Методическая разработка открытого урока с использованием интерактивной доски

ГПБОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»








Методическая разработка
лекционного занятия с использованием интерактивной доски

Тема: «Заболевания органов кроветворения у детей. Анемия»

ПМ 02. «Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах», МДК «Педиатрия»

Специальность «Акушерское дело» (базовый уровень)


Форма занятия: лекция
















Самара, 2016 год
Пояснительная записка
Методическая разработка используется при проведении лекционного занятия в рамках освоении ПМ 02. «Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах», МДК «Педиатрия» студентами специальности «Акушерское дело».

разработчики: Бакай Ольга Владимировна, преподаватель педиатрии
Разгулина Алия Александровна, преподаватель информатики

По данным ВОЗ анемия стоит на 1 месте среди соматических заболеваний у людей, и это одно из самых распространенных заболеваний детей раннего возраста. Знание этиологических факторов, клинической картины, принципов лечения и способов профилактики необходимы для последующей профессиональной деятельности акушерки, работающей как в женской консультации, родильном доме так и на ФАПе .
Применение интерактивной доски при проведении занятий по клиническим дисциплинам способствует активации учебного процесса, облегчает труд преподавателей, даёт возможность разнообразить учебный процесс, делая его более интересным и насыщенным, приобщает обучающихся к использованию современных информационных технологий в профессиональной деятельности.
На усвоение материала отводится 1 лекция и 1 практическое занятие.








Методические цели:
общая
- показать возможности использования интерактивной доски при преподавании клинических дисциплин
- показать возможности применения современных информационных компьютерных технологий при изучении данной темы;
узкие
- продемонстрировать методы активизация познавательной деятельности студентов при восприятии нового материала;
- показать содержание учебного занятия на основе интеграции дисциплин - анатомии, гинекологии, терапии, здоровый человек и его окружение, фармакологии.
При проведении лекции используются следующие методы и приемы:
- проблемная лекция с мультимедийным сопровождением на интерактивной доске;
- исследовательский метод (решение ситуационных задач, анализ материала видеоролика);
- актуализация знаний студентов в начале занятия и рефлексия деятельности в конце занятия;
- контроль и оценка образовательных результатов студентов;
- активизация учебного процесса за счет воздействия через все информационные каналы, удовлетворение потребности обучающегося в визуальной информации и зрительной стимуляции;
- интерактивные методы и приемы: беседа, дискуссия, решение проблемных ситуаций и ситуационных задач с использованием интерактивной доски.

Истоками темы являются знания, полученные при изучении анатомии, фармакологии, здорового человека и его окружение, знание состава, функций, АФО крови.
Выход темы лекционного занятия: на практическое занятие по педиатрии, в последующем - на профессиональную деятельность акушерки.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Тема лекции: «Заболевания органов кроветворения у детей. Анемия».
Время: 2 часа
Место проведения: учебная аудитория.
Цели лекционного занятия.
обучающие - добиться усвоения нового материала и закрепления ранее полученных знаний по педиатрии;
развивающие - способствовать развитию у обучающихся критического мышления, памяти, активности;
воспитательные - осуществлять нравственное, эстетическое, патриотическое и трудовое воспитание обучающихся, развивать навыки коллективного труда.

после проведения занятия студент должен знать:
- понятие «анемия»,
- классификацию,
- этиологию,
- клинику железодефицитной анемии,
- особенности диеты, режима, ухода,
- принципы лечения, профилактики.


Оборудование:
- интерактивная доска
- опорный конспект лекции;
- компьютерная презентация лекции на съемном носителе;
- видеофильм «Влияние вегетарианства на развитие анемии в Великобритании»;
- ноутбук, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки;
-железосодержащие препараты.

Внутридисциплинарные связи:

Тема лекционного занятия
Предыдущие и последующие темы

Заболевания органов кроветворения у детей.
АФО органов кроветворения у детей.
Геморрагические диатезы у детей.



Междисциплинарные связи

Тема занятия
Дисциплины
Темы

Заболевания органов кроветворения
у детей.
Латинский язык

Анатомия

Фармакология

медицинская терминология;

анатомия кроветворных органов;

фармакодинамика железосодержащих препаратов.


Основные этапы лекционного занятия

Название этапа
Развернутый план
Слайд №
Время
мин

Организационный этап
Приветствие, проверка готовности к занятию, внешний вид, отметка отсутствующих

2

Постановка учебной задачи
Постановка проблемы, обозначение темы и цели занятия; актуализация имеющихся знаний. Совместно с обучающимися осуществляется планирование занятия, постановка учебных задач
1-2
3

Изучение материала
1. Практическая работа на интерактивной доске - 1 обучающийся на доске, используя прием Drag end Drop, показывает состав крови.
2. Проблемная лекция с мультимедийным сопровождением на интерактивной доске
Преподаватель, используя гиперссылки, показывает функции крови, процессы лейкопоэза и эритропоэза.
3. Практическая работа на интерактивной доске. Для закрепления разобранного материала обучающийся на доске демонстрирует схему кроветворения (прием Drag end Drop) и определяет название клеток крови
4. Практическая работа на интерактивной доске. Обучающийся на "немом" рисунке записывает органы кроветворения у детей.
5. Проблемная лекция с мультимедийным сопровождением на интерактивной доске.
Преподаватель дает определение анемии и совместно со студентами выделяет опорные слова.
6. Преподаватель с помощью функции "шторка" показывает классификацию анемий.
7. Преподаватель разбирает строение эритроцита и показатели крови в разных возрастных группах
8. Практическая работа на интерактивной доске. Преподаватель показывает схему эритропоэза особенности всасывания и метаболизма железа в организме (прием Drag end Drop)
9. Проблемная лекция с мультимедийным сопровождением на интерактивной доске.
Преподаватель демонстрирует обучающимся эпидемиологию, этиологию анемии, группы риска дефицита железа и железодефицитные состояния
Используя снимки пациентов, разбирается клиническая картина анемии и зависимость клиники от степени тяжести заболевания.
Основные диагностические критерии диагностики анемии.
Принципы лечения анемии.
10.Практическая работа на интерактивной доске. На доске представлен набор продуктов, входящий в рацион ребенка. Обучающийся должен выбрать продукты с большим содержанием железа (отмечает красным цветом), низким содержание (отмечает синим цветом), не содержащие железа (отмечает черным цветом). При выборе продукта идет звуковой контроль правильного/ неправильного ответа. В конце задания студент дает общую характеристику продуктов с высоким содержанием железа, разбираются таблицы содержания железа в продуктах животного и растительного происхождения.
11. Проблемная лекция с мультимедийным сопровождением на интерактивной доске
Обучающимся оказывается видеоролик на тему "Влияние вегетарианства на развитие анемии в Великобритании".
12. Преподаватель сообщает принципы медикаментозного приема препаратов железа, историю создания железосодержащих препаратов, их классификацию и правила приема.
13. Психомоторное развитие ребенка, перенесшего анемию и методы профилактики ЖДА (антенатальная и постнатальная) у детей. Обучающимся предлагаются принципы составления рекомендаций по профилактике анемии и дается домашнее задание - составить памятки по профилактике анемии у беременных и детей первых лет жизни.

3


4-7




8-9





10



12


13


14-18


19-21





22-27




28-31

32

33

34










35-37



38-39



39-49




50-53
70

Контроль и оценка основ ных образо вательных результатов
Самостоятельная работа обучающихся - тестовый контроль. Проверка и самопроверка результатов: 1 обучающийся по каждому вопросу выполняет задание на интерактивной доске, остальные делают пометки (правильно "+", неправильно "-") на своих листах и выставляют себе оценку по критерию:
5 правильных ответов - отлично;
4 правильных ответа - хорошо;
3 правильных ответа - удовлетворительно;
2 правильных ответа - неудовлетворительно

5

Подведение итогов дея- тельности обучающих- ся
Возвращение к проблемному вопросу лекционного занятия: железодефицитные состояния у детей управляемая патология?
С помощью каких медицинских, социальных и образовательных приемов, акушерка может заниматься предупреждением развития железодефицитных состояний среди женского и детского населения.
Общая характеристика занятия. Ответ на вопросы.

10













Контрольные вопросы к занятию.

Выберите правильный ответ.

1. Целиакия, язвенный колит и другие заболевания кишечника, препятствующие всасыванию пищи, могут стать причиной анемии

а) апластической
б) дефицитной
в) гемолитической
г) постгеморрагической

2. Наибольшее содержание железа в:
а) мясных продуктах
б) молочных продуктах
в) растительных продуктах
г) орехах

3. Препараты железа лучше запивать
а) чаем
б) кофе, какао
в) молоком
г) соками

4. У детей с железодефицитной анемией отмечается стремление есть:
а) глину, мел
б) молочные блюда
в) мясные блюда
г) фрукты, овощи

5. Анемия у ребенка грудного возраста развивается при гемоглобине:
а) 210 г/л
б) 120 г/л
в) ниже 110 г/л
г) 100 г/л











Используемая литература:

1. Гематология/онкология детского возраста / под ред. А.Г. Румянцева и Е.В. Самочатовой М.: ИД МЕДПРАКТИКА-М, 2004. - 792 с. 2. Ежова Н.В., Русакова Е.М. Педиатрия. Минск, 2007 -370 с.
3. Справочник семейного врача / под ред. Матвейкова. Минск,2009.
4. Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник, 7-е изд. В двух томах. – СПб.: Питер, 2010. – Т.1. – 832с.
5. Реализация мероприятий cовместной работы акушерско- гинекологической и педиатрической служб в условиях детской поликлиники / М.М. Садыков, Н.Н. Насыбуллина, Е.П. Зубова [и др.] // Практическая медицина. – 2009. – № 2.















Заголовок 1 Заголовок 215