Исследовательская работа «Сергей Есенин и Святой Сергий – живая история за строкой биографии» ученицы 11 класса (2013г.) Агаповой Светланы


Всероссийское туристско-краеведческое движение
«Отечество»-2012
Секция «Родословная. Мои земляки»
Тема: «Сергей Есенин и Святой Сергий – живая история за строкой биографии»
Категория: научно-исследовательская разработка
Автор: Агапова Светлана Евгеньевна,
Учащаяся 11 класса МБОУ «Кузьминская средняя общеобразовательная школа имени С.А. Есенина», 391103 Рязанская область, Рыбновский район, тел 33-2-34
Научный руководитель: Андреева Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Кузьминская средняя общеобразовательная школа имени С.А. Есенина»
2013 г.
План
1.Введение
Наречённый Сергием
Причины обращения к теме работы
Актуальность проблемы
2.Основная часть
Первая связь: Отражение великого православного святого Сергия Радонежского в творчестве С. А. Есенина (житие Сергия, «светлый отрок» Нестерова)
Вторая связь через биографию: икона, подаренная Е. И. В. Великой княгиней Елизаветой Федоровной С. А. Есенину на встрече в Марфо-Мариинской обители, обстоятельства встречи.
Из истории обители и жизни Елизаветы Федоровны
Предметы, подаренные С. А. Есенину Елизаветой Федоровной (из книги Н. Есениной «В семье родной» – Евангелие и образок) и музейные раритеты (об иконе, о книге и иллюстрациях к ней)
3. Заключение
Цели:
выявить возможные взаимосвязи Сергея Есенина и его небесного покровителя – прп. святого Сергия Радонежского
раскрыть обстоятельства, стоящие за строкой в биографии С. А. Есенина о пожаловании поэту иконы прп. святого Сергея Радонежского
Задачи:
Собрать и обработать исторический (документальный и фото) материал о факте посещения С. А. Есениным Марфо-Мариинской обители
Соединить разрозненные материалы о связи Есенина и Сергия Радонежского
Посетить фонды ГМЗ С. А. Есенина
Взять интервью у главного хранителя музея Панкратовой Валентины Ивановны
Сделать фотографии музейных раритетов, связанных с темой данной работы
Исследовать проблему взаимосвязей Сергея Есенина и его небесного покровителя – прп. святого Сергия Радонежского
Оформить результаты исследования в виде электронной презентации
1.Введение
Великого русского поэта Есенина нарекли по святцам именем Сергей. Это имя дал ему Константиновский священник – о. Иоанн (Смирнов), потому что Есенин родился 3 октября, а через пять дней – 8 октября совершается день памяти святого прп. Сергия Радонежского. А значит – святой стал небесным покровителем С. А. Есенина. Связь двух Сергиев уже образовалась! Было бы интересно исследовать вопрос о возможной более глубоких связях нашего земляка С. А. Есенина с прп. Сергием Радонежским.
На основе одного интересного факта биографии С. А. Есенина хочется раскрыть живую ткань истории (события, взаимоотношения знаменитых людей). Основная проблема исследовательской работы заключается в выявлении возможных взаимосвязей Сергея Есенина и его небесного покровителя – прп. святого Сергия Радонежского, а также необходимо показать выявленные в процессе работы новые связи с другими выдающимися личностями.
В 2014 году в России по инициативе президента В. В. Путина на всероссийском уровне будет отмечаться 700-летие со дня рождения великого русского святого преподобного Сергия Радонежского, который кроме того является и выдающимся историческим деятелем. Поэтому данная тема является не только интересной, но актуальной и значимой, и особенно для нас, земляков Есенина.
Связь великого поэта и великого святого просматривается как на творческом уровне, так и на биографическом. Практическая польза данной работы в содействии в рассмотрении новых подробностей жизни нашего земляка – великого поэта С. А. Есенина, передача для публикации исследования главному редактору журнала «Современное есениноведение» О. Е. Вороновой и в районную газету «Приокскую новь».
2.Основная часть
1)
Рассмотрим наиболее ясный вопрос об отражении образа прп. Сергия в творчестве Есенина. Впервые в есениноведении этот вопрос поставила О. Е. Воронова – руководитель Есенинского центра РГУ, один из самых авторитетных есениноведении, главный консультант Государственного музея-заповедника С. А. Есенин. Именно она в своих научных трудах затрагивает проблему отражения в творчестве поэта образа его небесного покровителя — великого православного святого Сергия Радонежского. В книге О.Е.Вороновой Сергей Есенин и русская духовная культура этому вопросу уделяется около половины страницы печатного текста. Ольга Ефимовна отмечает, что черты внешнего облика святого Сергия проявляются вновь и вновь в образе «светлого отрока», воссозданного в целом ряде стихотворений («К теплому свету на отчий порог…», «Колокольчик среброзвонный…»)
Наряду с «Житием Сергия Радонежского», важнейшим источником есенинского образа «светлого отрока» является картина художника Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890), где изображён будущий святитель православной Руси – Сергий Радонежский. Нестеров уже тогда был признанным и знаменитым художником. Они с Есениным были хорошо знакомы. Поэтому выскажем предположение, что нестеровский образ «отрока Варфоломея не мог не повлиять на Есенина. Мотивы этой картины, её типично русский пейзаж, образ светловолосого, тонколикого отрока, изображённого на фоне берёзовых перелесков в переломный момент его судьбы — во время встречи со старцем-«черноризцем», очень напоминает образ юного есенинского отрока . Например, в стихотворении Есенина «Колокольчик среброзвонный…»:
Пусть не я тот нежный отрок
В голубином крыльев плеске,
Сон мой радостен и кроток
О нездешнем перелеске.
Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» была его любимой картиной и открывает целую серию картин о его любимом святом Сергии Радонежском, вошедшую в знаменитый цикл « Святая Русь». Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. С. Городецкий писал: «Была у него (Есенина) в стихах та мистическая тишина, которая характерна для картин Нестерова».
Таким образом, связь на творческом уровне прослеживается через образ светлого отрока из Жития святого и через картину Нестерова.

2)
На биографическом аспекте необходимо остановиться более подробно. К этому вопросу не обращались исследователи. Есть упоминание у О.Е. Вороновой о значимости для него (Есенина) драгоценного дара великой княгини Елизаветы Фёдоровны, настоятельницы Mapфо-Мариинской обители - иконы Сергия Радонежского, преподнесённая поэту в 1916 году. Указывается, что святыня бережно хранилась в семье Есениных и ныне она находится в экспозиции Государственного музея-заповедника С. А. Есенина в селе Константинове. Здесь наше исследование идет по двум путям:
1.найти подробности обстоятельства дарения иконы в различных документальных источниках
2. посетить Государственный музей-заповедник С. А. Есенина и взять интервью у главного хранителя музея В. И. Панкратовой, об иконе, которая находится в фондах музея
В биографии С. А. Есенина есть одна строка о посещении Есениным и Н.А.Клюевым в январе 1916 года Марфо-Мариинской обители, где они читали стихи в присутствии Е. И. В. Великой княгини Елизаветы Федоровны, после встречи Елизавета подарила Есенину икону Сергия Радонежского.
В 1916 г. между 7 и 10 января Есенин и Н. А. Клюев выступают с чтением своих произведений в патронируемом великой княгиней Елизаветой Феодоровной лазарете для раненых при Марфо-Мариинской общине.
Многое осталось за строкой в биографии. А это – живая, реальная жизнь, интереснейшие события и кажущиеся случайными совпадения. Каковы же были обстоятельства этой встречи? Представляется интересным раскрыть подробности: как и зачем поэт оказался в обители.
1916 год. Шла Первая мировая война. Творчество крестьянских поэтов: С. А. Есенина с Н.А. Клюева заметил штаб-офицер для поручений при дворцовом коменданте, полковник Д.Н. Ломан, курировавший строительство Федоровского городка. Он устроил поэтам чтение стихов в Марфо-Мариинской монашеской общине сестер милосердия, основанной Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной, перед ранеными. Елизавета Фёдоровна лично присутствовала на этом выступлении. Творчество Есенина и Клюева ей понравилось. И через несколько дней поэты уже читают стихи в её московской резиденции. На встрече присутствовали и известные художники, в том числе М. Нестеров. Что объединяло Нестерова с поэтами? И Клюев, и Есенин, и Нестеров входили в «Общество возрождения художественной Руси», основанное в 1915 году. Е. И. В. В. К. Елизавета Фёдоровна в благодарность за творчество подарила Есенину и Клюеву по экземпляру Евангелия и образки с изображением иконы Покрова Пресвятой Богородицы и св. Марфы и Марии. Позже Елизавета Фёдоровна делает Есенину ещё два особых подарка – это икона преп. Сергия Радонежского и книга «Под благодатным небом».
В интервью главный хранитель ГМЗ С.А. Есенина сообщила, что информация о первых двух подарках (Евангелие и образок с изображением иконы Покрова Пресвятой Богородицы и св. Марфы и Марии) находится в книге Н. В. Есениной «В семье родной». Они находились в личном архиве Н.В., в фондах музея их нет и после смерти Н.В. о них ничего неизвестно. В книге есть только, как черно-белые иллюстрации, копии фотографий образка с обеих сторон и Евангелия.
А вот икона прп. Сергия и книга, подаренная Елизаветой Федоровной, являются раритетами ГМЗ С.А. Есенина и хранятся в фондах музея.
Но прежде, чем рассказывать о них хочется остановиться на судьбе самой Великой Княгини для того, чтобы лучше понять: почему особые подарки сделаны именно С. Есенину.

3)
Елизавета Федоровна старшая сестра императрицы Александры Федоровны дочь герцога Гессен-Дармштадского Людовига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктори. О ней все говорили, как об ослепительной красавице. В двадцать лет она вышла замуж за пятого сына императора Александра II, которого звали Сергей Александрович. Из холодноватой немецкой красавицы Великая Княгиня постепенно превращалась в одухотворенную, всю как будто светящуюся внутренним светом женщину. В России она обрела не только любимого мужа, но и истинную веру – приняла православие. Москвичи скоро узнали великую княгиню как защитницу сирых и убогих, больных и бедных… она ездила в больницы, богадельни, приюты, помогала многим, облегчала страдания, раздавала помощь.  в 1905 году великий князь Сергей Александрович был трагически погиб от взрыва бомбы, брошенной эсером-террористом. После кончины мужа Елизавета Федоровна не снимала траур. Она решила посвятить себя строительству и созданию милосердной обители. В феврале 1909 года была открыта Марфо-Мариинская обитель Милосердия. Были построены богадельня, больница и детский приют. На территории обители построили два храма: первый - в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии, второй - Покрова Пресвятой Богородицы. Один из храмов был расписан художником Михаилом Нестеровым. Были построены богадельня, больница и детский приют именно сюда привозили самых тяжелых больных, от которых все отказывались, к ним приглашали лучших специалистов, врачебные кабинеты и хирургическая клиника были лучшими в Москве, все операции проводили бесплатно. Здесь же была построена аптека, где бедным лекарства тоже отпускались бесплатно. Днем и ночью сестры неусыпно следили за состоянием больных, терпеливо ухаживали за ними, а настоятельница, казалось им, всегда была с ними, ибо на сон она отводила себе 2-3 часа в день. Многие безнадежные вставали и, уходя из обители, плакали, называя Елизавету Федоровну «Великой матушкой». Она сама перевязывала раны, часто просиживала все ночи у постели больного. Если кто-то умирал, она всю ночь читала над покойником Псалтирь.
Во время Первой мировой войны она ухаживала за ранеными в лазаретах. Именно в это время (в 1916 году) туда и приезжал выступать перед ранеными Есенин.
После революции Великую княгиню Елизавета Федоровна и её родственников арестовали и увезли в Екатеринбург. Елизавета Федоровна и заключенные с ней приняли мученическую смерть в Алапаевске – были живыми сброшены в старую шахту, куда бросали бревна, гранаты, горящую серу, а из глубины шахты слышались звуки херувимской, которую пели страдальцы, и особенно выделялся голос великой княгини, хотя сама она была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы.  Погибла преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна (18 июля 1918 года) в день памяти преподобного Сергия Радонежского, бывший днём Ангела её мужа – великого князя Сергея Александровича.
Интересно и то, что духовник обители и самой Елизаветы Федоровны, с которым ей удалось увидеться перед смертью, отец Митрофан Серебрянский принял монашеский постриг с именем Сергий.
4)
Но вернемся к иконе и книге, подаренными Елизаветой Федоровной. Оба дара находятся в фондах Государственного музея-заповедника С. А. Есенина. Об одном из них – об иконе св. прп. Сергия Радонежского есть информация на сайте музея-заповедника и в Каталоге музейных раритетов. В.И. Панкратова, главный хранитель Государственного музея-заповедника С. А. Есенина рассказала мне, что так как у поэта не было постоянного места жительства в городе, летом 1916 года он привез дары Елизаветы Федоровны в деревню и отдал матери. Эта икона потом хранилась у Александры Александровны сестры Есенина, и в 1983 году племянница поэта, Светлана Петровна Есенина подарила её музею.
В книге «Есенинские раритеты: Каталог»дано подробное описание этой иконы:
датируется началом 20 века; размер небольшой 22,5 х 9,5 х; икона деревянная, обтянутая левкасом, обратная сторона обтянута бархатом, рамка металлическая, изображение с позолотой. Эту икону мне показали в фондах музея. Сделанные мной фотографии этой иконы представлены на слайде.
О втором раритете – книге жития святых «Под благодатным небом» я впервые узнала от сотрудника музея В. И. Панкратовой. Об этой книге упоминается в журнале Есенинский Вестник за 2012 год.
В музейные фонды книга поступила недавно (в 2011 году), и стала очень ценным их пополнением благодаря меценату Владимиру Александровичу Мазаеву, который выкупил её и другие печатные издания, принадлежащие Есенину у коллекционера Ю. А. Паркаева. Книга очень ветхая, листы в правом верхней углу повреждены. Обложка утеряна. В журнале есть фотография титульного листа книги. На титульном листе имеется штамп: «От Е. И. В. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны».
Интересно, что эта книга – первый и единственный выпуск из задуманных св. Елисаветой Феодоровной серии книг, так как потом началась Первая мировая война и революция, и издать остальные книги уже было невозможно.
Эта книга – ценнейший исторический источник. Она снова возвращает нас к Сергию Радонежскому и к так любившему этого святого М. Нестерову. Так как книга содержит жития святых за сентябрь/октябрь (церковный год начинается с сентября), в ней оказалось и житие Сергия Радонежского (ведь день его памяти в октябре 8-ого), а иллюстрацией к нему стала картина Нестерова, которую я уже упоминала, «Видение отроку Варфоломею». (Еще М. Нестеров иллюстрировал в этой книге житие св. мучениц Веры, Надежды, Любови.)
Сама Елизавета Фёдоровна тоже сделала рисунки для этой книги – св. мученицы Василисы и св. Димитрия, митрополита Московского. Содержание книги переиздано в настоящее время, книга уже есть в продаже. Но вот иллюстрации еще не изучены, не опубликованы, они известны только узкому кругу научных сотрудников музея. Нам разрешили сделать небольшую сенсацию – показать две работы Е.И.В. Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны без права публикации.
3. Заключение
Т. о., эти музейные раритеты связывают и С. Есенина, Е.И.В. В. К. Елизавету Фёдоровну и М. Нестерова. И все они незримо связаны через прп. Сергия Радонежского. Новизна исследовательской работы в том, что имена этих известных исторических личностей вместе, в живой взаимосвязи упоминаются впервые.
. Духовная жизнь Есенина была очень напряженной и мучительной. В глубинах его сердца вероятно была бессознательно укоренена вера, но поэт испытал и мучительные сомнения, поиски, противоречия. Нареченный Сергием в честь великого святого, сам он подражать ему не стремился, но обстоятельства его жизни складывались так, с такими людьми сводила его жизнь, для которых этот святой был почитаем и любим.
Таким образом в работе показана связь поэта со святым через картину М. Нестерова «Явление отроку Варфоломею», знакомство с самим художником, связь художника с Е.И.В.В.К. Елизаветой Федоровной (ведь он расписывал храм в Марфо-Мариинской обители, написал портрет Великой Княгини), через встречу Есенина с Елизаветой Федоровной, ее подарок – икону прп. Сергия.
За одной строкой в биографии нашего земляка скрывалась целая удивительная история, полная неожиданных связей, событий, отношений. Хочется надеяться, что работа будет интересна не только в юбилейном году, но полезна для людей, интересующихся родной историей и чтущих память нашего знаменитого земляка.
Источники информации:
Проблемы научной биографии С. А. Есенина: Сб. трудов по материалам Международной научной конференции, посвящённой 114-летию со дня рождения С. А. Есенина. – Рязань: «Пресса», 2010. – 546с.
Сергей Есенин и русская духовная культура: Научное издание. – Рязань: Узоречье, 2002. – 520 с.: ил.
Н. В. Есенина: В семье родной. – Советский писатель, 2001. – 284 с.
Есенинские раритеты: Каталог – Рязань: Изд-во «Рязанская областная типография», 2011. – 96 с.
Есенинский вестник. Издание Государственного музея-заповедника С. А. Есенина. Выпуск №1 (6), 2012 год.
Интервью с главным хранитель музея Валентиной Ивановной Панкратовой
http://www.pokaianie.ru/article/romanovs_family/read/25217http://www.eshatologia.org/728-velikaia-kniaginia-elizaveta-feodorovna.htmlhttp://www.museum-esenin.ru/biography