ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СО СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕТСКИХ САДАХ

Министерство образования и науки РС (Я)
МКУ МОУО Сунтарского улуса
МБДОУ ОВ №5 «Ньургуьун» с. Сунтар








ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СО СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕТСКИХ САДАХ











Воспитатели:
Трофимова Н.С., Попова Л.Ф.




2015г.


Введение

В наш современный ХХI век, когда информационный поток развивается в быстром темпе, возрастает потребность овладения иностранными языками. Еще недавно знание иностранного языка казалось ненужной роскошью, а новое поколение не может без этого обойтись. В европейских странах обучение дошкольников нескольким языкам уже вошло в норму. В последнее десятилетие обучение детей дошкольного возраста второму языку получило в России широкое распространение. Например, в одном из частных детских садов Москвы уже с года дети начинают овладевать, наряду с родным языком, французским и английским языками одновременно.
















ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык - это язык русской нации, язык, на котором создавалась и создаётся её культура.
Русский язык - это официальный язык Российской Федерации. Он обслуживает все сферы деятельности людей, живущих на территории России: на нём пишутся важнейшие документы страны, и ведётся преподавание в учебных заведениях. Так как наша страна многонациональна, то русский язык служит средством межнационального общения людей: он понятен каждому гражданину России. Русский язык является родным для большей части населения нашей страны.

2. Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.
Русский язык - это язык, на котором русская нация создавала и создаёт свою культуру, в первую очередь литературу. В современном виде русский язык впервые появился в XIX веке, в эпоху А.С. Пушкина. Именно он считается основателем современного русского языка, понятного нам всем и на котором мы разговариваем.
Русский язык включает в себя как литературную разновидность (т.е. такую, в которой соблюдаются все зафиксированные в грамматиках правила), так и нелитературную (т.е. диалекты, просторечия, жаргоны и арго - случаи отклонения от общепринятой нормы). Русские писатели и поэты всегда успешно использовали обе разновидности русского языка, создавая великие произведения русской литературы.
3. Русский язык в современном обществе. Богатство, красота и выразительность русского языка.

В современном обществе в России русский язык играет огромную роль, являясь языком национальным, официальным и языком межнационального общения. Не менее важная роль русского языка и в мире: он является интернациональным языком (один из шести официальных и рабочих языков ООН).
В современном обществе русскому языку уделяют огромное внимание. Забота общества о языке выражается в его кодификации, т.е. в упорядочении языковых явлений в единый свод правил.
Русский язык невероятно разнообразен. Авторы всегда отмечали огромное количество выразительных средств, существующих в русском языке.
4. Место русского языка среди других языков. Русский язык как один из индоевропейских языков.
Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, то есть он имеет один общий праязык с другими языками этой группы (в основном, это европейские языки). Из-за общности происхождения в этих языках есть много общего в грамматическом строе, существует пласт одинаковых слов, отличающихся друг от друга фонетически (это слова, обозначающие членов семьи, глаголы, обозначающие простейшие действия и т.д.).
Русский язык в кругу других славянских языков. Русский язык входит в славянскую группу языков, которая делится на восточную, западную и южную подгруппу. Русский язык, принадлежащий к восточной подгруппе, в которую также входят украинский и белорусский языки, находится с этими языками в ближайшем родстве.
Русский язык и языковые контакты. На протяжении всей своей истории русский язык существовал не автономно, а вступал в контакты с другими языками, которые оставляли в нем свои отпечатки.
В VII-XII веках в русский язык заимствовал слова из скандинавских языков, это были слова, связанные с морским промыслом (якорь, крюк) и имена собственные (Ольга, Игорь).
Из-за тесных экономических и культурных связей (принятие христианства) на русский язык оказал большое влияние греческий язык (огурец, фонарь, алтарь, демон).
В XVIII веке на русский язык активно влиял французский язык, который считался языком аристократии (буфет, абажур, манеж).
В последние пятнадцать-двадцать лет в русский язык активно проникают слова из английского языка. Иногда использование слов английского происхождения излишне: иноязычные слова, которые иногда даже не всем понятны, заменяют более привычные слова. Это портит речь, нарушает такие ее качества, как чистота и правильность.
Но не только другие языки влияют на русский язык, но и наоборот. Так, в середине XX века после запуска первых спутников и космических кораблей во всех языках мира появились такие слова, как «космонавт» или «спутник».
Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянский язык сначала начали использовать западные славяне, а в X веке он стал языком и восточных славян. Именно на этот язык переводились с греческого языка христианские тексты. Этот язык сначала был только книжным, но потом он и разговорный язык начали влиять друг на друга, в русских летописях часто эти родственные языки смешивались.
Влияние старославянского языка сделало наш язык более выразительным и гибким. Так, например, стали использоваться слова, обозначающие отвлеченные понятия (для них еще не было своих названий).
Многие слова, пришедшие из старославянского языка, не воспринимаются нами как заимствованные: они полностью обрусели (одежда, чрезвычайный); другие же воспринимаются нами как устаревшие или поэтические (перст, ладья, рыбарь).
5. Наука о русском языке
Наука о русском языке называется русистикой. Она изучает как современное состояние языка, так и его историю. Она включает в себя такие разделы, как грамматика (морфология и синтаксис), лексика, фразеология, фонетика, графика, орфография, пунктуация, орфоэпия, словообразование и стилистика.
Виднейшие ученые-русисты.
Основателем современной науки о русском языке считается М.В. Ломоносов, он написал «Российскую грамматику», первое развернутое описания строя русского языка, разработал теорию трех «штилей».
Ещё одним видным ученым-русистом был В.И. Даль, создавший четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1883-1866), в котором он отразил не только литературный язык, но и многие диалекты.
Большой вклад в изучение русского языка внесли Ушаков, Щерба, Потебня, Ожегов и др.

 






















В нашей республике государственными является якутский и русский языки. Это означает что и родной, и русский языки должны быть развиты в равной степени. Если в городах нашей республики стоит проблема овладения дошкольниками родным якутским языком, то у нас в селе, где проживает преимущественно якутское население свободное овладение детьми русским языком остается проблемой.
С 1980 года в национальных детских садах обучение русскому языку начинается с пяти лет, т.е. со старшей группы. Значит, в дошкольный период обучение русскому языку протекает два года (в старших и подготовительных группах). В итоге, как показала практика, введение обучения русскому языку в национальных детских садах только со старшей группы не дает желаемого эффективного результата. При поступлении в школу очень многие дети говорят с акцентом, произносят смешиваемые звуки, слабо владеют связной речью. Ученик с низким навыком владения русского языка чувствует дискомфорт в обучении и отстает от сверстников. Многие родители считают, что причиной недостаточного владения вторым языком – позднее начало его введения. По их мнению, раннее введение обеспечивало бы эффективному обучению русскому языку.
В современных начальных классах школы дети обучаются по новым развивающим программам (Школа-2100, Эльконина-Давыдова, Петерсона и т.д.). Даже в якутских классах, где дети обучаются по традиционной программе, учебники по математике издаются на русском языке. Таким образом, возникает необходимость хорошего овладения русским языком именно в дошкольный период (до поступления в школу).
Очень важным, на наш взгляд, является возраст, когда человек начинает учиться второму языку. Как ни странно, подобные вещи оказываются для ребенка легче, чем для взрослого. У детей нет предубеждений, устоявшихся привычек, стеснительности и скованности в общении с представителями других национальностей, этнических общностей, стремления удовлетвориться общением только на родном языке, которые, и мешают нам понять человека из чужой культуры.
Наиболее благоприятный период усвоения ребенком языка – это возраст от 3 до 4 лет. В этом возрасте, по мнению психологов, наблюдается явление называемое «языковой одаренностью», связанное повышенной чувствительностью к звуковой стороне речи, заинтересованностью и желанием ею заниматься. В этом возрасте развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и фразы.
Учитывая эти психологические и возрастные особенности, мы поставили такую цель: развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного звукопроизношения и первоначальных речевых умений и навыков практического владения русским языком.

Задачами являются:
привитие навыков понимания русской разговорной речи и говорения на нем;
способствование развитию артикуляционного аппарата, формированию правильного произношения звуков;
способствование активизации пассивного и активного словарей для дальнейшего овладения связной речью в старших группах;
привитие нравственных ценностей родной речи путем сопоставления с русским языком.
Обучение русскому языку строится на следующих принципах:
принцип психологической комфортности;
принцип коммуникативности (приближение создаваемых ситуаций к естественному речевому общению);
принцип доступности;
принцип непрерывности.

Первый год обучения русскому языку проводится в свободное от непосредственной образовательной деятельности время по тематическому принципу («Семья», «Части тела», «Игрушки», «Времена года», «Животные» и т.д.). Со многими темами дети сначала знакомятся на родном языке на непосредственных образовательных деятельностях по ознакомлению с окружающей действительностью, по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, в игровой деятельности и во время режимных моментов.
В каждой теме вводится артикуляционная гимнастика для развития мышц органов речи, заучиваются наизусть известные народные потешки, песенки, стишки, сказки для обогащения пассивного, активного словарей и привития навыков правильного произношения.
Обучение проводится в игровой форме по системе «Ребенок среди людей», что способствует неосознанному усвоению русского языка.
Организационное обучение русскому языку проводится в совместной работе с родителями согласно требованиям программы с помощью бесед, консультаций, проведением анкетирования и тестов (совместно с психологом и старшим воспитателем).
Обучение языку идет систематически по принципу усложнения. В старших группах в программу включаются математические термины, названия геометрических фигур, что облегчает будущим первоклассникам анализ, синтез, умение сравнивать, классифицировать на русском языке.

















ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ: развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного звукопроизношения и первоначальных речевых умений и навыков практического владения русским языком.

Средняя группа

Темы: «Семья», «Части тела», «Моя голова», «Зима», «Животные», «Новый год», «Это - я», «Комната», «Игрушки», «Фрукты», «Одежда», «Посуда», «Животные, птицы», «Овощи» - 14 тем.

Занятий – 26

Произведения:
«Семья»
«Вот рука и вот рука..»
«Водичка, водичка..»
«Мишка»,
«Тихо-тихо..»
«Мы маленькие дети»
«Зайка»
«Медведь»
«Наша елка высока»
«Мячик»
«Загудел паровоз»
«Идет коза рогатая..»
«Петушок»
«Идет бычок..»
«Федорино горе» К.Чуковский












ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ: развитие понимания русской речи и формирование первоначальных умений и навыков к разговорной речи, обогащение пассивного и активного словарей.
Старшая группа
«Семья», «Игрушки», «Комната», «Части тела», «Детский сад», «Дикие звери», «Домашние птицы», «Головные уборы. Одежда.Обувь.», «Дом», «Двор», «Посуда», «Новый год», «Наша группа», «Одежда», «Зима», «Геометрические фигуры», «Домашние животные», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Наша одежда», «Время», «Животные жарких стран» - 23 тем.

Занятий - 28.
Конструкции:
«Вот + имя сущ.».
«Это + имя существительное»,
«Да, это + имя существительное».
«Нет, это не + имя сущ., а + имя сущ.».
«Вот (тут, там, здесь) + имя сущ.».
«Имя сущ. + глагол».
«Имя сущ. + имя сущ.».
«Это + имя сущ.»,
«Имя сущ. (личное мест.) + глагол»,
«Имя сущ. + глагол (в един. и множ. числах)».
«Имя сущ. + прилагательное».
«Имя сущ. (местоимение) + глагол»,
«Это (вот, тут, там, здесь) + имя сущ.».
«Это + имя сущ., а не + имя сущ.».
«Личное местоимение + прилагательное».
«Имя прилагательное + имя сущ.».
«Имя сущ. + наречие»,
«Имя сущ. (личное местоим.) + прилагательное»,
«Имя прилагательное + глагол + наречие места».
«Имя сущ. (местоимение) + имя прилагательное»,
«Вот (это) + имя прилагательное».
Произведения:
«Семья»
«Сидит белка на тележке»
«Сорока - белобока»
«Репка» русская народная сказка
«Детский сад» С.Питимирова
Песни «Елочка»
«Надо, надо умываться»
Стихотворение «Зима»
«Зайка беленький сидит»
«Солнце»
«Весна»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме.

Подготовительная группа
«Игрушки», «Учебные принадлежности», «Части тела», «Дом», «Мебель»,
«Время», «Осень», «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Школа», «Домашние животные», «Животные Севера», «Зима», «Электрические приборы», «Посуда», «Одежда», «Головные уборы», «Обувь», «Рабочие инструменты», «Птицы», «Животные жарких стран», «Хлебные продукты», «Мамин праздник», «Молочные продукты», «Мясные продукты», «Рыбы», «Транспорт», «Наше село», «Город», «Весна», «Спорт», «Профессии», «Магазин», «Почта», «Лес», «Ягоды», «Садовые цветы» - 38 тем

Занятий - 52
Конструкции:
«Глагол + наречие места».
«Глагол + предлог в, на + имя сущ. (личное местоим.)».
«Да, не, нет + имя сущ.».
«Имя сущ. + имя прилагательное».
«Глагол + предлог В (НА) + имя сущ.».
«Имя сущ. + глагол»,
«Наречие времени + глагол».
«Им.сущ. (личн.местоим.) + прилагательное»,
«Глагол + им.сущ. (в родит. Падеже с предлогом У, в винит. Падеже с предлогом В, НА)».
«Глагол + предлог В (НА, ПОД)+ им.сущ.».
«Имя сущ. (личное местоим.) + глагол в прошедшем времени».
«Глагол + наречие образа действия»

Вопросы:
Где?
Куда?
Какой (ая, ое)?
Когда?
Что (с)делал(а), делаешь?
Что будешь делать?
Кому?
Кто?
К кому? К чему?
У кого?
Чей? Чья?
Кого? Что?
Для чего?
Что делают?
Как?
Сколько?
Для кого?
Почему?

Произведения:
А.Барто «Игрушки».
Русская народная сказка «Теремок».
Считалка «Серый зайка».
Стихотворение «Маленькие ножки».
Стихотворение об осени А.С.Пушкина.
Считалка «Дома баба, дома дед», Бажанова, стр.97.
Стихотворение «Идет зима!», Бажанова, стр.119.
Произведения: «Сказка о елочке», «Наша елка», «Елочка».
Рифмовка «Класс», Бажанова, стр.237
Отрывок из произведения К.Чуковского «Федорино горе».
Чтение произведения «Все работы хороши».
Считалка «Котята», Бажанова, стр. 232.
Стихотворения «Моя мама», «У меня есть бабушка».
Стихотворение Е.Благининой, Бажанова, стр.236.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Обучение детей русскому языку со средней группы дает базовую основу для дальнейшего обучения в последующих возрастных группах и облегчает усвоение лексического и грамматического материала. До поступления в школу дети смогут овладеть богатым запасом русских слов, освоить достаточно сложные грамматические структуры, уметь слушать и понимать других на русском языке. Будут самостоятельно строить правильные предложения необходимые для овладения монологической речью, с помощью которой они смогут высказывать свои мысли на русском языке.



















Использованная литература

Амонашвили Ш.А., «Здравствуйте, дети!», 1983г.
Борисов П.П., Егорова С.П., Габышева Ф.В., «Устный курс русского языка», 1986г.
Бондаренко А.К., «Словесные игры в детском саду», 1974г.
Бунеева Р.Н., Бунеева Е.В., «По дороге к азбуке», 1 часть, 1999г.
Величук А.П., Бажанова И.А., «Русский язык в старших группах национальных детских садов РСФСР», 1990г.
Гоголева С.В., «Обучение русской речи в якутских детских садах», 1992г.
Гоголева С.В., «Обучение русскому языку в якутских детских садах», 1996г.
Гоголева С.В., Егорова Е.И., «Обучение связной речи в якутских детских садах», 1992г.
Гоголева С.В., Лепчикова Л.П., Саввина М.Н., «Дидактические игры»,
Максаков А.И., «Учите, играя», ,1983г.
Самсонова Т.П., «Занятия по русскому языку в якутском детском саду», 1982г.
Сохин Ф.А., «Развитие речи дошкольного возраста», 1984г.
Фомичева М.Ф., «Воспитание у детей правильного произношения», 1990г.
Программа по русскому языку для подготовительных к школе групп в якутских детских садах, Якутск, 1979г.
«Детский сад от А до Я», научно-методический журнал для педагогов и родителей, №1 2004г.
15