Выступление на МО классных руководителей Особенности конструктивного общения с детьми «группы риска


Особенности конструктивного общения с детьми «группы риска» Подготовила: учитель МКОУ ВСШ г.Болотное Егорова Юлия Геннадиевна 2016 г. В настоящее время педагогам все сложнее и сложнее находить общий язык с детьми «группы риска», а особенно, если в школе есть «трудный класс». Как работать? Как взаимодействовать? Как наладить «партнерские отношения с этими агрессивными, озлобленными, ленивыми, равнодушными ко всему учениками...» Цель: создание условий для формирования у педагогов конструктивного взаимодействия с «трудным ребенком». Если у вас нет конфликтов пощупайте, есть ли у вас пульс? Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4 целей: привлечение внимания власть месть избегание неудач Не разрешайте конфликт при всем классе Не привлекать третьих лиц Не затягивайте конфликт Четко определить предмет конфликта Дайте возможность высказаться ребёнку Максимально конкретный разговор 6 полезных советов, как разрешать конфликты между учителем и учеником: Конструктивное общение - это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное. меры экстренного педагогического реагирования- Игнорируйте демонстративное поведениеДелайте неожиданности Когда мы что-то неожиданно выкидываем, мы как бы говорим: «Я все вижу и знаю, что ты делаешь, но не собираюсь играть в твою игру». Юмор.Отвлеките ученика Никто не может делать долго 2 дела одновременно. Можно отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем-то другом.Задавайте прямые вопросы (Миша, как читается это слово? Какое задание ты сейчас выполняешь? + Стратегия 1) - Попросите об одолжении (Собери, пожалуйста, сочинения. Отнеси в учительскую тетради. Этот прием нельзя использовать часто, т.к. ученики будут воспринимать это как награду)раскрывайте сильные стороны своих учениковдемонстрируйте веру в своих учениковпризнавайте трудность ваших заданий Конструктивное общение - это такое целенаправленное и сознательно осуществляемое взаимодействие учителя с учащимися, которое направлено на создание благоприятного эмоционального климата в классе, всестороннее развитие личности учащегося, его мотивационной и творческой сфер, а также способствует максимальному использованию учителем собственных личностных особенностей. Конструктивное общение педагогически эффективно тогда, когда его осуществление происходит в соответствии с гуманистическим принципом, единым для всех сфер жизни воспитанника – в школе, в семье, внешкольных учреждениях.Когда общению сопутствует воспитание отношения к человеку как к высшей ценности.Когда обеспечивается постижение необходимых педагогических и психологических знаний, навыков и умений познания окружающих людей и правильного обращения с ними. Главное для педагога – воспитать в себе способность, готовность и умение сотрудничать с учениками, сформировать умение стать участником совместной деятельности и видеть ученика как личность. Таким образом, развитие познавательного интереса и установление продуктивного взаимодействия учителя и ученика является основой конструктивного общения. Тест «Педагогическая справедливость» 1 В классе вы назначаете старостой: а) ученика, который дружит с учителями б) ученика, который хорошо учится в) ученика с хорошими лидерскими качествами 2 Больше всех в классе вы хвалите:А) тех, кто дружит с учителем, всё им сообщаетБ) тех, кто хорошо учится, у кого высокие результатыВ) кто очень старается, независимо от результата стараний3 На открытых уроках вы доверите самое ответственное: а) тому, кто хорошо учится, кто выучит б) поработаете дополнительно с двоечниками, чтобы они тоже могли проявить себя в) тому, чьи родители хотят видеть своих детей выступающими  4 Когда вы отсутствовали, в классе разбили стекло а) вы поговорите с активом класса тет-а-тет с каждым, они по дружбе с учителем всё расскажут б) поговорите с теми, кого подозреваете лично в) побудите их самих признаться, расскажете поучительную историю и пообещаете не наказывать виновных5 В классе есть ученик, с которым вы конфликтуете и не можете терпеть его. Вы: а) изживёте его, пока тот не перейдёт в другой класс (школу) б) примените строгие меры и исправите его качества, перевоспитаете в) будете терпеть дальше, надеясь на лучшее, ища подход к нему  6 В учительской рассказывают смешной случай с другим учителем а) вы смеетесь со всеми б) сделаете замечание учителям о недопустимости высмеивания в) промолчите, смеяться не будете, постараетесь сменить тему 7 Родители считают, что вы ставите любимчикам более высокие отметки: а) вы не реагируете, пусть думают, что хотят б) на родительском собрании постараетесь аргументировать все оценки в) пригласите того родителя посмотреть один из уроков  А – о баллов Б – 1 баллВ - 3 балла  От 0 до 6 - Вам необходима помощь психолога. Вы не понимаете свои педагогические ошибки. Дети «терпят» Вас, иногда боятсяОт 7 до 12 – Вы не всегда справедливы в процессе обучения и воспитания. Некоторые свои промахи Вы можете компенсировать пониманием детей, их мотивировкиОт 13 до 16 – Вы пример для многих педагогов современности, но вам необходимо совершенствоваться, т.к. мир меняется с каждым днём и Вам нужно успевать за современностью. Старайтесь не спешить действовать и тогда ваши поступки будут более справедливы по отношению к детямОт 17 до 21 – Вы идеально чувствуете все ситуации. У Вас хорошо развито чувство справедливости. Только старайтесь не поучать других педагогов, пусть они сами «вырастут» на вашем молчаливом Пусть черствые сердца оттают в мире этом,Подарит сказку пусть Рождественская ночь,Не надо каждому быть в суете поэтом,Чтобы спасти от «смерти» сына или дочь.Чужих детей, по правде, в жизни не бывает,Бывают только жадность душ и сухость фраз:«Мне некогда, нет денег…» - так бывает?А лучик жизни в детском сердце уж угас…Как быть? Пройти? Остаться равнодушным?Или попробовать помочь хоть чем-нибудь?Но это же прекрасно  - быть всем нужным,Смысл обретёт и ясность грешный путь. .Но, нет! Зачем? Проходим мимо, опускаем,Безвольно-виноватые,  стыдливые глаза,Желанье помогать, мы тут же убиваем,Не верим больше мы ни в жизнь, ни в чудеса.Давайте делать первый шаг добру навстречу,Давайте пробовать друг другу помогать,И может скоро, между строк своих замечу,Что меньше деток стало в мире «умирать»! Спасибо за внимание коллеги!