Урок самопознания 3 класс Понимать себя и других


План урока самопознанияШкола: Подстепновская школа №1 Дата: 07.12.2015 Урок№:13
Тема: Понимать себя и другихЦенность: Любовь Качества: любовь ко всем, дружба, любовь в семье
Педагог: Каймулдиева Шынар СериковнаКласс: 3б, 3в Кол-во уч-ся: 3б- , 3в-
Цель: расширять представления о ценности взаимопонимания
Задачи:
• Раскрывать значение понятий «взаимное согласие», «взаимопонимание»;
• Развивать стремление уважать мнения других людей;
• Воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям
Ресурсы: (материалы, источники)
аудиозапись минутки тишины, раздаточный материал, Басня А. И. Крылова «Лебедь, рак и щука»юХод урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
- А сейчас я вас приглашаю побыть наедине со своими мыслями. Если хотите, можете закрыть глаза. Послушайте музыку и представьте себе, что вы пришли на зеленую поляну (пауза). Светит нежное ласковое солнце. Солнышко прикасается к вам своими нежными лучиками, и вам становится хорошо и приятно (пауза). На поляне много красивых цветов, над которыми летают красивые бабочки (пауза). Этих бабочек послали родители Ани, Виолетты, Алмаза, Данила, Еламана, Германа, Хамзата, Вики, Кирилла, Олеси, Никиты, Аспандияра, Любы, Яны, Алины, Алёны, Санжара, Мадины. (перечисляет имена всех присутствующих детей). Бабочки покружились и сели вам на руку (пауза). Почувствуйте, как приятно, когда бабочка прикасается к вам и остается с вами навсегда (пауза). Почувствуйте, как ваше сердце любит окружающий мир, родную семью (пауза). Почувствуйте, как хорошо вам в вашей семье (пауза). Поднимите бабочку руками высоко – высоко к солнцу и отпустите ее (пауза). Пусть она полетит и всему миру расскажет, какая у вас замечательная, прекрасная и счастливая семья. Скажите бабочке «спасибо». Пожелайте вашей семье, вашему дому счастья и благополучия. Берегите свою семью. Дорожите своим домом. Откройте глаза. Потянитесь. Вздохните. Молодцы!
Проверка домашнего задания.
В.Сухомлинский «Семь дочерей»
-Как вы думаете как дочери относятся к матери?
-Можно ли говорить о взаимопонимании в этой семье?
-В чем проявляется заботливое отношение к близкому человеку? Анализ хода урока
Позитивное высказывание (цитата).
Учитель обращает внимание детей на цитату урока, написанную на доске:
«Понимание – основа любви»
Народная мудрость
- Как вы понимаете смысл пословицы? -Каким нужно быть чтобы понимать других?
-Какими качествами нужно обладать чтобы тебяя понимали? Просмотр видеоролика: Басня А. И. Крылова «Лебедь, рак и щука»
 - Ребята, можно ли героев басни назвать товарищами?
 - Почему?
 - Чему им нужно научиться?
 - Совершенно верно, им нужно учиться договариваться, учиться понимать друг друга.
 - Как вы думаете, а у людей так бывает?
 - Чему мы сегодня будем учиться на уроке?
 - Тема нашего сегодняшнего урока «Понимать себя и других»»
Беседа:
 - Отчего происходит непонимание между людьми?
Какое чувство лежит в основе взаимопонимания?
(ответы учащихся)
 - Непонимание возникает из - за отсутствия желания понять другого человека. Понимание – результат совместных усилий общающихся людей, терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких - либо отличий.
Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение – всё это лежит в основе взаимопонимания.
Разминка «Солнышко лучистое» - Представьте, ребята, что ласковое солнышко спустилось к вам по золотой небесной лесенке, давайте протянем свои руки и попробуем прикоснуться к его золотым лучикам. Потянитесь к солнышку высоко-высоко, почувствуйте, как ладошкам тепло-тепло. Рассказ учителя
Учитель пересказывает содержание притчи.
А. Лопатина, М. Скребцова Как усмирить дракона
Дракон губил урожай и крал скот. Жители горного села не могли больше терпеть его разбой. Вечером, когда дракон уснул, крестьяне устроили ловушку возле его пещеры. Ночью всех разбудил яростный крик дракона. «Ага, попался, злодей», — обрадовались
крестьяне, но потом поняли, что дракон вырвался из ловушки. Горное село было
окружено каменной стеной с воротами, и утром горцы увидели, что раненый дракон лежит возле ворот. Жители оказались взаперти. Больше всех расстроилась девушка, ко-
торая пришла в селение издалека за помощью к целительнице. — Моего отца поранил медведь, я должна срочно принести ему мазь, иначе он погибнет. Что делать? — спрашивала девушка. Люди молчали и виновато отводили взгляд. Подумала девушка, а потом попросила у целительницы еще одну баночку мази и выскользнула за ворота.
Все замерли, ожидая ужасную расправу, но в тишине вдруг услышали нежный голосок: — Бедный дракон, сейчас намажу твою рану целебной мазью, и боль пройдет. Пойдем к реке, я смою кровь с твоей чешуи. В ответ раздался жалобный визг.
Горцы залезли на стену и увидели, что дракон ковыляет за девушкой, как собачка на поводке. Только поводком была розовая шелковая ленточка. Возле реки девушка промыла раны дракона, а потом что-то долго шептала ему. Вернувшись в село, девушка сказала: — Мне надо спешить к больному отцу. Дракон обещал никого не трогать, если вы будете нежно с ним обращаться. Тогда он станет охранять вас и ваши стада. — Выходит, ты дракона усмирила? — спросили люди. — Самая большая сила — это нежность. Она усмиряет даже драконов, — засмеялась девушка.
Вопросы :• Почему дракон не погубил девушку?
• Как вы думаете, может ли нежное отношение изменить характер человека в лучшую сторону?
Творческая деятельность, групповая работа. Игра. 1.А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе. • Младший брат сломал твою игрушку. 1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его. • Ты поссорился со своей сестрой. 1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь. • С тобой поступают жестоко. 1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью. • Ты недоволен собой. 1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других. • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими. 1. Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.
2.Нарисуйте нежность в виде прекрасной феи.
3.Один из детей — дракон. Он живет в пещере и защищает свои богатства. Дракон садится на стул, вокруг которого чертится круг, а внутри круга раскладываются разные «богатства». Дети по очереди пытаются нежными словами выпросить у дракона какое-либо из его сокровищ. Дракон выполняет просьбу того, кто сможет ласковее всех поговорить с ним.
Вывод: мы с пониманием и прощением относимся к людям, у нас больше положительных качеств чем отрицательных. Групповое пение.
На слова М.Рябинина, музыка В.Шаинского «Родительский дом» Домашнее задание с.40-41 по Л.ПрунцовойЗаключительная минута тишины.
Мелодия моря и тишины.
Мысленно пошлите добрые пожелания своим родными близким