Классный час Старость нужно уважать!


Старость нужно уважать!
Цель - воспитание уважения, чуткости, внимательного отношения к пожилым людям; развитие стремления быть внимательным к окружающим людям.
Оборудование: тема записана на доске, пословицы (разрезанные на две части), музыка (песенка- «Бабушка Маруся»),реквизиты на сценку(два платка, ведра для воды, палка, жилетка, шапка-ушанка, гантели), видеоряд фотографий, где дети помогают пожилым людям.
ХОД   КЛАССНОГО   ЧАСА
Организационный момент.
Не бросайте стариков, жалейте,Уважайте старость и лелейте,Им дарите ласку и вниманье,И любви великое признанье.
Утешайте в скорби и печали,В час, когда сердца стучать устали,Окружите теплотой и светом,И не ждите скорого ответа.
Не бросайте стариков, любите,Память об ушедших сохраните.Сердце на заботу отзовется,И любовь сторицей к вам вернется!
- Ребята, как вы поняли из этого стихотворения, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости.
II. И вы ребята должны уважать тех, кто намного старше вас, беречь бабушек и дедушек. И не только своих родных. Необходимо с заботой относиться ко всем пожилым людям.. Так важно быть вежливыми, честными и заботливыми абсолютно со всеми людьми, будь то свои собственные родственники или просто прохожие на улицах.
1.Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)
Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что- нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?
(Добиться соответствующего ответа.)
2.Пословицы о старости (Собери пословицы. Предложения разрезаны на две части, надо к первой части найти продолжение)
Молодой работает, (старый ум дает.)
Не смейся над старым: (и сам будешь стар.)
Праздная молодость – (беспутная старость.)
Ребенку дорог пряник, (а старцу - покой.)
Без старых (не проживешь.)
За старой головой – (как за каменной стеной.)
Молодость - пташкой, (старость - черепашкой.)
Не стучи: (сидит дед на печи.)
Учат добру не дураки, (а старики.)
Физкультминутка
- Когда тебя окружают вежливые люди, то и настроение радостное. Давайте улыбнемся друг другу и выполним упражнение
ПАЛЬЧИКОВАЯ ПЕСЕНКА - ИГРА - «Бабушка Маруся»
- Испеки нам пироги,(«лепим пирожки», показываем большой пирог)Милая бабуся,Испеки нам пироги,Бабушка Маруся.
Проигрыш: Ля-ля… («месим тесто»)
Припев: Положили два яйца (верху показываем пальчиками «колечко», вниз опускаем, стукнув по полу – «разбили»)И налили молока, («наливаем» сверху вниз),А теперь — муки. (пальчики сложим в щепотку, «сыплем»)Будут пироги! (раскрыли ручки, ладошками вверх)
-Испеки нам куличи, («лепим пирожки», показываем круг среднего размера)Милая бабуся,Испеки нам куличи,Бабушка Маруся.
Проигрыш: Ля-ля… (раскатываем тесто)
Припев повторяется, изменяются только последние слова «Будут куличи».
-Испеки нам пирожки, («лепим пирожки», показываем маленькие пирожки)Милая бабуся,Испеки нам пирожки,Бабушка Маруся.
Проигрыш: Ля-ля… (делаем прищипывающие движения,  как будто лепим пирожок)
Припев повторяется, изменяются только последние слова «Будут пирожки».
- Испеки нам колобок, («лепим пирожки», показываем ладошками «мячик»)Милая бабуся,Испеки нам колобок,Бабушка Маруся.
Припев: Положили два яйца,Молока чуток, (пальчиками показали «чуть-чуть»)Соли, масла, и муки. (поочередно загибаем пальчики)Здравствуй, колобок!
3.Инсценировка сказки - притчи «Сыновья» (Исполнители ролей женщин могут выйти покрытыми платками, в руках у них ведра для воды. Старичка можно одеть в жилетку и шапку-ушанку, в руках у него палка. Исполнители ролей Сыновей одеты современно. Исполнитель роли Силача может взять в руки гантели.)
Собрались у колодца три женщины. Две из них стали наперебой хвалить своих сыновей. Одна говорит, что ее сын красивее всех, сильнее всех и умнее всех. Другая — про своего то же самое. А третья стоит рядом и помалкивает. Две первые ее спрашивают, почему она молчит. А она говорит, что он у нее обычный, ничего особенного.
Пошли женщины с тяжелыми ведрами домой. А навстречу им сыновья идут. Сын первой прыгает через голову, ходит на руках, бросает тяжелые камни. А мать радуется, смотрите, мол, какой он у меня.
Сын второй стал посреди дороги и поет, как соловей, и пляшет. А мать довольна. А сын третьей подбежал к матери, взял ведро и понес домой.
Проходил мимо старик. Две женщины подбежали к нему и просят его рассудить, чей же сын лучше. А старик отвечает:
— А где же ваши сыновья, я видел только одного. — И показал на того, что понес ведра.
-Как вы думаете, ребята, почему старичок увидел трех мальчиков, а сказал что видел всего одного сына? Разве первый и второй мальчики были хуже третьего? Ведь один действительно покорил всех своей силой, а второй-голосом. В чем же причина, почему старичок, по его словам, их не заметил?(ответы детей)
 
III. Обобщение.
1.Беседа. (Использовать видеоряд фотографий, где ребята помогают пожилым людям.)
Отношение к поколению старших должно быть бережным и благодарным. Как важны здесь чуткость, тактичность, снисходительность. - Подумайте и скажите, а что вы можете сделать, чтобы ваши бабушки и дедушки не чувствовали себя одинокими, заброшенными?
(Помнить о них, навещать чаще, помогать им, не забывать об их днях рождениях, приглашать на праздники, говорить с ними, не обижать грубостью.)
- Пожилые люди очень чувствительны к вниманию. Они любят поговорить о своих проблемах, болезнях. Надо стараться выслушать их, посочувствовать. К сожалению, в жизни часто бывает наоборот. 
2.Заключительная часть.Дети читают стихи (монтаж ).
СтарикиХорошо им сидеть на завалинке,Тихо осень вступает в права,Греют ноги  подшитые валенки,Греют души простые слова.Всё давно между ними рассказано,Да течёт неторопкая речь:Хорошо ли малина подвязана,И зимой не дымила бы печь.И о детях, конечно же, вспомнится:Что-то долго уже не видать,Всё бегут, всё куда-то торопятся,Про отца забывая и мать.И с надеждою глядя на улицу,Пока в окнах не вспыхнут огни,Будут ждать…Пусть надежды их сбудутся – Ожиданьем и живы они.Хорошо им вдвоём на завалинке,Тихо осень вступает в права,Греют ноги подшитые валенки,Греют души простые слова.