух человек, которых выбросите за борт. Но прежде пусть каждый из вас попробует убедить группу, что пощадить нужно именно его. А вы будите решать».
Упражнение 2: «Страна эмоций».
Необходимый материал: 2 листа белой бумаги формата А-1, всевозможные изобразительные материалы: фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки, цветные мелки, краски акварельные и/или гуашь.
ТР: Изобразите на общем листе бумаги ваше эмоциональное состояние в данный момент. Зарисуйте свободное пространство листа так, чтобы получилась карта внутреннего мира группы. Договоритесь о содержании и способах изображения. Покажите маршрут или маршруты путешествия по этой стране. Придумайте историю этого государства, опишите его, дайте название. Далее сравнивается с той страной, которую рисовали на первом занятии.
Упражнение 3: «Мои жизненные планы».
Каждому участнику предлагается представить свою жизнь и найти два события, наиболее значимы в прошлом, и два события, которые наиболее значимы в будущем.
При обсуждении делается акцент на события ожидаемые.
Вопросы:
От кого зависит возможность осуществления этих планов?
В какое время они должны осуществиться?
Если эти события не произойдут, что ты будешь чувствовать?
Что может помешать тебе, осуществить твои планы?
Рефлексия произошедшего в тренинге.
Вопросы:
Что дала тебе тренинговая работа?
Произошли ли в тебе какие-либо изменения?
Можно ли использовать данный метод или отдельные процедуры в своей педагогической деятельности?
Что ты можешь сказать о роли консультанта в тренинге?
Окончание встречи
Вся группа стоит в круге. Участники предлагают друг другу клубок ниток, проговаривая, что значит для него данный человек, произнося пожелания, слова благодарности. Постепенно середина круга превращается в узор из натянутых нитей. Когда круг завершен, каждый участник, натягивает свою нить, и группа минуту стоит с закрытыми глазами, стремясь прочувствовать другого человека.
По окончанию встречи ведущий благодарит группу за работу и желает всем успеха.

Список используемой литературы:
«Лидер и его команда» под редакцией Клюеваа Н.В.//Изд-во «Речь»//2008 г.
Авидон И., Гончукова О. «100 разминок, которые украсят ваш тренинг»// Изд-во «Речь»//2010 г.
Авидон И., Юрова И. «Антикризисная книга»//Изд-во «Речь»//2009 г.
Биба Г. набор психологических карт «Я верю, что я»//Изд-во «Генезис»//2008 г.
Васильева И. набор психологических карт «Время мудрее всего, ибо оно раскрывает все»//Изд-во «Речь»//2011 г.
Васильева И. набор психологических карт «Все грани гармонии»//Изд-во «Речь»//2012 г.
Венщикова И.А., Кауппонен Д.А. «Раскрытие женственности и обретение уверенности в себе»//Изд-во «Речь»//2011 г.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. набор психологических карт «Сокровищница жизненных сил»//Изд-во «Речь»//2012 г.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. набор психологических карт «Тайны женской силы»//Изд-во «Речь»//2012 г.
Козлов А. «Как повысить самооценку»//Изд-во «Речь»//2009 г.
Кущ Д. набор психологических открыток «Ваби-Саби. Рассветы японских островов»//Изд-во «Речь»//2012 г.
Кущ Д. набор психологических открыток «Красота жизни»//Изд-во «Речь»//2012 г.
Лебедева Л.Д., Никанорова Ю.В., Тараканова Н.А. «Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии»//Изд-во «Речь»//2010 г.
Сакович Н. «В поисках силы. Настольный сказконавигатор для работы с подростками»//Изд-во «Речь»//2012 г.
Сказки Эльфики «Большая книга счастья»//Изд-во «Речь»//2012 г.
Стишенок И.В. «Сказкотерапия для решения личных проблем»//Изд-во «Речь»//2010 г.
Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скромная Ю.Е. «Тренинг коммуникативной компетенции»// Изд-во Фонд «Мир»//2009 г.
Халкола У., Копытин А. ассоциативные фотографические карты «Спектрокарты»//Изд-во «Речь»//2012 г.
Шепелева Л.Н. «Программы социально-психологических тренингов»// Изд-во ПИТЕР// 2011 г.
Эксакусто Т.В. «Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры»// Изд-во «Феникс»//2008 г.
Юрова И. набор психологических карт «Кладезь народной мудрости»//Изд-во «Речь»//2009 г.