Сценарий внеклассного мероприятия Уклад жизни.

Внеклассное мероприятие: «УКЛАД ЖИЗНИ»
Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы и сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Тысячелетиями складывались эти привычки, в них собран коллективный опыт разных предков.
Край мой белый! .. Холмы и долины
Тихая речек зеленая вязь.
Белохатье. Разливы полыни.
Свет берез. Черноземная грязь.
И светло мне, и сладко, и грустно
Жить на этой земле не спеша, Где глаза затуманились Русью
И приблизилась к звездам душа.
На нашем занятии мы будем говорить о «Русской кухне». Кулинарные рецептуры созданные русским народом не случайны, не произвольны. Они сложились в результате многовековой эволюции, многие из них являются прекрасными образцами правильного сочетания продуктов по вкусу, по содержанию пищевых веществ.
Особое влияние на формирование «русской кухни» оказали: географическое положение страны, климат, экономика и религия.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит
Когда над головою,
Как вечность лес шумит.
В старину почти половину территории России занимали леса. Поэтому лесные промыслы были большим подспорьем в хозяйстве наших предков. Уже тогда существовали охотничьи угодья, в которых водилось много различной дичи «тетеревятниковые», «рябчиковые», «заячьи» и другие. Широко использовались дары леса, и это стало одной из особенностей русской кухни. Соленые, маринованные, сушеные грибы, моченая брусника, морошка, лесные орехи, из которых готовили ореховое масло. Лес являлся источником меда, из которого готовили сладкие блюда, напитки.
Задание 1. «В лес за травами.»
На слайде представлены различные растения поля, луга, леса. Собрать букеты из трав, которые могли использоваться нашими предками и сейчас используются как пряные и лекарственные растения.
На свете нет сильнее.
На свете нет её буйнее.
В руках её не удержать.
И на коне не обогнать.
Чего в гору не вкатишь.
В решете не унести.
И в руках не удержать Что это такое?
В значительной мере повлияли на характер русской кухни обилие рек, озер, морей. Этим объясняется большое количество различных рыбных блюд и закусок. Самым популярным блюдом являлась уха.
«Что за уха! Да как жирна! Как будто янтарем подернулась она. Поешь же, миленький дружочек>.
Задание 2. «На рыбалку» Выбрать и назвать рыбу нашей реки из которых
На слайде представлены виды различных рыб. Необходимо выбрать те виды, которые обитают в местных водоемах и из которых можно сварить уху.
С появлением земледелия люди научились возделывать рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо.
Овладели техникой изготовления муки, «тайнами» выпечки изделий из дрожжевого теста. Немалую роль в этом сыграла русская печь, т.к. ее очаг был хорошо приспособлен для выпекания
Из теста пекли и пекут: хлеб, пироги, пирожки, блины, оладьи, ватрушки, кулебяки, курники и многое другое.
Особое место в жизни русских людей занимал хлеб. Отношение к хлебу граничило с почтением. По обычаю оброненный хлеб надо не только поднять и обтереть, но и поцеловав, попросить у него прошения за небрежность.
Задание 3. Закончить и объяснить пословицы
1. Худ обед// коли хлеба нет.
2. Хочешь есть калачи,//не сиди на печи.
3. На чужой каравай// рот не разевай.
4. Без соли - не вкусно,// а без хлеба не сытно.
5. Не шуба греет,// а хлеб.
Не менее характерными для русской кухни являются блюда из круп - каши, запеканки, крупянники, кисели. Важнейшее место в питании занимала каша. Отсюда и русская пословица: «Каша - мать наша». Особым уважением у русского народа пользовалась гречневая каша. Не случайно её называли «княжной ».
Задание 3. Инсценировка народной сказки «Каша из топора»
Сказка «Каша из топора»
Ведущий. Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке ...
Солдат: Здравствуй, Божья матушка! Дай мне чего-нибудь поесть.
Старуха: Вон там на гвоздике повесь.
Солдат: Аль ты совсем глуха, чего не чуешь? ..
Старуха: Где хошь, там и заночуешь.
Солдат: Глухая! Подавай на стол!
Старуха: Да нечего, родимый!
Солдат: . Свари кашицу!
Старуха: Да не из чего, родимый!
Солдат: Давай топор, я из топора сварю.
(Старуха уходит за топором. Дальше Солдат и старуха делают все о чем говорит Ведущий).
Ведущий: Пришла баба. Топор солдат взял и положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует ...
Солдат: Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать. (Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату)
Ведущий: Солдат сыпет крупу, пробует.
Старуха: Готова ли?
Солдат: Совсем бы готова была, да только маслом сдобрить.
Старуха.( Поколебавшись, достает масло, подает его солдату).
Солдат: Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да молока неси - станем кашицу есть! (Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка).
Старуха: (смакуя кашу). Служивый, а когда же топор будем есть?
Солдат: Да видишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю. (Встает). Ну, будь здорова, хозяйка. (Берет топор, кланяется старухе, уходит).
Ведущий: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес. А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить солдат вместе с топором.

Русские люди были не только землевладельцами, но и прекрасными скотоводами. Для простых людей было выгодно держать, чем резать скотину, так как кроме мяса, которое наши предки умели хорошо готовить, чаще всего в пищу использовали молоко, молочные продукты, сметану, творог, творожные сыры. Эти продукты не только ели, но и продавали. В обиходе, как простых людей, так и именитых были различные супы, похлебки, окрошки и конечно же щи.
Щи готовили с мясом, рыбой, грибами и зеленые с различными дикорастущими травами, особенно в голодные годы и весной.
Задание 4. На слайде показаны различные овощи, необходимо выбрать овощи, которые выращиваются в нашей местности и из которых можно сварить щи. По окончанию задания читается или инсценируется стихотворение Михалкова «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!. . Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!. . Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!. . Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!. . И суп овощной оказался не плох!
Из-за особенностей климата в нашей стране, русские люди вынуждены были выращивать такие культуры, которые легко возделывались, были урожайными и хорошо хранились до следующего урожая. Эти культуры очень часто спасали людей в голодные годы.
Задание 5. Черный ящик. Необходимо определить, что находится внутри этого ящика.
«Эта культура до XIX века играла на Руси ту же роль, что теперь картофель. Её возделывали повсеместно, по всей территории Руси. О ней сложили такую поговорку: «В землю крошки, а из земли лепешки» о ней сложили русскую народную сказку» (репа).
Из репы готовили различные блюда и ежедневно включали их в свое меню. Именно репа служила основным блюдом, которое спасало крестьянских детей от рахита и других заболеваний. Вяленая репа являлась излюбленным лакомством детей, так как по своему вкусу напоминала сухофрукты.
Таким же популярным овощем на Руси считалась и теперь считается - капуста.
Огороды с капустой повсеместно окружали русские поселения, из нее делали большие запасы на зиму и простолюдины ели её по нескольку раз в день. На Руси существовал праздник «капустник», «капустянка». На этот праздник не только сообща рубили капусту, одевали нарядную одежду, и парни с девушками водили хороводы, пели песни.

Задание 6. Хоровод детей. Внутри круга молодец. Дети водят хоровод напевают песню:
«Вейся ли, вейся ли капуста.
Вейся ли, вейся ли белая.
Во саду, во зеленом
Гуляет душечка родная.
Как вечор на капусту,
Как вечор на белую,
Частый дождик поливал.
В кругу молодец гуляет.
Себе пару выбирает.
Лизавету - по совету.
А Настасью - по согласью.»
Тот, кто находится в круге, отвечает:
«Я, Аленушку люблю.
Шелковый халат куплю.
Сто рублей заплачу.
Сто рублей нам нипочем.
Гуляй девка с молодцом!»
Не последнее место в русской кухне занимают напитки. В холодные, долгие зимы, возвращаясь из дальнего caннoгo пути, гуляя на веселых ярмарках, люди любили выпить горячего напитка - сбитня. Сбитень готовился из меда с добавление различных трав и ягод. Этот напиток разносили на ярмарках в специальных чайниках с трубой внутри, в которой находился раскаленный уголь, поддерживающий напиток в горячем виде.
Ай да сбитень - сбитенек,
Подходи паренек:
Сбитень тетушка варила.
Сама кушала, хвалила.
Вы ребята пейте
Сбитня не жалейте.
Сбитень варен на меду,
Не на ращенном солоду.
Вкусен, ароматен,
Для всего приятен.
Особое влияние на формирование русской кухни оказала церковь и религиозные праздники. Русские люди придерживались постов и мясоедов. На посты приходилось до 200 дней в году. Такое чередование в питании позволило нашим предкам лучше приспосабливать к существующим условиям среды. Любые праздники сопровождались застольем. Существовали целые ритуалы по убранству стола, подаче блюд, про ведение праздника. Многие уже забыты, но некоторые отмечаются и в наше время: Святки, Масленица, Троица, Иван Купала, Спасы. На этих праздниках не только готовили вкусные каши, блины, пироги, мясные блюда, но обязательно пели песни, водили хороводы, прыгали через костёр, устраивали игры.
Задание 7.«Съешь пряник, но ... - по - вьетнамски». Кто быстрее съест пряники, вьетнамскими палочками, без помощи рук. Играют 2-3 человека.
На фоне народной музыки, можно закончить занятие: Сегодня нас с вами объединила культура, русская культура. Частичка ценностей этой культуры - русская кухня, которую мы с удовольствием приоткрыли на нашем занятии.
Благодарим всех за внимание и приглашаем к столу с традиционным русским угощением.

Сказка Каша из топора
Ведущий. Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке ... Солдат. Здравствуй, Божья матушка!
Дай мне чего-нибудь поесть.
Старуха. Вон там на гвоздике повесь.
Сол. Аль ты совсем глуха, чего не чуешь? .. Ст. Где хошь, там и заночуешь.
Сол. Глухая! Подавай на стол!
Ст. Да нечего, родимый!
СОЛ. Свари кашицу!
Ст. Да не из чего, родимый!
Сол. Давай топор, я из топора сварю.
(Старуха уходит за топором. Дальше Солдат и старуха деляют все о чем говорит Ведущий).
Вед. Пришла баба. Топор солдат взял и положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует ...
Сол. Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать. (Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату)
Вед. Солдат сыпет крупу, пробует.
Ст. Готова ли?
Сол. Совсем бы готова была, да только маслом сдобрить.
(Старуха. Поколебавшись, достает масло, подает его солдату).
Сол. Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да молока неси - станем кашицу есть! (Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка).
Ст. (смакуя кашу). Служивый, а когда же топор будем есть?
Сол. Да видишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю. (Встает). Ну, будь здорова, хозяйка. (Берет топор, кланяется старухе, уходит).
Вед. Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес. А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором.










15